Героизация нацизма - что это такое? Чем опасен нацизм? Борьба с героизацией нацизма

Героизация нацизма… С чего начать? Пожалуй, со слов Л. Н. Толстого, который утверждал, что наша жизнь безумна, вполне безумная и сумасшедшая. И это не просто красивые слова, образное сравнение или даже преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть… Что ж, со времён великого русского писателя прошло немало лет, но, к сожалению, ничего не изменилось, и ярким тому примером служит, как раз такое явление, как героизация нацизма – современная форма безумия.

Нацизм

Итак, героизация нацизма - что это и, как говорится, с чем её едят? Для начала следует подробно остановиться на самом термине «нацизм». Согласно выдержке из Большого юридического словаря под редакцией А.Я. Сухарева, само слово «родилось» от названия Национал-социалистической партии Германии, но впоследствии «расширилось», вышло за рамки простой, редко употребляемой лексической единицы и вошло в историю как название «идеологии и практики гитлеровского режима в Германии» с 1933 по 1945 год. Образно говоря, нацизм – это достаточно острый коктейль, составляющие его элементы – крайний национализм, тоталитаризм, расизм, фашизм, антисемитизм и социализм – в своей совокупности крайне взрывоопасны. Однако в первой половине прошлого столетия «аромат» этого напитка, несмотря на резкость и исходящую от него тревогу и опасность, распространился достаточно быстро, далеко и многим пришёлся по вкусу. Почему? На то есть множество причин. Одна из них – это невозможность устоять перед соблазном собственной исключительности, в данном случае – национальной. Он свойственен, в большей или меньшей степени, всем народам, и рано или поздно через него проходят все нации, но опять-таки с разными целями и последствиями. Нацистская Германия во главу угла поставила «арийскую расу» и объявляла своей основной целью построение на достаточно обширной территории одного расового чистого государства.

Практическая реализация

Эпоха восхваления и превознесения «арийской расы» часто называется временем «восхищения и террора». Удивительное и парадоксальное сочетание, не так ли? Но оно имело место быть. Ведь действительно, целый народ стремительно, с небывалым воодушевлением и будоражившей эйфорией, поднялся, объединился и ринулся вначале очищать германские земли от «засоряющих» её инородцев, а затем расширять жизненное пространство за счет изгнания и уничтожения других народов для увеличивающегося германоязычного населения. Подъем, восторг и упоение шагали в ногу с террором и геноцидом. Цель оправдывала любые средства. Но истина рано или поздно изгоняет любые правды и неправды: превозношение ведёт лишь к одному – падению. И Германия пала, а мир ценой огромных жертв вынес еще один урок – всегда и везде говорить фашизму и нацизму «Нет!».

Нюрнберг

Человеческое общество давно научилось привлекать к суду и выносить приговор отдельным злодеям или бандитским формированиям. Но 1945-1946 гг. – это время, когда весь мир впервые в истории человечества объединился и осудил бесчисленные преступления нацистской Германии. Международный военный трибунал в Нюрнберге был призван не «казнить» нацистов на месте, а судить цивилизованно. Всякая скорая расправа над поверженным врагом не ведёт к осознанию допущенного зла и с той и с другой стороны. Она лишь утоляет жажду мести. Поэтому в ходе Нюрнбергского процесса были собраны все документальные доказательства совершенных преступлений, опрошены возможные свидетели, а процессуальные гарантии давали сидящим на скамье подсудимых право на адвоката и дачу объяснений. Результатом столь уникального и масштабного мероприятия – настоящего Суда народов - стало действительное, глубинное понимание происшедшей трагедии. Главные виновники были наказаны, и народы мира единодушно заявили о безоговорочном непринятии нацизма и осуждении всякого насилия над человеком и государством. Публичная демонстрация нацистской атрибутики и символики, распространение организаций и движений, исповедующих национал-социалистические лозунги, – всё это законодательно запрещено в странах Европы и Латинской Америки. Но…

Нарастающие противоречия

Но видимо, у человечества память слишком короткая, лучше сказать, не короткая, а ненадёжная, готовая поддаться уговорам и изменить себе под влиянием других идей. Итак, Нюрнбергский процесс позади, внешне сохраняются дружественные отношения между странами-союзниками: СССР, США и Великобритания. Но это было лишь внешне. На практике обнаруживалось совсем иное: победитель может быть только один, и противоречия внутри антигитлеровской коалиции нарастали. СССР по праву претендовал на первенство, поскольку действительно являлся как главным победителем фашизма, так и главным потерпевшим от него, а отсюда и больше «привилегий» и полномочий в решении вопросов о послевоенном «начертании нового мира». Сталин добивался территориального расширения СССР и имел притязания на увеличение коммунистического влияния в странах Восточной Европы. Что ж, вполне логично и обоснованно, но…

