Виды бухгалтерского учета. Виды счетов бухгалтерского учета. Виды систем бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет - один из ключевых механизмов обеспечения функционирования предприятия. Управление фирмой, выстраивание финансовой стратегии развития, язык общения с инвесторами во многом предопределяются тем, насколько успешно специалисты фирмы будут вести соответствующие виды деятельности в бухгалтерском учете.

Что такое бухучет

Бухгалтерский учет, согласно распространенному определению, - это система, в рамках которой осуществляется сбор, фиксация и обобщение сведений об имуществе, договорах и денежных активах организации, а также об их движении внутри компании в аспекте межкорпоративного взаимодействия.

Выделяют следующие виды бухгалтерского учета.

1. Управленческий

Данный вид учета представляет собой методологию, в рамках которой осуществляется работа с учетной информацией с целью оптимизации политики менеджмента на предприятии. В некоторых случаях целью реализации соответствующего механизма выступает формирование внутрикорпоративной информационной системы. В основном при управленческом учете осуществляется анализ издержек, подсчет себестоимости выпуска продукции.

Информация, получаемая в ходе проведения соответствующих аналитических процедур, используется руководством фирмы с целью оптимизировать технологические процессы, улучшить работу с кадрами, снизить издержки.

2. Финансовый

Представляет собой процесс сбора учетных сведений, касающихся издержек и доходов фирмы, задолженностей, наличия тех или иных фондов и т. д.

3. Налоговый

Некоторые эксперты включают в виды бухгалтерского учета также и его, хотя он и связан в основном со взаимодействием с внешней структурой - ФНС. Представляет собой сбор информации, которая впоследствии используется с целью исчисления налоговой базы. Цель реализации данного вида учета - обеспечение корректности взаимодействия между предприятием и основным фискально-контролирующим органом - ФНС, а также другими ведомствами.

Каждая из отмеченных категорий может отражать соответствующие виды систем бухгалтерского учета. Они могут работать в рамках несхожих методологий, но в то же время применяться и при условии общности целей. Кроме того, в рамках управленческого, финансового и налогового направлений, как правило, определяются специфические виды деятельности в бухгалтерском учете. Работу в соответствующих областях обычно выполняют профессионалы с узкой квалификацией.

Бухучет - это хозяйственный учет?

Есть мнение, что такие понятия, как "бухучет" и "хозяйственный учет", можно отождествлять. Это может быть как совершенно правильным подходом, так и ошибочным. От чего это зависит?

Дело в том, что понятие и виды бухгалтерского учета являются частными случаями хозяйственного. То есть последний - это более глобальная категория. Бухгалтерский учет - частный случай хозяйственного наряду с оперативным или, к примеру, со статистическим. В то же время различные виды хозяйственного и бухгалтерского учета тесно связаны между собой и часто имеют весьма условную границу.

Таким образом, как правильно трактовать соотношение терминов? Можно придерживаться следующей схемы: бухучет - это всегда хозяйственный учет. И потому виды хозяйственного и бухгалтерского учета в этом смысле можно отождествлять. В то же время хозучет - не всегда бухгалтерский, он может быть оперативным или же статистическим.

Измерители в бухучете

Рассмотрев то, какими бывают основные виды бухгалтерского учета, мы можем изучить такой аспект, как измерители, применяемые бухгалтерами в процессе своей деятельности. В числе таковых могут быть критерии, относящиеся к типу натуральных. Они используют следующие измерители:

- единицы массы (в тоннах, килограммах, граммах и т. д.);

- количество (штуки, комплекты и т. д.).

Другой тип критериев - трудовые. Они используются, если необходимо подсчитать объем затраченного работниками компании времени на производство продукции. Ключевые измерители здесь - дни, часы, иногда минуты. Практическая значимость трудовых критериев - в возможности подсчитать производительность труда. И, как следствие, оптимизировать соответствующую статью расходов.

Самый, вероятно, главный критерий, отражающий измерительный аспект в бухучете - финансовый. Он используется, когда предприятие осуществляет отражение хозяйственных процессов и их аналитическое обобщение в денежных единицах. Финансовый критерий - инструмент, который позволяет руководству фирмы подсчитать общую величину активов. Главный измеритель здесь - валюта страны, то есть в России это рубли и копейки.

Функции бухучета

Изучив основные виды бухгалтерского учета, а также ключевые измерители, мы можем рассмотреть, какими функциями характеризуется исследуемое нами явление. Эксперты выделяют следующий их перечень.

Во-первых, это функция, называемая контролирующей. Она представляет собой инструмент мониторинга наличия и движения различного рода средств, предметов труда, финансовых ресурсов, корректности и актуальности взаимодействия предприятия с государственными ведомствами. Основные виды контроля, которые осуществляются в рамках данной функции - предварительный, актуальный (текущий), а также последующий.

