Особенности проблематики произведений Лермонтова. Известные произведения М. Ю. Лермонтова
Если судить по творчеству, даже не верится, что судьба отпустила ему лишь 27 лет жизни. Однако его талант и концентрация на творчестве позволили этому человеку, прожившему недолгую, но яркую жизнь, стать признанным классиком. Известные произведения Лермонтова, словно зеркало, отражают его жизнь, его мистически очерченное понимание своего места в мире и своей судьбы.
Чего можно ожидать от человека, который в 1830 году предрекает свержение императора в «черный год»? Кто знает, почему в момент его смерти (на дуэли в горах) вдруг разразилась ужасная буря?
Пушкин и Лермонтов...
Именно он в 1837 г., после смерти Александра Сергеевича Пушкина, «первого поэта на российском Парнасе», дал основание ощутить и понять всем современникам, что это место не стало вакантным. Ненадолго, правда, он занимал его до роковой дуэли 1841 года. Особенности проблематики произведений Лермонтова были замечены его современниками. Если Александра Сергеевича Виссарион Белинский назвал «поэтом внутреннего чувства души», мысли которого вначале рождались в душе, а затем выплескивались в социум, то Михаила Юрьевича – поэтом, более социально направленным, часто берущимся за перо под влиянием значимых явлений в России.
Чем отличаются личности Пушкина и Лермонтова?
Осознанный, четко выраженный протест против реакционной политики, неприятие унижения властью людей – таковы особенности проблематики произведений Лермонтова.
Первый период творчества Лермонтова
Творчество Михаила Юрьевича можно условно подразделить на три этапа.
Первый период (с 1828 по 1832 год) характеризуется явным подражанием Джорджу Гордону Байрону. Именно с этим великим британцем Лермонтов ощущал личное духовное единство.
Байрон творил в период после французской революции, во время радикальных перемен, взлета и крушения государства императора Наполеона. Русский поэт – в период жестокой реакции после подавления восстания декабристов: лучшие сыны Отечества были казнены, сосланы, посажены в тюрьмы.
Сходство произведений Лермонтова и Байрона
Обоих поэтов объединял бунтарский дух, мятежная душа. Согласитесь, вовсе не тема счастья в произведениях Лермонтова, не восторженная юная романтика в начальный период творчества является доминантной. Не случайно вышеупомянутые поэты сравнивают себя с парусниками, уходящими в штормовое море (Лермонтов - «Белеет парус одинокий…», Байрон - «Стансы женщине при отъезде из Англии»).
Стихотворения Байрона (так же, как и сочинения Лермонтова), согласно характеристике, данной им Белинским, являются криком воина о помощи, но криком не умоляющим, а снисходящим. В них ощутима и глубина чувств, и страдание поэта-гражданина, и безудержное стремление к свободе. Подражание лорду Байрону, певцу свободы, помогло Михаилу Юрьевичу научиться писать ярко, естественно, пленительно, страстно. Между тем в его сочинениях прослеживается байроновская глубина. Анализ произведений Лермонтова, где проявляется зрелость мысли, дает возможность проследить их созвучность со строками великого британца. Как и Байрон, он с печалью сердечной оценивает свое поколение, задавленное реакцией, не имеющее будущего (Лермонтов - «Дума», Байрон - «Паломничество Чайльд-Гарольда»).
Михаил Юрьевич, конечно же, черпает для себя темы и образы, глубоко знакомясь и с творчеством других великих поэтов, например, Пушкина и Гете. Однако именно с наследием великого британца он не просто знакомится, но и переводит («Еврейская мелодия», «Умирающий гладиатор»). Более того, известные произведения Лермонтова того периода включают в себя многочисленные подражания («Видение», «Подражание Байрону», «Ночь»).
В конце этого периода поэт сойдет со стези подражания английскому классику и последует далее своей собственной поэтической дорогой. Об этой вехе в своем творчестве он написал предельно четко: «Нет, я не Байрон, я – другой…»
Дальнейшее формирование поэтического дара
Второй период творчества поэта знаменуется переездом его в Санкт-Петербург и поступлением в школу кавалерийских юнкеров и прапорщиков. Накануне учебы он пишет вышеупомянутое стихотворение «Парус», после этого в его творчестве наблюдается очевидное затишье. И это дает право литературным критикам утверждать, что известные произведения Лермонтова в период его учебы не создаются. Молодой человек всецело предается юнкерскому разгулу.
