Драма в литературе - это... Драма: примеры произведений

Драма - это форма литературного произведения, которая позволяет в кратком сюжете показать конфликты общества, чувства и взаимоотношения героев, раскрыть нравственные вопросы. Трагедия, комедия и даже современные скетчи - все это разновидности этого искусства, возникшего еще в Древней Греции.

Драма: книга со сложным характером

В переводе с греческого слово "драма" означает "действовать". Драма (определение в литературе) - это произведение, обличающее конфликт между героями. Характер персонажей раскрывается через поступки, а душа - через диалоги. Произведения этого жанра имеют динамический сюжет, составлены через диалоги действующих лиц, реже - монологов или полилогов.

Язык автора присутствует только в качестве ремарок. Они несут техническую функцию, характеризируя персонажей и описывая сцену.

Драма как род литературы сочиняется по классическим правилам.

Она состоит из нескольких частей, делясь на акты. В ней несколько героев, одна развитая сюжетная линия, задающая ось произведению. За все произведение происходит небольшое количество событий. Если работа создается для сценизации, то ее объем не должен превышает 80 страниц. Такой сценарий или пьеса равняются 3-4-часовому действию на сцене.

Древняя литература

Изначально драма сформировалась на основе культа бога плодородия Дионисия, включала песни и танцы. Актеры надевали шкуры, на лица - маски и пели дифирамбы. Проводились соревнования между трагиками и комедиантами. Знаменитые драматурги - Эсхил, Софокл, Еврипил, Аристофан - прославленные авторы Древней Греции.

Классическая драма включает в себя разные жанры. Произведений литературы, которые относятся к этому виду искусства, достаточно много: это трагедия, комедия и сама драма. На стыке сформирована трагикомедия, столь популярная в российской школе.

Развитие драмы на примере трагедии

В буквальном смысле слово "трагедия" означает "козлиная песнь". Она ассоциировалась с осеней грустью, когда бог виноделия отправлялся в спячку, или метафорически умирал. Эсхил считается основоположником трагедии, он усовершенствовал форму и включил в действие второго актера. Софокл добавил третьего персонажа. Эмоциональные ходы выражены через оплакивание, выражение соболезнования, ужаса, гнева. Хор с помощью дифирамбов задавал нужный тон.

Трагедия в Древней Греции состояла из шести классических компонентов: миф, раскрытие характеров, уместное и существенное мнение, прозаический и метрический язык, музыка и зрелище. Трагедия захватывает душу и дает познать страдание.

В неизменном виде трагедия доходит до эпохи Ренессанса, где снова становится популярной. Шекспировские герои переживают фатум по-новому. Теперь социальные условия играют большее значение, чем игры богов. Знаменитые "Король Лир", "Отелло", "Гамлет" по сей день являют собой хрестоматию для юных драматургов и актеров.

В эпоху Просвещения действующие лица борются за идеи. Знаменитые трагедии Шиллера "Разбойники" и "Коварство и любовь" не уступали по популярности работам Гете "Эгмонт" и "Гец фон Берлихинген".

Романтизм выявляет конфликт, но уже между внутренним и внешним мирами героев. Байрон, Гюго работают в жанре трагедии.

Большая литературная семья

Драма в литературе - это в первую очередь большая творческая категория. Изначальная прародительница трагедии и комедии сегодня обзавелась и новыми членами семьи. Современные представители - это мелодрама, водевиль, скетч. Мелодрама как род литературы делит героев на "хороших" и "плохих" людей: действующие лица имеют полярные нравственные принципы. Конфликт происходит между ценностями персонажей, и в итоге находится неожиданное решение. Водевиль и скетч - это комбинированные формы искусства.

Выразительные жанры в литературе

Однако помимо драматургии есть и другие выразительные жанры литературы. Таблица поможет классифицировать то, что мы сейчас разберем довольно подробно.

