Нарушение авторских прав: примеры. Ответственность за нарушение авторского права
Оно интерпретируется как несанкционированное правообладателем копирование или распространение материала, который защищен авторским правом: музыкальные композиции, книги, программное обеспечение, фильмы и др. Право на обладание интеллектуальной собственностью защищено законом в большинстве стран.
Что такое «пиратство» и контрафакция?
Нарушение авторского права может быть выражено сопряженными понятиями: контрафакция (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении имущественных авторских прав). Это, безусловно, правонарушение, в основе которого лежит использование произведений искусства, науки и литературы, находящихся под охраной авторского права, без соответствующего разрешения автора либо правообладателя, а также сюда относится и нарушение зафиксированных в договоре об использовании конкретных произведений ряда условий.
Основные виды нарушений авторского права
Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:
- копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
- распространение произведения (прокат, продажу и др.);
- публичную демонстрацию;
- публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
- трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
- перевод произведения на другие языки;
- переработку произведения (плагиат).
На практике производные от них виды нарушений авторского права, так сказать, «идут в ногу со временем». Мошенники, преследуя цели собственного материального обогащения, занимаются изобретением не оригинальной идеи, а уникального способа присвоения авторских прав на нее.
В сложившейся правоохранительной, правоприменительной и судебной практике степень данного правонарушения, как правило, определяется самим правообладателем. В связи с этим любое действие, которое ему не понравится либо он посчитает его преградой для получения сверхприбыли, будет рассмотрено судом в обязательном порядке с вынесением соответствующего решения в отношении привлечения (или не привлечения) нарушителя к той или иной ответственности.
Исторические факты, касающиеся термина «пиратство»
Первое его упоминание принято относить к 1603 г. Немного позднее термин «пиратство» встречается в предисловии поэмы Альфреда Теннисона «The Lover’s Tale»: «…недавно подверглись безжалостному пиратству».
Часто его можно встретить в текстах правовых актов, к примеру, в англоязычной Бернской конвенции 1886 г.: «… контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной».
Термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не встречается, но он употребляется достаточно часто в судебной документации, юридической литературе и локальных нормативных актах.
По данным некоторых источников, его употребление отождествлялось с журналистским штампом.
По мнению основателя движения свободного ПО Ричарда Столлмана, рассматриваемый термин стал широко использоваться в отношении игнорирования традиционных методов относительно лицензирования ПО, создавая ложное убеждение о его исключительно негативной окраске. По его словам, он подсознательно ассоциируется с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда было сопряжено с грабежами, разбоем, похищением людей, убийством, взятием заложников, потоплением судов и с прочими жестокими преступлениями.
Причины пиратства
Во-первых, это более выгодный в отношении издержек способ получения прибыли в сравнении с себестоимостью лицензионного первоисточника.
Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в весьма доступное и дешевое дело.
В прошлом легальные производители обладали естественной защитой: техническим преимуществом и эффектом масштаба. Любой желающий мог вручную переписать материал либо набить его на печатной машинке, однако и качество, и себестоимость данной копии существенно бы уступали оригинальным версиям.
На сегодняшний момент все кардинально изменилось. К примеру, стандартный комплект офисной техники (принтер, биндер и компьютер) без труда позволит сделать аналог книжного издания в мягком переплете, при этом его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Именно перспектива получения сверхприбыли – первопричина пиратства.
Оно, как правило, распространено в таких странах, в которых показатель прибыли на душу населения достаточно низкий. Поэтому главной причиной пиратства в этих странах выступает неплатежеспособность населения (цены на контрафакт значительно ниже стоимости легальной продукции).
Отличие «пиратства» от плагиата
Оно заключается в целеполагании. Что касается «пиратства», то здесь нарушитель стремится получить как можно большую материальную выгоду, не обращая внимания на этический и легальный аспект данного правонарушения.
В случае же с плагиатом он имеет другую цель – признание целевой аудиторией его произведения (несанкционированно заимствованного у настоящего автора). Наряду с данным стремлением, как правило, присутствует и коммерческая выгода.
