«Не ждали»: картина Репина в контексте других реалистических полотен художника
Русская действительность, ее «поэтическая правда», как писал Илья Репин в письме к Поленову, увлекла этого великого живописца настолько властно, что сегодня по его картинам мы можем изучать российскую историю.
Начало пути
Художник родился в небольшом украинском городе Чугуеве, в 1844 году. Семья жила бедно и трудно. Свой необыкновенный дар Репин проявил в детстве, когда изготовлял игрушечных лошадок из воска, из бумаги. Выставленные на подоконнике, эти творения собирали толпу восхищенных поклонников. Живописью маленький Илья занялся после того, как родственник подарил мальчику на Рождество коробку акварельных красок.
В местной школе военных топографов, где Репин учился с тринадцати лет, он увлеченно рисует портреты своих одноклассников и преподавателей. Через два года школу закрывают, и Илья Репин идет в ученики к чугуевскому иконописцу. Блестящий талант юноши находит признание далеко за пределами города. Тогда возникло у Репина решение ехать в Петербург и поступать в Академию художеств. Скопив деньги, юноша отправляется в путь.
В Петербурге
Осенью 1863 года молодой человек стал учащимся рисовальной школы Общества поощрения художников. В 1864 году, когда Репину исполнилось 20 лет, начинающий живописец оказался в числе вольнослушателей Петербургской Академии художеств. Уникальные способности и трудолюбие помогли ему стать одним из самых успешных учеников Академии, а если учесть, что он вынужден был, кроме учебы, еще и зарабатывать себе на жизнь, мы увидим перед собой необыкновенно стойкого и талантливого человека.
Блестящий дебют
Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Работая над полотном, Репин вспоминал трагические события в собственной семье, когда умерла его горячо любимая сестра Устя. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме! На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку. Ярко горят в ее изголовье свечи, это высветленное пятно становится смысловым центром картины. Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. Еще мгновение - и произойдет чудо воскрешения. Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. фото).
«Не ждали» - еще одно полное психологизма и драматичности живописное произведение. Его Репин напишет много позже, через семнадцать лет. Путь к нему лежит через глубокое осмысление действительности, которая необычайно волнует сердце художника и, по его словам, «просится на холст» сама.
Страсть к истине
Чуткое сердце Ильи Ефимовича не могло не откликаться на контрасты, которые принято называть социальными. Во время путешествия по Волге «мастера правды» глубоко поразила дисгармония между видом праздной довольной толпы гуляющих зевак и измученных бурлаков, тянущих по реке огромную баржу. Так родилось сенсационное полотно «Бурлаки на Волге». Мастер делает акцент на выражении лиц этих людей, которые не станут терпеть, в их глазах затаились гнев и бунт.
Не удивительно, что Репин стал одним из ведущих участников Товарищества передвижных художественных выставок, в лоне которого создавалось полотно «Не ждали». Картина Репина несет в себе черты демократизма, которые отстаивали передвижники.
Революционные настроения, бродившие в современном Репину обществе, тревожили и интересовали художника. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Картины «По грязной дороге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» представляют нам образы бунтарей, истово верящих в свою идею, но не нашедших широкого отклика у народа. Таков и холст «Не ждали». Картина Репина, в основе сюжета которой лежит возвращение революционера после долгой ссылки или тюремного заключения домой, считается одной из самых знаменитых. Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже. Сначала Репин задумал ссыльного как жертвенного и мужественного человека, но, верный правде, изобразил его без прикрас.
Картина Репина «Не ждали». Описание
На холсте перед нами возникает острая и драматичная сцена из жизни: арестант нерешительно и нервно входит в комнату, где находятся его родные. Автор уделяет главное внимание переживанию, которое испытывает в этот момент каждый персонаж. Пришельца, действительно, не ждали. Картина Репина необычайно выразительно передает в лицах, жестах, выражении глаз душевные движения героев. Действие возникает за дверью, которая распахнулась мгновение назад, и продолжается перед нами. На заднем фоне мы видим испуганное лицо не то прислуги, не то приживалки, в дверях стоит горничная, ее поза и глаза выражают настороженность. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать. Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. За столом, пригнувшись к скатерти, испуганными глазами глядит на гостя маленькая девочка – дочь арестанта, которая, возможно, ни разу его не видела. Справа от нее – восторженное лицо сынишки-гимназиста, ему известен отец, может быть, по рассказам матери, или его образ жил в детском воспоминании мальчика. От рояля поворачивается к худому человеку в истоптанных сапогах и потрепанном пальто молодая женщина, супруга. Ее глаза блестят изумлением и радостью. За каждым персонажем читается своя история, а вся эта сцена – начало новой истории, в которой будут свои волнения, печали, ликования. И мы понимаем, что та боязнь и тревога, печать страданий и лишений, которые запечатлелись в лице вернувшегося домой главы семьи – все успокоится и сгладится в ласковых лучах любви близких людей. Как гениально уловил художник эту особенность, когда родные живут мыслью о возвращении дорогого человека, хотя в этот конкретный момент его не ждали! Картина Репина в этом смысле – шедевр психологизма.