Першеронская порода лошадей. Лошадь-тяжеловоз першеронской породы (фото)

Многие люди считают, что лошади – давно устаревшее «оборудование». В чем-то они правы – кони утратили свое промышленное и военное предназначение. Однако то же самое можно сказать и о кошках или собаках: от результатов охоты уже не зависит жизнь семьи, да и мыши мало в каком доме водятся. При этом люди не отказываются от них и продолжают держать рядом с собой довольно хлопотную живность.

Конечно, лошадь в городской квартире не заведешь, да и на даче держать не будешь. Однако кони остаются не только частью истории человечества, признаться, весьма весомой частью. Они успешно находят новые ниши в жизни людей, по-прежнему оставаясь полезными. Та же першеронская порода лошадей нашла себе применение в таких областях, которые и представить себе не могли люди, ее выводившие.

История першеронов

Они считаются одной из самых древних конных пород в мире. Подобные по виду кони водились на территории современной Франции еще в ледниковом периоде. Лошадей, бывших предками першеронов, разводили для древнеримской конницы, и именно в области, по имени которой лошади получили свое наименование – Перше. Позднее местная порода была скрещена с арабской, благодаря которой конь першерон, несмотря на всю свою массивность, имеет элегантные и благородные очертания. Целенаправленно таким скрещиванием начал заниматься завод Le Pin – в конце 18 века он ввез в страну арабских жеребцов для улучшения выводимой линии.

Во времена рыцарских походов эта порода была наиболее востребованной именно в качестве верховых лошадей, способных нести всадников со всем тяжелым вооружением и в полных доспехах. Позже, когда нужда в тяжелой коннице отпала, першеронская лошадь «переквалифицировалась» в упряжную.

В дальнейшем в породу вливалась кровь тяжеловозов Булони и Бретани. Вызвано это было тем, что потребовалось большое количество выносливых лошадей для городского и почтового транспорта.

Экстерьер породы

В современном мире першеронская порода лошадей представлена массивными костистыми особями. Рост у ее представителей должен быть не ниже 154 см и достигает 164. Известен настоящий гигант с именем Доктор Ле Джиар, живший в начале 20 века, который достигал высоты в 213 см. Голова у першерона обязательно имеет выпуклый широкий лоб, плоский нос и ровный профиль. Грудь – глубокая, широкая, с мощной грудиной. Ноги – сухие и могучие. По устаревшим стандартам лошадям купировали хвост; сейчас это правило отменено. Окрас порода першерон имеет серый (чаще всего «в яблоко») или черный; последний особенно востребован среди американских коннозаводчиков.

Уникальные качества першеронов

Одна из наиболее ценимых особенностей этих коней – легкая приспособляемость к любым климатическим условиям. Они легко адаптируются как в тропиках, так и в пустынях или тундре. Второе уникальное свойство, которым обладает першеронская лошадь, – способность достаточно быстро бежать с весьма увесистым грузом. Другие тяжеловозы либо медлительны, но грузоподъемны (брабансоны), либо подвижны, но не могут унести большой вес (ардены).

Еще одним подарком, который достался першеронам от арабских предков, помимо эстетичности, является мягкий, не тряский ход на любом аллюре. Другие тяжеловозы похвастаться этим не могут.

И еще одно достоинство: феноменальная выносливость. На рысях першеронская порода лошадей может преодолеть за день почти 60 километров, и это не скажется отрицательно на здоровье бегуна.

Все эти качества всегда очень ценились на международном рынке. Именно из-за них клейдесдальские и бельгийские тяжеловозы стоили раз в шесть дешевле, чем першерон. Цена его на современном рынке составляет около 2000 долларов для необученного жеребчика и от 6000 – для хорошо воспитанного. Племенные жеребцы оцениваются как минимум в 8000 долларов, а кобылы хороших кровей – и того дороже.

Где применялась эта порода

В нынешнее время более известен так называемый большой першерон (фото ниже). Благодаря его выносливости, огромной подъемной силе и смелости (обученный конь не пугается громких звуков и слишком резких движений) крупная разновидность широко использовалась в качестве военной лошади еще в середине 20 века. Причем не только как упряжное, но и как подседельное животное. Не менее активно першерон использовался в качестве мирной вьючной силы, в сельском хозяйстве ходил под плугом, участвовал в охотах – и под седлом, и в упряжи. Менее известный сейчас маленький першерон был великолепной верховой лошадью, возил коляски и дилижансы. Со временем необходимость в таком использовании отпала, однако без работы першеронская порода лошадей не осталась. Благодаря своим особенностям нашлось дело для нее и в наши дни.