Исключение составляет, пожалуй, стихотворение «Я, матерь божия, ныне с молитвою». Вместо того, чтобы издаваться, гусар веселит товарищей «прикладной» армейской поэзией. Лермонтов пишет вполне непринужденно рифмованные казарменные шутки, песни застольного толка и, похоже, о большем не помышляет. Однако оригинальность и стройность ритма, свежесть и точность рифм, грамотность и метафоричность стиля, которые выявляет анализ произведений Лермонтова этого периода, позволяют сделать вывод – перед нами полностью сформированный поэт. И чтобы выявить это, нужен серьезный тест.
«Его талант вдруг вспыхнул, как зажженная свеча…»
И таки случилось трагическое событие, которое всколыхнуло все естество Михаила Юрьевича. Известием, преобразившим его из бесшабашного гусара в чувствующего сердцем гражданина, глашатая правды, стало извещение о смерти Пушкина. Лермонтов был болен, когда ему сообщили об этой потере. При этом его, ощущающего весь трагизм для России этого момента, до глубины души возмутило, что многие представители высшего света оправдывали убийцу Александра Сергеевича Пушкина – Жоржа Дантеса.
Предыстория создания «Смерти поэта»
Лермонтов был возмущен и излил «горечь сердечную», т. е. то, что чувствовал, на бумагу… Это была неполная версия произведения. Еще не было написано 16 строк... Но когда Николай Столыпин (родственник по маминой линии), затеяв публичный спор с поэтом, стал дискутировать и доказывать, что Дантес - человек достойный и порядочный, чаша терпения Лермонтова переполнилась, и он выставил родственника за порог. А потом пошел в кабинет, сел за письменный стол, и… полились пламенные, бичующие строки: «А вы, надменные потомки...»
Ненависть и любовь в произведениях Лермонтова еще никогда не звучали с такой силой! Это было то произведение, которому дано было всколыхнуть Россию… Свидетельством его славы стал арест, а затем и суд.
Первая ссылка на Кавказ
Власть, опирающуюся на жандармский аппарат («мундиры голубые»), давно злили произведения Лермонтова. Список неблагонадежных граждан явно содержал его фамилию. Сейчас практически доказано, что не без тайных жандармских козней состоялась его роковая дуэль с Мартыновым.
Однако мы в своих рассуждениях забежали вперед… Возвратимся к 1937 году, к реакции властей на стихотворение «Смерть поэта». Николай I люто возненавидел Лермонтова и лично следил за строгостью его наказания.
Михаила Юрьевича перевели служить на Кавказ. Это была первая ссылка поэта, которая, правда, благодаря усилиям бабушки и ее связям в свете была существенно смягчена и длилась всего несколько месяцев.
«Мцыри» и «Демон»
Здесь начинается третий период творчества гения. Впечатления, полученные от удивительной природы гор, нашли свое отражение в дальнейших сочинениях поэта. Благодаря ссылке Лермонтов в среде передовой русской молодежи приобрел огромное количество поклонников. Когда он вернулся в Петербург, в тамошних салонах ему была уготована роль светского льва. Накопившаяся горечь искала выход в поэзии. Михаил Юрьевич создает «Мцыри» и «Демона». Новые герои произведений Лермонтова, навеянные впечатлениями от Кавказа, привлекают читателя своей харизмой, стремлением к свободе и совершенству духа.
О поэме «Мцыри»…
По сюжету произведения плененный грузинами черкес Мцыри совершает дерзкий и безнадежный побег и на протяжении трех дней пытается уйти от преследователей. А на четвертый его, обессилившего, находящегося при смерти, но упоенного запахом свободы, доставляют обратно – в монастырь.
Белинский считал, что с образа Мцыри читатель начинает наблюдать особенности проблематики произведений Лермонтова. Этот мощный и цельный литературный образ юноши, бежавшего «в страшный час», «грозы», когда все остальные, снедаемые страхом, находились «при алтаре», но и при этом «ниц лежали на земле», прямо содержал намек на удушливую, смрадную, репрессивную общественно-политическую атмосферу России начала XIX века.
Анализ произведений Лермонтова, по мнению литературного критика Белинского, демонстрирует в части их центральных образов личность самого поэта.