Чем чревато нарушение авторского права?
Это явление довольно распространено в настоящее время. В случае если субъект не получил официального разрешения применять чужой материал, то можно говорить о том, что имеет место классическое нарушение авторских прав. В рамках российского законодательства за это предусмотрено гражданская и публичная ответственность.
Публичная ответственность за нарушение авторского права выражена наказанием со стороны государства в виде взимания штрафов либо конфискации имущества, либо других мер.
Она может быть:
- уголовной;
- административной.
Нарушитель привлекается только к одной из вышеперечисленных. Согласно закону, к административной ответственности могут быть привлечены как юридические лица (без ограничений), так и гражданские (если нарушение не попадает под разряд преступлений: ущерб менее 50 тыс. руб.). В противном случае они привлекаются уже непосредственно к уголовной.
Основанием для административной ответственности является ст. 7.12 КоАП РФ, а для уголовной – ст. 146 УК РФ: «Нарушение авторских прав».
Итак, последняя выступает следствием более серьезного нарушения: коммерческих действий, совершенных в крупном размере, результатом которых стало несанкционированное использование объекта авторского права либо смежных прав, вследствие которого был получен доход в размере более 50 тыс. руб. или 250 тыс. руб. (в случае особо крупного размера).
Гражданская ответственность за нарушение авторского права вступает в силу только при желании пострадавшего. В этом случае нарушитель либо выплачивает соответствующую компенсацию автору, либо возмещает причинённый вред или упущенную выгоду.
Юридический аспект защиты авторских прав
В нашей стране она обеспечивается законом от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», точнее, его пятым разделом - «Защита авторских и смежных прав», который включает три статьи данной тематики (48, 49, 50).
Так, в статье 48 прописан закон о нарушении авторских прав, в котором указаны следующие сведения:
- Относительно действий, приводящих к уголовной, административной и гражданской ответственности.
- О том, что за несоблюдение требований вышеуказанного закона и юридические, и физические лица признаются нарушителями.
- По поводу расшифровки того, какие экземпляры фонограммы и произведений являются контрафактными.
Чем регламентирована уголовная ответственность за нарушение авторских прав?
Для этого в нашей стране существует соответствующая статья (146) в Уголовном Кодексе – «Нарушение авторских и смежных прав».
В ней прописано, что наказание за нарушение авторских прав – это одна из санкций, наложенных на осужденного (в зависимости от рода его действий).
В случае присвоения авторства (плагиата) последует одно из следующих наказаний:
- Обязательные работы, которые могут длиться от 180 до 240 часов.
- Штраф за нарушение авторских прав в размере 200 тысяч руб.
- Арест на срок от трех до шести месяцев.
При условии незаконного использования (хранения, приобретения, перевозки) контрафактных экземпляров налагаются следующие санкции:
- штраф за нарушение авторских прав (200 тыс. руб. или доход, включая заработную плату за период до восемнадцати месяцев);
- обязательные работы (180 – 240 часов);
- арест (до двух лет).
Нарушение авторских прав (статья УКРФ) группой сговорившихся лиц либо организованной группировкой, либо лицом, использовавшим свое служебное положение, либо в особо крупных размерах грозит следующими санкциями:
- лишением свободы (до 6-ти лет);
- штрафом (до 500 тыс. руб. или иной доход, в том числе и заработная плата за три года).
Какой способ считается самым распространенным в рамках защиты авторских прав?
Безусловно, это возмещение причиненного ущерба. Компенсация за нарушение авторских прав – альтернативный способ защиты в сравнении с взысканием убытков. Иначе говоря, правообладатель имеет право потребовать либо выплаты компенсации, либо взыскания убытков.
Однако стоит учитывать тот момент, что достоверность рассчитанного размера убытка по делу в отношении нарушения авторских прав из-за ряда причин сложно подтвердить.
Что касается взыскания компенсации, то здесь его размер доказывать не нужно, вследствие чего осуществить защиту прав автора значительно легче и проще.