Во-вторых, это информационная функция. Ее задействование предполагает своевременное распространение актуальных сведений, отражающих работу предприятия в среде ее руководства и наемных сотрудников (а также для субъектов межкорпоративного взаимодействия). Главные требования к информации, собираемой посредством бухучета - достоверность, проверяемость, объективность, актуальность.

В-третьих, эксперты выделяют охранительную функцию. Ее сущность исходит из задачи, связанной с необходимостью обеспечения сохранности балансовых имущественных активов компании. Главный критерий качества выполнения данной функции - наличие у предприятия методологии, позволяющей вести подробный складской учет.

В-четвертых, бухучет обладает функцией организации обратной связи между предприятием и различными субъектами, имеющими отношение к ее деятельности - инвесторами, покупателями, а в некоторых случаях также и с контролирующими органами.

В-пятых, бухучет характеризуется также и аналитической функцией. Ее основное назначение - выявление недоработок, недостатков, пробелов в управлении фирмой и ведении финансовой политики и последующей выработке соответствующих механизмов оптимизации.

Счета

Каковы критерии их классификации? Какими бывают виды счетов бухгалтерского учета? Начнем с критериев классификации. Их эксперты выделяют несколько.

1. Экономическое содержание

Принадлежность счета к тому или иному виду определяется исходя из специфики того, что именно на нем учитывается.

2. Структура

Исходя из этого критерия, виды счетов бухгалтерского учета подразделяются на:

- инвентарные;

- фондовые;

- учетно-расчетные;

- пассивные;

- активные.

3. Степень детализации

Считается одним из базовых критериев классификации. Исходя из его сущности счета делятся на три вида - синтетические, аналитические, а также так называемые субсчета. Рассмотрим особенности каждого.

Синтетические счета включают в достаточной мере обобщенные сведения об активах и обязательствах компании, которые выражены в финансовых измерителях. Примеры таковых - 50 ("Касса"), 01 ("Основные средства") или же, например, 80 ("Уставный капитал").

Аналитические счета призваны излагать сведения из синтетических более детально. В них отражается уже не обобщенная, а весьма детализированная информация по конкретным типам активов и обязательств. Измеряться при этом они могут уже не только в финансовых показателях, но также, например, и в трудовых.

В свою очередь субсчета являют собой некий "гибрид" первых двух типов. Их практическое применение целесообразно в тех случаях, когда необходимо, например, сгруппировать аналитические счета в рамках конкретного синтетического. Учет в субсчетах обычно ведется в финансовых измерителях, иногда - в натуральных, в трудовых - практически никогда.

Также эксперты выделяют и иные типы счетов исходя из других критериев. Например, такие как операционные, калькуляционные, регулирующие, бюджетно-распределительные.

Изучив виды бухгалтерского учета, его функции, рассмотрим теперь такой аспект, как счета. Практическое использование счетов во многих случаях осуществляется посредством метода, который называется "двойная запись". Он отражает принцип, при котором хозяйственные операции фиксируются одновременно два раза - в дебете одного счета и в кредите другого. Тесно взаимодействуют между собой счета и различные виды регистров бухгалтерского учета (об этом аспекте - чуть подробнее).

Факты о двойной записи

Изучим метод "двойной записи" чуть подробнее. Для чего он, собственно, нужен в бухучете? Согласно распространенной в профессиональной бухгалтерской среде методологии, большинство хозяйственных операций характеризуются двойственностью, а также таким аспектом, как взаимность. То есть если происходит списание денежных средств с одного счета, то, вероятно, идет их одновременное зачисление на другой. Таким образом, денежная операция все время находится под контролем.

Механизм "двойной записи" реализуется посредством двух основных инструментов - корреспонденции и проводки. Как это происходит?

Корреспонденция - это канал взаимодействия двух счетов, на которых отражается бухгалтерская операция. В свою очередь проводка - это, собственно, практическое задействование данного канала, корректное оформление операций, запись сведений о дебете и кредите. Бывает двух типов - простая и сложная.

Способ представления "двойной записи" зависит от того, какие применяются виды форм бухгалтерского учета. Таковых несколько. Есть мемориальная, или разобщенная форма - в рамках нее операции фиксируются два раза в отдельных регистрах. Есть ордерная, или совмещенная форма. В ней регистры задействуются так, что операция фиксируется одновременно по дебиту и кредиту счета.

Регистры

Выше мы сказали, что счета тесно связаны с бухгалтерскими регистрами. Что представляют собой последние? Какие есть виды регистров бухгалтерского учета? Рассмотрим этот аспект более подробно.