Фултонская речь

Но лидеры Великобритании и США относились к данным тенденциям, мягко говоря, с большим недовольством. Черчилль, как великий политик, правильно оценил обстановку и принял грамотное решение. Великобритания, считавшаяся до начала войны главной европейской державой, больше таковой не являлась. Западная Европа была разорена. Восточная Европа находилась под коммунистическим влиянием. Поэтому основная ставка делалась на США. Они меньше всего пострадали от войны, были единственным обладателем атомного оружия и, главное, являлись частью «англосаксонского» мира. Фултонская речь Черчилля очертила контуры нового миропорядка: отныне Соединённые Штаты есть вершина мировой силы, поскольку только американская демократия и «братская ассоциация англоговорящих народов» может противостоять войне и тирании, лицом которых и является СССР. Железный занавес был опущен.

Расовая теория

По сути, господин Черчилль поставил «англосаксонскую расу» превыше всех. Выходит, что в основе развязывания Второй мировой была теория расового превосходства «арийцев», а в так называемой холодной войне – некая «расовая миссия» англосаксонских народов. А если так, то «нацизм» жил, живёт и будет жить, а Нюрнбергский процесс, осуждение нацизма, фашизма, всякого рода нетерпимости и запрет пропаганды этих идей на законодательном уровне – это всего лишь фарс. Иными словами, героизация нацизма уже тогда сделала свои первые пробные шаги, поскольку невозможно «клеймить презрением» то, что делаешь сам…

Героизация нацизма – это…

После окончания войны в течение первых десяти лет возникает новое течение – неонацизм, в буквальном прочтении – новый нацизм. Но, как говорится, всё новое – это хорошо забытое старое, и новая доктрина состоит всё из тех же элементов шовинизма, фашизма, расизма, ксенофобии, гомофобии и антисемитизма. Как на дрожжах, начиная с 60-х и по сегодня, во всём мире, и это не преувеличение, растут и множатся неонацистские политические партии и общественные движения, которые или исповедуют национал-социалистические взгляды, или близкие к ним идеи, или объявляют себя прямыми последователями Национал-социалистической рабочей партии Германии. Помимо идей, они активно используют символику, призывы и лозунги Третьего Рейха.

В этих условиях активизируются и другие силы, стремящиеся не только «переоценить» итоги Второй мировой, но и полностью исказить историю. Пишутся «странные» книги, популяризуются «расовые псевдотеории», появляется масса художественных фильмов, телевизионных передач, трактующих историю на свой «лад»: вожди Третьего Рейха становятся настоящими героями, Холокост отрицается, а Нюрнбергский процесс приобретает черты «сфабрикованного дела». Напрашивается вопрос: работают ли законы? И да, и нет. С одной стороны, в любом законодательстве существуют «лазейки», позволяющие обойти тот или иной закон. А с другой – такая массовая «героизация нацизма» говорит не только о несовершенстве законодательства и общественного устройства, но и о другой, более опасной причине – это кому-то очень и очень нужно. Для чего? Прежде всего, как эффективный инструмент манипулирования. Семена национального превосходства, особенно если их регулярно поливать, всегда дают хороший урожай, который опять-таки можно использовать сразу, а можно и законсервировать до «лучших» времён. А поскольку речь идёт не о простом обывателе, то борьба с героизацией нацизма на уровне законов, однозначно, необходима, но она не может дать сколько-нибудь ощутимых результатов.

Героизация нацизма: ООН

Но, несмотря ни на что, продолжать «кричать» о данной беде нужно. Ежегодно из средств массовой информации мы слышим одни и те же слова: «героизация нацизма», «резолюция», «ООН». Да, действительно, Генеральная ассамблея ООН – это пусть ещё и не совершенная, но единственная площадка, на которой возможно конструктивное обсуждение проблем, ведь в любом случае объединение – решение всех вопросов. 21 ноября 2014 года Третий комитет Генеральной ассамблеи ООН очередной раз принял резолюцию по принятию эффективных мер в борьбе с героизацией нацизма.

В данном документе, представленном Россией, сказано, что героизация нацизма – это, прежде всего, распространение во многих странах мира экстремистских политических партий и объединений, в том числе и неонационалистических организаций и групп так называемых «бритоголовых». К этой же тенденции относится и реабилитация нацистского движения, прославление пособников фашистов, бывших членов немецкой организации «Ваффен СС», сооружение им памятников и мемориалов. Всё вышеперечисленное вызывает крайнюю тревогу и озабоченность и требует ужесточить противодействие возрождению нацистской идеологии в соответствии с международными актами в области защиты прав человека.

«За» проголосовали 115 государств, «против» - три: США, Канада и Украина, что неудивительно и вполне предсказуемо…

Комментарии