Новелла - разновидность рассказа: прозаическое краткое произведение с острым сюжетом и нейтральным стилем повествования. Тут нет психологического подтекста и неожиданной концовки, как в мелодраме.

Ода - устаревшая сегодня, но очень популярная в конце 18-го века торжественное произведение, которое излагалось через стихи или поэзию, положенную на музыку.

Очерк - фактаж реальной жизни, достоверное повествование.

Повесть - эпический жанр о жизни героя или нескольких персонажей, показывающий последовательные эпизоды из жизни. Больше по объему, чем рассказ, но меньше романа.

Поэма - повесть в стихотворном виде.

Рассказ - меньший собрат повести, где упоминаются одно или несколько событий из жизни героя. Действия не продолжительны по времени, а действующих лиц немного. Как правило, большая часть информации поступает от незримого рассказчика. Рассказ и поэма - самые популярные жанры произведений литературы.

Роман - большое повествовательное произведение, в котором несколько сюжетных линий, затрагивающих значительный период жизни или всю жизнь человека. Персонажи равнозначны, в сюжете происходит выявление общественно-значимых задач, проблем.

Эпопея - крупное произведение о значительных национальных или исторических событиях. Оформляется в виде прозы или стихов. Часто авторы называют эпопеи романами, однако от последнего он отличается содержанием народного быта, обличением уклада жизни всех слоев общества и широким географическим и историческим охватом.

Баллада - это лиро-эпическое стихотворение, где ярко выражена историческая линия, проходящая через весь сюжет. Баллада отличается от лирического стихотворения содержанием. В последнем автор стремится выразить свои внутренние чувства, вместо фабулы. Кроме того, стихи более короткие.

Песня - выражение идеи, чувств, сюжета через стихи, положенных на музыку. Делится на части, где рефрен - это припев, а развивающийся сюжет - куплеты.

Известны народные, исторические, лирические, героические песни. Считается, что песни и баллады - это самые древние жанры литературы.

Таблица, приведенная ниже, поможет составить общее представление о видах творческих категорий литературы.

Форма литературы

ЭпосЛирикаДрама
БасняГимнВодевиль
БылинаИнвективаСкетч
ЛегендаМадригалКомедия
НовеллаОдаТрагедия
РассказПесньДрама
ПовестьСонетМелодрама
ОчеркРомансТрагикомедия
РоманПослание
СказкаЭлегия
ЭпопеяСтихотворение
Эпитафия
Эпиграмма

Рождение отечественной драматургии

Неторопливая и размеренная первая четверть XIX столетия ознаменована быстрым распространением драматической литературы.

С одной стороны это, безусловно, связано с интересом к театру, где появляется целая плеяда даровитых артистов и писателей. С другой стороны - в этот период появляется мода на домашние чтения и литературные гостиные. Популярны трагедии Крюковского, Озерова, Плавильщикова, Висковагова, Грузинцева, Глинки, Зотова. Большим успехом пользуется "Марфа посадница, или Покорение Новагорода" Иванова.

Противостояние классики и самобытности

Критик П. А. Катенин пытался отстоять классическую форму жанра, отчего перевел Корнеля и Расина. В начале XIX столетия драма в литературе - это была копия французских пьес. Появляется понятие "ложноклассическая трагедия", под удар попадают произведения Коцебу. Ядром критических нападок становится "Драматический Вестник", выпускаемый Языковым с 1808 года. Одним из самых плодовитых драматургов того времени был Шаховский. Из-под его пера вышло более 100 пьес. Он славился комедиями, в которых внутренняя слабость пьесы, по критическим замечаниям экспертов, перекрывалась блеском обстановки и бутафорскими эффектами.

Новые жанры драмы в литературе

Водевиль для русского менталитета впервые сочинил Хмельницкий. Он в первую очередь был талантливым переводчиком. Так, стали знамениты его откровенные подражания французской драме: "Воздушные замки", "Говорун", "Нерешительный".