Где теперь используют першеронов

Сейчас главным их используемым качеством оказалось то, что лошадники называют добронравностью. Порода першерон незлоблива, терпелива и незлопамятна. Поэтому эти кони широко используются в парках в качестве прогулочных лошадей, особенно ценимых из-за мягкого хода. Незаменимы першероны в недавно открытой иппотерапии – для лечения детей с особыми потребностями: больных ДЦП, аутистов, перенесших тяжелую психологическую травму или социально дезадаптированных. С недавних пор их используют для тренировок в верховом преодолении препятствий. Для тренеров стала в некотором смысле открытием их отменная прыгучесть. Очень охотно этих элегантных тяжеловозов берут для цирковых номеров - их невозмутимость и спокойствие очень востребованы в нервной атмосфере на арене, а уж плавность движений для циркачей – просто находка.

Вклад першеронов в коннозаводство

Эта порода лошадей использовалась в образовании некоторых других, в числе которых белорусская упряжная. Для улучшения характеристик спортивных и охотничьих коней, где важны не родословная и чистота линии, а рабочие качества, тоже зачастую используется першеронская порода лошадей. Существует мнение, что она отметилась во многих чистопородных ветвях, отличающихся статью, а не тонкокостостью. Америка облагораживала першеронами мустангов для получения полноценных сельскохозяйственных и каретных животных.

Русская история

Россия впервые массово столкнулась с этой породой лошадей где-то в середине 19 века. На Хреновский конезавод были доставлены высококачественные представители породы, и там были заложены новые ее линии, вплоть до создания оригинального типа российского першерона. В 1941 году племенной табун был вывезен в Ульяновскую область, где организовали Октябрьский конезавод. В тесном контакте с государственной конюшней Тамбова, где находится питомник породы, и с фермами Воронежа и того же Тамбова были получены уникальные по своим данным представители першеронов. Однако в последние годы Октябрьский конезавод постепенно пришел в упадок. От табуна в 250 голов осталась едва пятая часть, которая содержится в неподходящих условиях, а кормом обеспечивают лошадей чуть ли не волонтеры. Молодняк зачастую не обучен; некоторые ценные племенные линии утеряны, а сотрудники завода выбиваются из сил, пытаясь сохранить хотя бы то, что еще осталось. Жаль будет, если першеронская порода лошадей будет утеряна просто из-за невнимательности и равнодушия людей! Все же настолько элегантных тяжеловозов больше не выведено. А российские заводчики вложили много усилий, чтобы улучшить породу першерон (фото ниже).

Российские улучшения породы

Наши заводчики не просто сохраняли генофонд, полученный от французов. Они сумели вывести свой собственный генотип, отличающийся более сухим телосложением и компактностью на фоне массивности. Плюс еще и улучшился характер – наш першерон еще более добронравен, чем французский.

Подвижностью лошади российского «производства» тоже превосходят зарубежные аналоги. Продолжительность жизни, которой отличается першеронская порода лошадей, не просто сохранена – племенные особи сохраняют способность размножаться без потери качества потомства до глубокой старости. К примеру, першеронка с забавным именем Слива прошла более двух километров (если быть предельно точными – 2138 м) с тягой в 300 кг – непобитый пока рекорд для всех тяжеловозов.

Русские тяжеловозы

Не только першеронами славна земля российская. Не менее имениты русские тяжеловозы - лошади, зарегистрированные под этим названием только в 1952 году. Они выведены от скрещивания упряжных лошадей с арденами из Бельгии. При невысоком росте – около полутора метров – они отличаются немыслимой силой. От першеронов, битюгов, брабансонов и арденов произошли советские тяжеловозы, довольно мелкие, но способные тащить огромные тяжести. Еще одна всемирно известная порода – владимирский тяжеловоз – выведена с участием клейдесдалей из Шотландии и шайров из Англии. Они тоже некрупные, но очень мощные.

Комментарии