Что такое регистры бухучета? Согласно распространенному определению, они представляют собой инструменты, используемые с целью систематизации и сбора сведений, которые содержатся в первичных документах с целью отражения на счетах и в отчетности. Могут являть собой коммерческую тайну.

Эксперты называют следующие критерии классификации регистров бухучета.

1. Исходя из оформления

Это могут быть бухгалтерские книги, карточки, таблицы, регистраторы.

2. Исходя из назначения

В этом отношении регистры могут быть хронологическими или же систематическими. Возможны также и комбинированные варианты.

3. Исходя из содержания

Подобно соответствующему виду счетов регистры, исходя из этого критерия, подразделяются на синтетические и аналитические.

4. Исходя из формы

Эксперты выделяют четыре основных - односторонние, двусторонние, выполненные в виде таблицы, а также представленные в шахматном формате.

Расходы

Изучив виды бухгалтерского учета, его функции, счета, регистры, мы можем определить то, посредством каких механизмов фиксируются издержки. Какие бывают виды расходов в бухгалтерском учете? Каковы критерии их классификации?

Собственно, под расходами организации, исходя из распространенного определения, понимается снижение финансовых и экономических выгод вследствие уменьшения капитала на балансе фирмы и иных форм вывода денежных средств. Эксперты выделяют следующие основные виды расходов в бухгалтерском учете:

- связанные с извлечением прибыли;

- получаемые вне каналов получения доходов;

- принудительного характера.

Касательно первых: сюда включаются в основном расходы, связанные с производством и реализацией, инвестиции. Ко вторым можно отнести издержки, связанные с выплатой премий, благотворительной деятельностью. К принудительным расходам относятся налоги, платежи в ПФР, ФСС, ФОМС, заключение страховых договоров. Некоторые эксперты относят к расходам третьего типа те, что связаны с последствиями экономических санкций.

Доходы

Говоря о расходах, мы не можем обойти стороной такой аспект, как доходы. Каковы основные критерии их классификации?

Сначала о том, что такое доходы. В российском законодательстве ими принято считать ресурсы, обуславливающие увеличение финансовых и экономических выгод предприятия и рост капитализации бизнеса. Основные виды доходов в бухгалтерском учете следующие:

- от обычных видов деятельности;

- относящиеся к числу прочих.

В российском законодательстве есть критерии, по которым те или иные денежные поступления на баланс организации к доходам не причисляются. В числе таковых:

- вклады собственников (акционеров);

- суммы налогов и сборов;

- комиссионные в пользу партнера;

- поступления в рамках предоплаты, аванса, задатка;

- получение платы за выданный кредит.

Доходы и расходы фирмы в соответствующем порядке регистрируются на бухгалтерских счетах организации.

Документы

Сказав многое о том, какие есть виды ведения бухгалтерского учета исходя из типов счетов, о классификации доходов и расходов, рассмотрим попутно и такой аспект, как документооборот. Какова его структура? Какие бывают виды документов в бухгалтерском учете? В российской практике приняты следующие критерии.

1. Состав документов

По этому критерию присутствует разделение источников на входящие, исходящие, а также внутрикорпоративные. Первые - это документы, что направляются в фирму со стороны других организаций. Вторые - это документы, которые, в свою очередь, характеризуются обратной направленностью. Внутреннего типа источники не подлежат выводу за пределы компании.

2. Назначение

Исходя из данного критерия, документы могут быть распорядительными, исполнительными, а также представлять собой источники бухгалтерского назначения.

Первые - это источники, в которых отражаются распоряжения, различного рода указания и приказы руководства, относящиеся к выполнению необходимых хозяйственных операций. Исполнительные же документы призваны фиксировать факты совершения соответствующих операций. Примеры таковых - акты приемки, различного рода ордера. Есть и комбинированного типа бумаги. Они могут обладать признаками как распорядительных, так и исполнительных документов. В зависимости от характера назначения тех или иных типов источников они могут обладать признаками, позволяющими относить их к категории бухгалтерских.

3. Частота составления

По этому критерию документы бывают разовыми, а также накопительными. Первые, как правило, оформляют конкретную хозяйственную операцию и впоследствии не дополняются. Вторые же призваны последовательно накапливать информацию в привязке к тому или иному периоду. В них могут суммироваться показатели, отражающие ход однородных или одинаковых хозяйственных операций.

4. Время составления

Данный критерий классифицирует документы на первичный тип и сводный. Первые фиксируют хозяйственные операции в конкретный момент времени. Сводные документы призваны объединять показатели, группируя их на базе фактов, содержащихся в первичных источниках.

Большинство документов, которые присутствуют в бухгалтерском обороте, могут одновременно классифицироваться по каждому из обозначенных критериев.

Комментарии