Комедия Грибоедова "Горе от ума" - это первая русская книга нравов, которая была блестяще сделана по стилю и образцу французских пьес. Это произведение, вышедшее в 1831 году, и сегодня идет с большим успехом.

Английская литература тоже имела большое влияние на формирование российской драмы. Например, еще Белинский заметил, что у Пушкина получился шекспировский Борис Годунов. Пушкин словно вольно перекраивает портреты героев короля трагедии. Но российские персонажи действуют не под знаменем страсти, а под гнетом рока драмы.

Примеры произведений Лермонтова, несостоятельные в художественном смысле, но интересные как материал о мироощущении поэта, позволяют проникнуть во внутренний мир гениального стилиста. Гоголевский "Ревизор" - это драма-бомба, которая вынесла на всеобщее посмешище проблемы бюрократизма. После успеха Гоголя в России появляется мода на русского персонажа, а не на переводную копирку с европейской литературы.

Драма в литературе - это еще и произведения Тургенева, который работал над этим жанром в конце 40-х-начале 50-х годов. Его пьесы "Нахлебник", "Завтрак у предводителя", "Холостяк", "Провинциал" до сих пор входят в театральный репертуар.

Все более натуральный вид приобретают герои в произведениях середины XIX столетия. Например, персонаж Писемского из "Горькой Судьбины" - это деревенский мужик в полную величину и без прикрас. Комедии автора "Ваал", "Просвещенное время", "Финансовый гений" недолго продержались на сцене.

Русский Шекспир

Драма в русской литературе не существовала бы в своем виде без имени Островского. Этот автор сумел не только заслужить народную любовь, за 40 лет Островским поставлено около 50 пьес, но и привить вкус аудитории на хорошие и сложные произведения. Добролюбов нарек работы Александра Николаевича "пьесами жизни". Все тексты выдержаны, как классическая драма. Определение в литературе пьес Островского - это общечеловеческие драмы. Автор пытается не только показать ситуацию, но еще и ищет корни проблемы в характерах персонажей, окружающей среде.

Ему удалось представить публике не просто героев, а психологические типажи, в которых так просто увидеть самих себя. Даровитый драматург писал искрометные комедии ("Женитьба Бальзаминова"), леденящие душу трагедии ("Гроза"), заставлял зрителей плакать, изумляться, сопереживать. Его работы - сокровищница русской речи.

Драма как род литературы в России, как самобытная школа последователей Островского возникает уже во время жизни мастера. Яркими подражателями его таланта были Потехин, Дьяченко, Крылов, Соловьев, Чернышев, Владыкин, Чаев, Львов и Антропов. Все они были выдающимися драматургами второй половины XIX века. Это были мастера театральной техники, сценичности действия.

Следующим этапом в развитии драматического письма становится индустриальный сюжет. Наиболее интересными представителями новейшей драматургии становятся Потехин, Шпажинский, Тарновский, Сумбатов, А. Суворин, Карпов.

Л. Толстой использовал драму как орудие информирования масс, выпустив в свет "Власть тьмы" и "Плоды просвещения".


В 60-е годы появляется жанр исторических хроник как драма. Примеры произведений Островского "Минин-Сухорук", "Воевода", "Василиса Мелентьевна" - это ярчайшие примеры этого редкого жанра. Этими же достоинствами отличаются трилогия графа А. К. Толстого: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Феодор Иоаннович" и "Царь Борис", а также хроники Чаева ("Царь Василий Шуйский"). Трескучая драма присуща работам Аверкина: "Мамаево побоище", "Комедия о российском дворянине Фроле Скобееве", "Каширская старина".

Современная драматургия

Сегодня драматургия продолжает развиваться, но при этом строится по всем классическим законам жанра.

В сегодняшней России драма в литературе - это такие имена, как Эдвард Радзинский, Николай Эрдман, Михаил Чусов. По мере того как стираются границы и условности, на первый план выходят лирические и конфликтные темы, которые затрагивают Уистен Оден, Томас Бернхард и Мартин МакДонах.

Комментарии