Развивающая прогулка в средней группе осенью
Возрастные особенности детей четырех-пяти лет характеризуются повышенным вниманием ко всему происходящему во внешнем мире. Стоит только понаблюдать за поведением ребятишек, как становится понятно: им интересно следить за меняющимися условиями окружающей среды. Исходя из данного утверждения, можно и нужно организовывать занятия с детьми прямо на прогулке, чтобы не терять драгоценное время.
Осенняя прогулка с детьми средней группы может принести неоспоримую пользу, внести существенный вклад в их становление: развитие познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, речи), творческих навыков, формирование интереса к родной природе и тому, что с ней происходит. При регулярных занятиях такого типа у детей постепенно складывается яркое, четкое представление о каждом времени года, его отличительных особенностях. Вскоре дети с легкостью смогут ответить на вопросы о том, чем зима отличается от осени, а осень от лета.
Как проводить занятия с детьми на прогулке
Еще до выхода на улицу во время групповых занятий воспитатель должен закрепить с ребятишками основную тему, которую они в данный момент изучают. Прогулка в средней группе осенью может стать очень увлекательной, если подойти к этому процессу грамотно и со всей ответственностью.
Итак, дети усвоили тему. Дальше воспитатель выводит их на участок и при помощи подручных материалов (пожелтевшая листва, камни, краски, кисти) формулирует задание. Следует дождаться, пока дети успокоятся и перестанут шуметь – они должны четко слышать голос воспитателя.
Приметы осени
Один из вариантов заданий, который можно предлагать детям четырех–пяти лет в детском саду. Наблюдение на прогулках в средней группе приносит существенную пользу: учит детей замечать видимые изменения, которые произошли в природе, выстраивать собственные индивидуальные суждения по поводу того, что они видят и о чем говорят. Это также возможность поделиться своим мнением. Воспитатель задает группе вопрос: «Каковы, на ваш взгляд, приметы осени? Чем хороша осень, знаменита и примечательна?»
Более или менее подготовленный по этой теме ребенок станет давать обоснованные и доказательные ответы. Прогулка в средней группе осенью может стать удивительным путешествием, принести творческие открытия. Один важный момент: занятия на тему «Осень» должны проводиться в строго соответствующее время года, иначе исчезает натуральность впечатлений. Дети должны держать в руках живой материал, проживать естественные мгновения радости.
Жизнь животных осенью
Наблюдение на прогулках в средней группе не должно ограничиваться только рассуждениями о том, как выглядит осень, ведь мир фауны тоже претерпевает значительные изменения. Можно спросить детей о том, какой они видят жизнь животных, предложить вспомнить и перечислить этих зверей и птиц. Ребенок вполне способен начать рассуждать о том, что белочки, к примеру, готовят запасы на зиму, а птицы начинают улетать в теплые края. Воспитатель в ходе занятия должен всячески поддерживать стремления детей соорудить кормушки для тех птиц, которые останутся зимовать в городе, и поощрять их желание узнать больше о жизни животных.
Осеннее настроение
Прогулка в средней группе осенью должна проходить организованно, чтобы дети в доступной игровой форме могли получить нужную информацию, на практике освоить какие–то значимые вещи, убедиться в их истинности. Что поможет создать сказочное осеннее настроение? Конечно же, веселый хоровод из разноцветных листьев. Прогулка для детей средней группы «Осенняя пора» должна сопровождаться собиранием листьев, проговариванием, с каких деревьев они взяты, выявлением их отличительных особенностей.
Можно дать такое задание: сделать красивый букет. Листья должны непременно гармонировать между собой и сочетаться. Когда дети предложат свои варианты букетов, то следует спросить их: «Какое настроение у тебя присутствовало, что ты чувствовал, когда собирал листья? Поделись своими впечатлениями!»
«Что бывает осенью?»
Это несложное задание обычно не вызывает у детей особенных затруднений, да и отвечать на вопросы об изменениях в природе – одно удовольствие. Прогулка в средней группе осенью поистине доставляет невообразимое наслаждение: сколько вокруг всего интересного, какие удивительные явления и цвета разлиты в природе! Здесь логично будет дать детям краски и листы бумаги и озвучить задание: нарисовать все то, что, по их мнению, бывает осенью.
По завершении процесса рисования в руках у воспитателя окажутся удивительные картины, отражающие настроение осени. Не стоит забывать о том, что у каждого ребенка имеется свое видение того, какой должна быть осень, поэтому обязательно нужно приветствовать нестандартное мышление и оригинальность взглядов.
«Чему можно радоваться осенью?»
Это необычное упражнение способствует развитию позитивного взгляда на вещи. Нужно дать понять детям, что, несмотря на сезонное увядание цветов и трав, осень заключает в себе множество положительных моментов. Пусть каждый из ребят попробует назвать свой аргумент. Причин может быть много: осенью очень красиво, можно собрать листья и сделать гербарий, у кого–то в это время года день рождения.
Вот что представляет собой картотека прогулок «Осень». Средняя группа ориентирована по возрасту на активную познавательную деятельность, построенную в увлекательной и интересной форме. Чтобы занятия приносили малышам радость, воспитателям следует отойти от привычной модели проведения занятий и сосредоточиться на нестандартных и оригинальных способах.