Что такое вера? Православная вера. Вера в будущее. Вера в человека

В данной статье мы постараемся разобраться с вами в том, что такое вера. Рассматривать понятие мы будем не только с точки зрения религии и теологии, но и как результат исследования ученых.

Вера – это одна из основ самоидентификации и существования человека в обществе, поэтому более точное понимание этого феномена просто необходимо каждому.
Читайте далее, и вы узнаете, что думают о необходимости веры сторонники разных религий, а также социологи, психологи и другие исследователи.

Этимология и классическое значение термина

Прежде чем говорить об определении этого феномена, давайте остановимся на этимологии слова «вера». Значение ученые видят в созвучном прилагательном из латыни. В этом древнем языке «verus» обозначало «правдивый, истинный». Слова со схожим звучанием и значением есть и в древнеирландском, и в древневерхненемецком языках.

Теперь давайте поговорим о том, что такое вера для среднестатистического человека, который не вдается в тонкости психологии, философии или разных религий.

Итак, принято считать, что вера – это признание истины, которую невозможно проверить логическим, фактическим, опытным или любым другим путем. В математике схожее понятие называется аксиомой.

Таким образом, получается, что вера – это некий недоказанный факт, который обосновывается исключительно субъективным убеждением, не требует подтверждений, но иногда может постараться их подыскать.

Отсюда выплывает понятие «доверие». Это состояние – основа всех общественных отношений. Включая в себя верность, оно зависит от определенных правил, которые, будучи нарушенными, переводят взаимосвязь в другую категорию – предательство.

Но до того как условия соблюдаются, это понятие означает безоговорочную способность субъекта передать определенные права, информацию, вещи или людей объекту доверия.

Бертран Рассел пишет, что как только возникает любое доказательство, о вере не может идти и речи. Тогда уже мы говорим о знании.

Объект и субъект веры

После того как мы вкратце определили базисное понятие того, что такое вера, стоит начать углублять его. Сейчас мы постараемся разделить объект и субъект.

Первый обычно никак не ощущается. Ни одним из пяти органов чувств человек не способен осознать присутствие объекта веры. В ином случае это было бы уже эмпирическим доказательством физического существования.

Таким образом, объект для общества находится исключительно в состоянии возможности. Хотя для отдельной личности или группы людей он представляется сущим в действительности. В силу различных процессов в организме его могут ощущать психологически, эмоционально, образно.

Субъектом выступает все человечество в целом и каждый отдельный индивид в частности. Если смотреть с этого ракурса, то вера означает отношение человека или общества к предмету.

Например, древние люди верили, что гром – это грохот от колесниц богов, которые гневаются на них и посылают вниз молнии. Это было отношение первобытного общества к подобному природному явлению, которое вызывало панику и ужас. Сегодня же, в силу научных открытий, даже школьник знает о том, что это всего лишь процессы в атмосфере планеты. Они никак не одушевлены, а просто механичны.

Соответственно, изменилась и вера. Мы не приносим жертв «грозным громовержцам», чтобы сохранить свои жизни, в отличие от древних людей, искренне веривших в целесообразность такого поведения.

Религиозное понимание

Духовная вера часто заменяется такими синонимами, как религия, вероучение и религиозное учение. Можно услышать как термины "христианство", "христианская религия", так и «христианская вера». Зачастую в просторечном общении это одно и то же.

Под словом «верующий» в религиозном контексте, мы понимаем сторонника определенной картины мира, который поддерживает взгляды одной из существующих религий.

Если спросить о том, что такое вера, у христиан, мусульман или других представителей монотеистических мировоззрений, мы услышим, что это важнейшая добродетель человека. При отсутствии этого качества, многие события просто невозможны как при жизни, так и после смерти верующего.

Например, в авраамических религиях всех неверующих и сомневающихся ждут вечные муки в аду или геенне огненной.

Древние мудрецы, размышления которых отрывочно приводятся в различных Священных Писаниях, приводят потрясающие примеры по этому поводу из будничной жизни.