Виды возмещений
Компенсация за нарушение авторских прав может быть установлена в размере:
- 10 тыс. – 5 млн руб. (при учете характера нарушения, его срока, последствий, степени вины правонарушителя и других важных обстоятельств);
- удвоенной стоимости права на использование произведения (лицензии) при учете альтернативной выгоды;
- удвоенной стоимости контрафактных копий произведения.
При установлении того или иного размера компенсации судья руководствуется принципами справедливости и разумности (п. 3 ст. 1252 ГКРФ).
Содержание иска о нарушении авторских прав
Оно зависит от их вида. Как правило, иски принято разделять на имущественные и неимущественные, однако, исходя из специфики авторского права, интересы конкретного автора трудно разграничить по данному принципу, поэтому они часто группируются в рамках одного процесса.
К неимущественному виду относятся следующие права:
- на имя;
- авторство;
- на отзыв и обнародование произведения;
- на защиту существующей репутации.
Иск о нарушении авторских прав можно направить как в суды, так и в органы дознания и предварительного следствия, работающие по данному направлению.
Иск неимущественного характера может включать следующие требования:
- о признании исключительного права (к примеру, о признании соавторства);
- об установлении факта лжеавторства ответчика;
- о восстановлении первоначального положения права (до его нарушения);
- о пресечении действий, создающих угрозу будущего нарушения права либо уже нарушающих его;
- публикации принятого решения суда относительно допущенного нарушения (за счет средств нарушителя);
- компенсации за моральный ущерб.
Иск о нарушении авторских прав имущественного характера может включать следующие требования:
- о взыскании гонорара (авторского вознаграждения);
- о возмещении причиненных убытков, вызванных фактом нарушения авторских прав;
- о признании безосновательности обогащения (предъявляется к соавтору, который безосновательно присвоил чужой гонорар).
Видеопиратство как наглядный пример нарушения авторского права
Данным термином принято обозначать нелегальное распространение копированного материала (телепередач, фильмов и др.) посредством дисков, кассет, а также Интернета. Видеопиратство может быть нацелено как на получение прибыли (продажа контрафакта в магазинах, ларьках и т. д.), так и на некоммерческие результаты (обмен видеопродукцией с друзьями и др.).
В первом случае пиратская версия фильма может появиться задолго до выхода официальной (к примеру, были случаи, когда рабочая версия фильма, украденная у съемочной группы, уже находилась в продаже).
Качество записи в этом случае может существенно отличаться от такового у лицензированной копии, но это вовсе не обязательно.
В нашей стране видео- и аудиопиратство – это самые распространение примеры нарушения авторского права, но далеко не единственные.
Существуют специально разработанные условные обозначения в виде аббревиатур, добавленных к основным именам файлов, которые указывают на тип сделанной копии.
Они имеют вид:
- «Экранка» (CAMRip - CAM). Как правило, такой материал отснят в кинотеатре обычным зрителем, он имеет достаточно низкое качество.
- Telesync (TS). Более качественная копия, отснятая чаще всего работником кинотеатра с применением профессиональной камеры, установленной на штативе.
- «Рулон» (telecine - TC). Качество отснятого материала, как правило, выше среднего. Данная съемка производится также работником кинотеатра, но уже посредством телекинодатчика.
- Утечка рабочей версии (workprint - WP). Характеризуется средним качеством материала, отснятого в киностудии.
- Утечка промо-копии (DVD screener – DVDSCR и Screener - SCR), которая раздается кинокритикам, кинопрессе и т. д. Качество также среднее.
- DVDRip характеризуется высоким качеством копии, полученной из видеопроката или магазинов розничной торговли.
- R5 DVDRip – копия, предназначенная для стран второго и третьего мира.
- HDTVRip, CATVRip, TVRip, SATRip – скопированный материал получен из телетрансляции.
- BDRip (Blu-ray Disc Rip) – данный контрафакт очень высокого качества, он получен копированием BD диска из видеопроката.