Четкий ритм строк чеканного четырехстопного ямба поэмы «Мцыри», принципиально рифмованного лишь мужскими окончаниями, отражает одновременно и богатство картин внешнего мира, и целый букет чувств главного героя: отчаяние, умиление, непреклонную решимость, любовь, кроткую грусть. В этой поэме особо прослеживается как характерный мотив творчества одиночество в произведениях Лермонтова.
Лермонтовский «Демон»
Данная тема обособленности творческой личности находит свое логическое развитие в образе Демона, героя одноименной поэмы Михаила Юрьевича. Сам выбор центрального образа произведения свидетельствует о вложении в него особого психологического и социального смысла. Он не просто по самой своей природе противоположен ценностям правящего слоя, но и является «царем познанья и свободы». В него Михаил Юрьевич вкладывает диалектику неприятия молодежи XIX века государственной машины унижения личности. Освещая этот образ, мы говорим не просто про одиночество в произведениях Лермонтова.
Это уже вложенная автором в поэму философия, зрелое осознание того, что отрицать и ненавидеть все, связанное с осязаемым мироустройством, опасно, что это ведет к внутренней опустошенности. Трагедия лермонтовского «Демона» заключается в подмене им вечных ценностей «любви, добра и красоты» своими надуманными эгоистическими образами. Как он далек от людей! Внутренний мир кажется ему много важнее, чем «тягостные лишения, труды и беды толпы людской». Последнее приводит к душевному кризису, и как следствие - к гибели его возлюбленной – Тамары, последовавшей речам Демона, «полным соблазна». Сам же Демон, так же как и до встречи с девушкой, остается существом, чуждым сожалению и участию.
Анализ произведений Лермонтова, написанных позже, неизменно показывает расширение сознания, вкладываемого в них поэтом, что свидетельствует об эволюционировании его личности.
Любовь в произведениях Лермонтова
Тема любви в сочинениях Лермонтова звучит возвышенно и пронзительно-трагично. К сожалению, на личность Михаила Юрьевича тяжелый отпечаток наложила его неразделенная любовь к Вареньке Лопухиной. Там, где другой, менее цельный молодой человек, получив отказ, занялся бы поисками другой пассии, Лермонтов был принципиален - «или все, или ничего!». И хотя Варенька осталась его верным и чутким другом, советчиком, однако поэт, конечно же, хотел большего…
Если судить по стихотворениям, то лермонтовская любовь - светла, высока, но она неразделенная. Поэтому описание произведений Лермонтова различными литературными критиками привело их к единому выводу: это - поэт любви и печали. Даже в философских произведениях Михаила Юрьевича, например, в стихотворении «Дума» встречается мотив любви. Да еще какой - совершенный! Вслушайтесь лишь в мелодику строфы: «И ненавидим мы, и любим мы случайно…»
Проницательная бабушка поэта, знающая его более кого-либо, подметила особое отношение своего внука к этому чувству – идеальное, без полутонов. Поэт убежден, что существует «иная жизнь», а сам человек изначально сотворен для жизни в ауре счастья и радости. Согласно его убеждениям, настоящая любовь не может быть земной, она должна быть эквивалентна вечному блаженству. Герои произведений Лермонтова, даже влюбляясь, превозносят выше любви свое эго («Я не унижусь пред тобою»).
Уникальным является толкование Михаилом Юрьевичем понятия счастья. Такое определение, пожалуй, мог дать лишь он… Вдумчивый читатель, которого интересует тема счастья в произведениях Лермонтова, найдет его в «Герое нашего времени»: «Счастье есть концентрированная гордость!» Под этими словами поэт понимал такое состояние одной личности, когда она превращается в клад радостей и горестей для другой.
Его максимализм породил особый лермонтовский стиль любовной лирики – противопоставить серой будничности идеальный, созданный воображением поэта мир. Именно такая творческая концепция просматривается в стихотворениях «Сонет», «Валерик».
Вывод
Лермонтовские строки содержат и отрицание существующего государственного устройства, и сомнения, мучительные размышления о грядущем России. В произведениях Михаила Юрьевича создаются специфические образы (символы), поэтому, собственно говоря, с творчества этого классика начинается русский символизм.
Вместе с тем поражает глубина осознания 27-летним поэтом окружающего мира и отсюда – разнообразнейшие темы произведений Лермонтова: размышления о судьбах поколения, одиночество и гордость, непоказной патриотизм, проблематика взаимоотношений поэта и общества.
Его самобытная и нестандартная личность была и остается загадкой.