Если взять для примера земледельца. Он может быть христианином, язычником или вообще атеистом, но в основу его деятельности положена вера. Никто не будет вкладывать тяжелый труд в возделывание поля, посев зерен, не веря в будущий обильный урожай.

Социология

Основу современного западного общества составляет христианская вера. Именно ее принципы регулируют взаимоотношения между людьми практически на всех материках.

Но социологи призывают отделять религию от веры. Они говорят, что первая больше рассчитана на подавление человеческой сути в индивидууме. В плане того, что на самом деле верующего интересует только он сам, его потребности и выгоды. Истинным желаниям человека вряд ли присуще стремление альтруистической помощи Церкви или священнику.

Естественные мысли людей основываются исключительно на эгоизме, который введен в рамки общественных норм поведения. Поэтому веру нужно воспринимать только с этой точки зрения.

Таким образом, социологов интересует не сам феномен веры, а результат, к которому он приводит в обществе. Изучая различные религии, ученые делают вывод о стремлении людей с помощью участия в группах, сектах, ашрамах и прочих объединениях, создать оптимальные условия для индивидуального счастья.

Психология

Психологи в первую очередь заявляют, что любая вера субъективна. Поэтому ни о каком едином феномене, который в точности идентичен у всех участников, не может идти речи. Каждый воспринимает и ощущает в меру своих способностей, установок, предыдущих травм и сомнений.

С точки зрения психологии, христианская вера зиждется на отсутствии противоречий. Там отсутствуют уточняющие вопросы, а мнения простых прихожан никого не интересуют. Пастор должен ухаживать и вести свою паству к спасению.

Таким образом, психология относится к вере как к своей противоположности. Ее нельзя понять, измерить или рассчитать. Это нечто сравнимое с пресловутым «человеческим фактором», который приводит к неожиданным последствиям.

Теология

Данная дисциплина ставит веру в основу познания мира. «Верю, следовательно, существую».

Проблематика данных вопросов в теологии подразделяется на широкое и узкое понимание.

В первом случае изучение включает в себя всю науку, так как исследует не только содержание понятия, но и его реализацию в нашем мире. То есть здесь особое внимание уделяется вере, как жизненной практике и личным отношениям человека с Богом.

В узком смысле вера – это взаимосвязь и познание Всевышнего людьми, которую инициировал Господь. То есть православная вера говорит о постижении Бога только с помощью средств, которые дал он сам. Сюда относятся в первую очередь откровения.

Всевышний воспринимается как непознаваемый. Поэтому мы можем узнать только то, что он доносит нам, исходя из человеческих способностей к пониманию.

Атеисты

В рамках данной статьи стоит коснуться такого понятия, как атеизм. Если обратиться к переводу термина, то он обозначает «безбожие».

Фактически атеизм – это вера в человека, науку и прогресс. Но само понятие «вера» здесь недопустимо. Научный атеизм утверждает, что основу мироощущения его последователей составляет принятие обоснованных и доказанных фактов, а не вера в мифы.

Таким образом, подобное мировосприятие просто пытается описать видимый материальный мир, вообще не касаясь вопроса Бога и веры.

Материалисты

В советское время материализм был известен как русская вера. Именно подобным мировоззрением с обращением к науке и атеизму старались заменить предыдущие общественные устои.

Однако сегодня сторонники этой философии отзываются о ней как о вере. В наши дни материализм – это безоговорочная вера в то, что материя была первичной, а дух вторичен.

Таким образом, вера в человека и его возможности управлять миром, а при должном развитии и вселенной составляет основу этого мировоззрения.

Вера в древних обществах

Давайте теперь поговорим о том, что же было до того, как появились первые систематизированные веры мира.

В первобытном обществе люди сначала наделяли все предметы, живых существ, объекты ландшафта и природные явления душой. Данное мировоззрение называется сегодня анимизмом.

Далее появляется фетишизм (вера в сверхъестественную силу определенных предметов), магия и шаманизм (вера в способность человека управлять природой).