- VHS Rip – копия очень низкого качества, полученная с видеокассет.
Помимо видеопиратства, еще можно выделить такие примеры нарушения авторского права, как аудиопиратство, контрафакт программного обеспечения, компьютерных игр и видеоигр.
Наиболее распространенные правонарушения в рассматриваемом аспекте
Можно выделить следующие случаи нарушения авторских прав:
- невыплата либо частичная выплата гонорара;
- издание произведения без соответствующего согласия автора;
- нарушение авторских прав относительно неприкосновенности его произведения;
- отсутствие указания имени настоящего автора.
И это далеко не полный список данного рода правонарушений. Однако именно эти случаи нарушения авторских прав, особенно нежелание указывать истинного автора, так процветают в современном обществе.
Важные процессуальные особенности относительно возбуждения и рассмотрения в судебном порядке дел о нарушении авторских прав
Во-первых, они считаются делами частного обвинения (возбуждаются по желанию потерпевшего).
Во-вторых, для их возбуждения потерпевшему необходимо подать жалобу непосредственно в суд, в которой должно быть указано следующее: период времени правонарушения, кем оно было осуществлено, в каком месте, что явилось результатом данного противоправного действия и чем конкретно подкрепляются доводы потерпевшего относительно привлечения правонарушителя к ответственности.
В-третьих, суд не имеет права оставить без разбирательства полученную жалобу ни по причине ее малозначительности, ни ввиду отсутствия существенных доказательств, ни по любой другой причине.
Если последует отказ в возбуждении уголовного дела, то он должен быть процессуально оформлен постановлением судьи, в нем должны быть также изложены причины такого решения.
В-четвертых, дела о нарушении авторских прав не приостанавливаются по причине примирения сторон. Производство по ним протекает в общем порядке (с проведением органами прокуратуры предварительного расследования).
В-пятых, если нарушение авторских прав фиксируется впервые, а сведения о личности правонарушителя и характере его деяния свидетельствуют о большой доле вероятности его исправления без применения уголовных мер, то суд может принять решение о прекращении данного уголовного дела с дальнейшей передачей всех материалов по нему на рассмотрение уже товарищеского суда.
По данным статистики, меры именно уголовной ответственности относительно рассматриваемого правонарушения реализуются достаточно редко.
Масштабные и удобные интернет-сервисы с музыкой без авторских прав
Большое количество музыкальных треков, а также сопровождений обладают авторскими правами, и их публичное размещение на сторонних сайтах запрещено.
В нашей стране был принят законопроект в отношении защиты авторских ресурсов от таких противоправных действий, как копирование и распространение. В связи с этим хостинг-провайдеры осуществляют блокировку сайтов, на которых был выявлен факт нарушения авторских прав.
Музыка без нарушения авторских прав – музыкальный контент, который распространяется свободно, и его можно скачивать без каких-либо нарушений.
На сегодняшний день можно выделить такие масштабные и удобные сервисы с музыкой без ограничений, как:
- Youtube.ru;
- Freemusicarchive.org;
- сайты под руководством Creative Commons, включая danosongs.com, audionautix.com и sweetsoundeffects.com;
- Rutube.ru;
- Jamendo.com.
В каких странах распространено данное правонарушение?
По данным статистики, такого рода нарушение интересов рассматриваемой категории правообладателей часто встречается в таких странах, как Россия, Китай, Мексика, Украина, Бразилия и Индонезия.
Основной причиной данного явления выступают экономические интересы, в частности:
- Правообладатели-монополисты реализуют произведения интеллектуальной собственности по весьма завышенным ценам, которые в большинстве случаев не соотносимы с потребительскими возможностями целевого сегмента рынка.
- Присутствует дифференцированность уровня жизни в указанных странах, в которые импортируется произведения интеллектуальной собственности (цена не соответствует среднему уровню заработной платы, не учитывается уровень обязательных налогов и др.), хотя внутри страны-производителя цены на лицензированную продукцию считаются весьма приемлемыми.