Обыденная церковь. История обыденных храмов в России

С момента принятия на Руси христианства православная идея выдвинулась на первый план ценностных ориентаций русского этноса и заняла ключевое место в каждой минуте жизни верующего человека. Именно поэтому в случае спасения селения или города от катастрофы и в качестве благодарности за победу над врагом верующие люди начали воздвигать духовные символы на месте события в предельно короткие сроки. Так появился новый тип православной храмовой постройки - обыденная церковь.

Церковь как незримый путеводитель человека

История обыденной церкви в России началась с 996 года, когда великий князь Владимир, спасшись с дружиной от печенегов под укрытием моста, согласно данному обету, возвёл на этом месте храм.

Однако распространение обыденных церквей как храмовых построек на Руси началось только в конце 14 - середине 15 веков, особенно активно это проявилось на территориях Пскова и Новгорода.

Понятие "обыденная церковь" - с ударением на третий слог - раскрывает определение храмовой постройки, созданной в течение одного дня, - «об един день».

Место духовного начала в обыденной жизни человека

Столь высокая скорость возведения храма объясняется простым правилом - церковь становится "чистым" благодатным местом только после её освящения, поэтому работы по её возведению не прекращаются ни на минуту, и обыденная церковь до самого окончания строительства и освящения оставалась защищённой от нечистой силы. Коллективный акт строительства, отдача своей духовной и физической силы служили дополнительной гарантией этой защищённости и одновременно служили процессом сплочения людей на пути к достижению божественной Благодати. Одним из таких храмов, сплотившим сотни людей и ежесекундно излучающим благодать, является церковь Ильи Обыденного в Москве.

Создание храма в благодарность за спасение

Все обыденные храмы создаются как символы Божественной помощи и заступничества за верующих людей. Создаются всегда обыденные храмы для великого дела - согласно обету народа, данному для умилостивления Бога, отвращения от людей бедствий и катастроф. Например, во время людского мора в 1390 году в Новгороде во имя святого отца Афанасия в один день была поставлена церковь и освящена владыкой Иоанном. Аналогичную ей церковь возвели в Пскове во время мора 1407 года псковитяне.

В Москве в 1553 года, во время морового поветрия, Иван IV Грозный велел поставить две деревянные церкви, сложенные в один день и освященные в честь святого Христофора и Кирилла Белозёрского. Это была первая запись в новогородских летописях, где говорилось о постройке обыденных церквей по указу великого князя.

Исторически обусловленное развитие русского храмового зодчества

Обыденная церковь по технике своего возведения отличается от православного деревянного или каменного храма. В столярных специализированных мастерских заранее изготавливались составные части храма, затем в нужном месте и в течение одного дня вся конструкция очень быстро собиралась. Разумеется, в силу своей компактности, обыденная церковь не могла вместить в себя больше двух сотен человек. Впрочем, это количество прихожан составляет среднюю по размерам приходскую общину, окормляемую одним священником.

В современном своём облике обыденная церковь может быть высокой - 15 метров в высоту, 80 квадратных метров площадью и вместимостью до 150 прихожан - и низкой, высота которой составит 12 метров, а вот площадь - всего 49 квадратных метров.

Деревянный храм изготавливается из клееного бруса или бревен. Современная обыденная церковь чаще всего не ставится на фундаменте, а возводится на бетонных кубах. Это делается в силу того, что функционирование её в новом городском или сельском микрорайоне рассчитывается на временной основе, предполагая перемещение храма на новое место при возведении на старом постоянной стационарной церкви. Новопоставленный храм также требует периода осадки на новом месте.

В современной России обыденная церковь наиболее активно строится на Дальнем Востоке и в Сибири, ввиду труднодоступности для этих мест стандартного строительного материала и короткого времени года, необходимого для возведения каменной церкви.

Художественное оформление и иконопись русского обыденного православного храма

В современном мире духовенством большое внимание уделяется внутреннему убранству храма, стремящемуся избавиться от излишней византийской роскоши, и в то же время выглядеть достойно и благородно, настраивая прихожан на необходимый торжественно-внимательный лад и поражая мастерством иконописцев и архитекторов.

Поэтому, несмотря на более чем скромный внешний облик, обыденная церковь является великолепным образцом русского храмового зодчества, включающим в себя православный иконостас, внешнюю резьбу на крыльях входа и сверкающую на солнце маковку.

Разумеется, обрядовые предметы - кадило, купель, крест, свечи - приобретаются в епархиальных отделениях.

Батюшка либо освящает иконы, отданные в дар прихожанами, либо церковный приход прибегает к услугам штатных иконописцев.

Илия Обыденный - невидимый покровитель русского народа

Особым уважением и почитанием у русского народа пользуется пророк Илья, считающийся покровителем воинов-авиаторов и воздушно-десантных войск России.

Пророк Илья, при жизни ревностный обличитель человеческих пороков, защитник вдов и грозный мститель правосудия, казнивший жрецов Яхве и Ваала, является властелином засух и дождей. У русских на Ильин день, празднуемый 2 августа, запрещалось работать, а также, по поверью, нечисть уходила в воду, поэтому до следующего года настрого запрещалось купаться. Это была дата семейных застолий, которым во многих губерниях предшествовал недельный пост.

Храм Илии Обыденного в Москве

Немного храмов имеют долгую трёхвековую историю, на протяжении которой они периодически разорялись и были отстроены заново. Одним из таких храмов является церковь Ильи Пророка Обыденного в Москве. Историю свою этот храм ведёт с 16-го века, когда на этом месте был построен деревянный храм Великим князем Василием III, согласно обету - «обыдень», «обыденкой» - поэтому названный храмом пророка Илии Обыденного.

В 1611 году храм был сожжён польскими войсками, в 1612 году здесь находился штаб Дмитрия Пожарского. В 17-м веке он уже функционировал в качестве торжественной молельни царей, где также возносились молебны о дожде во время засухи.

В 1706 году думный дьяк Гавриил Фёдорович Деревнин и его брат Василий отстроили церковь Илии Обыденного заново, на территории которой впоследствии и были погребены. В том же году к главному холодному престолу пророка Илии был пристроен тёплый трапезный храм для совершения молитв в зимнее время года, который сильно пострадал от пожара и был восстановлен в 1753 году.

Сейчас внутри храма стены покрыты великолепной росписью, в основном на темы из жизни пророка Ильи. В храме находятся мощи святого Афанасия Ковровского и икона Казанской Богоматери.

С 1917 года храм ни на секунду не закрывался. Благодаря своей богатой истории он являет собой не только образец русской иконописной и архитектурной школы, но ещё и прекрасное место для передачи священных знаний - при храме Ильи пророка работают библиотека, лекторий и церковно-приходская школа.

Комментарии