Но между этими воззрениями, атеизмом и последующим возвратом к духовности лежит долгий путь, проделанный человечеством в рамках различных религий.

Христианство

Разговор об отношении к вере в отдельных религиях стоит начать с христианства как с самого распространенного верования на планете. У этого мировоззрения более двух с половиной миллиардов последователей.

Все жизненные устремления настоящего христианина направлены на спасение. Теологи говорят, что основа веры заключается не только в устремлении к Господу, но и из событий в реальной жизни. Если взглянуть на историю человечества, мы увидим, что картина не меняется в течение всех тысячелетий. Как справедливо заметил Фромм, история пишется кровью.

Именно на этом факте зиждется православная вера. Здесь основу составляет первородный грех. Священники утверждают, что состояние, в котором мы живем – это результат разрозненных желаний тела, разума и души. Поэтому за время пребывания в этом мире необходимо искупить, исправить этот сбой, чтобы после смерти ощутить блаженство в раю.

Русская вера всегда стремилась к святости. Именно на этой территории происходят чудеса в кельях и путешествуют различные божьи люди, обладающие способностью исцелять, проповедовать и прочими дарами.

Ислам

Мусульмане к вопросам веры подходят более строго. Здесь «иман» (вера) означает полное и безоговорочное принятие всего, что передал пророк Мухаммед людям. Любое сомнение хотя бы в одном из шести «столпов» ислама превращает мусульманина в кяфира. В этом случае ему придется искренне покаяться и прочесть шахаду, при условии, что он понимает каждое сказанное слово.

Основа ислама заключена в шести базисных положениях: вера в Аллаха, ангелов, книги, посланников, Судный день и предопределенность судьбы. Правоверный мусульманин обязан знать все данные «столпы», молиться пять раз в день и не совершать даже малейших проступков.

Таким образом, фактически отметается вера в будущее. Фатализм мусульманина с одной стороны заключается в том, что от человека ничего не зависит, все уже написано в Великой книге, и никто не в силах изменить своей судьбы. С другой стороны, включается искренняя вера в то, что Аллах для своих детей выбрал только самое лучшее, поэтому плохие события – это всего лишь уроки.

Иудаизм

Если сравнить с остальными религиями иудаизм, то получится некоторое несоответствие. Здесь не ставится вера превыше знания. Здесь стараются ответить на любой, даже самый запутанный вопрос, так как считается, что, только спрашивая, можно узнать истину.

Некоторые источники ссылаются на трактовку цитаты Хаваккука. Он говорил, что истинный праведник только своей верой жив будет. Но в переводе с иврита слово «эмуна» значит именно «доверие».

Поэтому дальше идет рассуждение и сравнение этих двух понятий. Вера – это неподтвержденное ничем ощущение истинности некоего объекта или события. Доверие же зиждется на знании определенных правил, которых придерживаются две стороны.

Поэтому иудеи верят в то, что Всевышний посылает им только правильное, доброе и хорошее. И основа человеческой жизни заключается именно в полном доверии Господу, что, в свою очередь, является краеугольным камнем всех заповедей.

Отсюда вырастает и вера в будущее, как постоянный процесс развития и совершенствования человеческой души.

Буддизм

Многие считают буддизм одной из самых популярных религий мира. Но фактически это философская вера. Если обратиться к истории появления этого феномена, а также к его философии, мы увидим громадные отличия, например, от авраамических верований.

Буддисты не признают первородного греха. Больше того, они считают основным законом карму, которая не является моральным кодексом. Поэтому грех не аморален по своей природе. Это простая ошибка, проступок человека на пути к просветлению.

Будда говорил, что главная цель – достичь просветления. Для этого есть Четыре благородных истины и Восьмеричный путь. Если все мысли, речи и поступки ежесекундно соотносить с этими двумя постулатами, то возможно будет прервать колесо сансары (перерождения) и достичь нирваны.

Таким образом, мы с вами разобрались в том, что такое вера. Поговорили о значении этого феномена для ученых, а также для верующих разных религий.

Комментарии