Теория происхождения государства патриархальная и ее суть

Во все времена люди стремились к знаниям. Прежде всего, человечество хотело узнать о своём происхождении. В процессе познания люди понимали, что весь окружающий мир выстроен намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. При этом общество является составляющим элементом ещё более сложной структуры, а именно государства. Именно в составе этого большого механизма, человечество живёт, творит шедевры, воюет, эволюционирует и другое. Общество и государство неразрывно связанны между собой, поэтому изучение последнего должно быть максимально детальным. Быть может, посредством знаний о государстве люди смогут разгадать тайны своего происхождения.

Государство и процесс его изучения

По своей сути государство – это сложная социально-политическая формация, которая обладает рядом, присущих только ей факторов, а именно:

- суверенитетом;

- политической властью;

- специфическим аппаратом управления;

- территорией;

- аппаратом принуждения.

Другими словами, государство является формой взаимосвязи социума. Этот механизм появляется вследствие деятельности самого человека. Проще говоря, государство исходит от общества, а не наоборот. В процессе изучения государства многие учёные выдвигали разные версии происхождения этого социально-политического механизма. Таким образом, появились определённые теории, каждая из которых по-своему объясняет процесс возникновения государства. Одну из таких теорий выдвинул древнегреческий философ Аристотель. Патриархальная теория происхождения государства, изобретённая им, имеет ряд характерных особенностей, о которых будет рассказано ниже.

Что такое теории происхождения государства?

Существует масса теорий, которые раскрывают процесс зарождения и эволюции государства. В каждой из них рассматривается одно и то же, с позиции разных точек зрения. Любая теории доказывает, что государство – это социально-политическая формация, однако в каждой теории, представлены разные пути прихода общества к ней. Этот сложный механизм является продуктом эволюции человечества и его сознания.

Отсюда следует, что любая теория происхождения государства, патриархальная или любая другая — это рамки, в которых рассматривается один общий фактор эволюции общества – государство.

История становления патриархальной теории происхождения государства

Практически все концепции, которые предоставляют теории происхождения государство, берут своё начало с XVII – XVIII веков, когда человечество было на пороге перехода в новую эру. Тем не менее, существует теория происхождения государства, патриархальная основа которой, зародилась ещё в древней Греции и Риме.

Её популярность в те далёкие времена была обусловлена тенденциями, которые существовали в обществе. Как в римском, так и в греческом социуме, мужская фигура была ключевой. Человеком и полноправным гражданином считался мужчина. Подобные патерналистские веяния обусловили появление патриархальной теории. Забегая немного вперёд, следует сказать о том, что патриархальная теории подразумевает собой психологическую предрасположенность общества к объединению. В этом смысле патер и государство отождествляются с отцом и семьёй. Немаловажную роль сыграла религия в процессе развития патриархальной теории. Религиозные верования во многом поясняли особенности этой теории, особенно во времена средневековья. Представители патриархальной теории происхождения государства были уверенны в том, что первоначально, Бог даровал королевскую власть Адаму, тем самым сделав его Патером (главой семьи).

Суть патриархальной теории происхождения государства

Вся концепция основана на веровании в то, что государство возникло из большой семьи, а власть государя, царя или короля – из отцовской власти в семье.

Все представление построено на том, что люди по своей природе - это существа, нуждающиеся в объединении. Стремление к созданию одной семьи – это их природная тяга, другими словами, наследственный фактор. Патриархальная теория происхождения государства, автор которой считается Аристотель, поясняет факт того, что человечество постоянно создавало семьи, которые в последствие переросли в государство. Такая эволюция произошла из-за большого количества семей. Для обеспечения более грамотного управления и контроля обычная власть отца эволюционировала в форму государственного правления.

Согласно патриархальной теории, взаимоотношения правителя и общества должны быть основаны по принципу «семья – отец». При этом мы говорим не только о единоличной власти монарха или короля, а об аппарате управления в целом. Ведь даже во времена древних римлян существовал демократический строй управления державой.

Патерналистская теория

Теория происхождения государства, патриархальная суть которой ужесточилась с течением времени, преобразовалась в новую концепцию – патерналистскую. Суть последней состоит в том, что она прямо соотносит государство и семью. При этом не допускается никаких отклонений от этой, главной концепции. Глава государства, вне зависимости от политического строя и формы правления, всегда является отцом, а сама держава – страной. Подобная теории была выдвинута Конфуцием.

По его мнению, управление государством должно быть основано на следующих добродетелях:

- забота о младших;

- уважение младшими старших;

Патерналистская теория очень нашла своё подтверждение во время существования Русской Империи. Отношения в государстве строились на вере в «царя-батюшку».

Патриархальная теория – плюсы и минусы

Конечно, теория происхождения государства, патриархальная суть которой создаёт конструкцию «отец – семь», во многом проливает свет на факт появления государства. Исторические доказательства этой концепции существуют, так как первоначально общественный строй был на гране родоплеменной общины. Однако невозможно прямо отожествлять современные государства с обычной семьёй, так как внутренние процессы, аппарат власти и другие конструкции государства во много раз сложнее, чем в обычной семье.

Итак, патриархальная теория даёт детальное описание факта происхождения государства, но в процессе человеческой эволюции она перестала быть ключевой. Нельзя сказать, что она в корни неправильная, рациональное зерно присутствует, но в целом её нельзя назвать основной.

Комментарии