Внимание. Характеристики внимания. Общая характеристика внимания
Было бы совсем невозможным продуктивное и целенаправленное протекание психических процессов без сосредоточения внимания на воспринимаемом объекте или явлении. Человек может смотреть на объект, расположенный возле него, и не замечать или плохо воспринимать его. Вспомните, когда вы заняты своими мыслями, глубоко погружены в самоанализ, то не понимаете сути разговоров, ведущихся вблизи, хотя звуки слов доходят до вашего слухового анализатора.
Бывают случаи, что человек может не ощущать боль, если его внимание фиксируется на чем-нибудь другом. Характеристики внимания в психологии занимают значимую область для исследования, ведь благодаря этому когнитивному процессу обеспечивается продуктивная работа всех других. В чем же суть этого психического явления?
Определение понятия
Ученые-психологи определяют внимание как психический процесс, характеризующийся направленностью и сосредоточенностью человеческого сознания на любом явлении, объекте или деятельности. Что понимается под направленностью? Это выбор предмета среди множества других предметов. Сосредоточенность обозначает возможность человека не отвлекаться от выбранного предмета на другие, не связанные с ним. Вот это и есть внимание.
Характеристики внимания помогают личности успешно ориентироваться во внешней среде и обеспечивают более полное и четкое отражение ее в психической реальности. Предмет, на который направлено человеческое внимание, занимает центральное место в сознании, а все другое человек воспринимает нечетко и слабо. Но основные характеристики внимания свидетельствуют о том, что человек может переключаться, и центральное место в сознании будут занимать разные предметы.
Внимание – это несамостоятельный когнитивный процесс, ведь мы не можем его наблюдать вне других психических явлений. Человек может с вниманием или невнимательно слушать, думать, делать, смотреть. В связи с этим внимание – это только свойство, принадлежащее другим когнитивным процессам.
Физиологические предпосылки представленного процесса
Внимание обеспечивается функционированием тех центров нервной системы, что задействованы в работе когнитивных процессов, которые сопровождает внимание. Специализированный нервный центр, отвечающий за осуществление этого процесса, отсутствует, а вот возникновение зрительных, тактильных и других ощущений предусматривает активность определенных участков коры головного мозга.
Изучая высшую нервную деятельность, ученые выяснили, что нервные образования, расположенные в разных участках мозга, не могут иметь одинаковый уровень возбуждения или торможения. Когнитивные процессы протекают в коре и выражается это в активности некоторых участков той или иной интенсивности.
Оптимальная возбудимость по И. П. Павлову
Психологическая характеристика внимания была сделана как учеными-психологами, так и учеными-физиологами. И. П. Павлов утверждал, что если бы мы смогли посмотреть сквозь человеческий череп и участки с оптимальной возбудимости на головном мозге светились, то увидели б, с какой скоростью перемещается эта светящаяся точка по большим полушариям, совершая при этом разные ломаные фигуры.
Физиология под вниманием понимает нервную деятельность некоторого участка головного мозга, который на данный момент обладает оптимальной возбудимостью, в то же время другие участки имеют более низкую возбудимость.
Общая характеристика внимания, по мнению И. П. Павлова, состоит в том, что в местах оптимальной возбудимости легко устанавливаются новые условнорефлекторные связи и с успехом образуются новые дифференцировки. Четкость и отчетливость когнитивных процессов можно объяснить с помощью именно этой особенности.
Кора в участках, где проявляется оптимальная возбудимость, становится творческим местом в головном мозге. Эти участки постоянно меняются из-за движения оптимальной возбудимости в связи с получаемыми раздражениями различного характера в процессе деятельности. Также происходит изменение и постоянное перемещение участков с низким уровнем возбудимости.
Места коры головного мозга, которые обладают высокой и низкой возбудимостью, имеют связь в виде закона отрицательной индукции, характерного для такого психического процесса, как внимание. Характеристики внимания обуславливаются действием этого физиологического закона, который говорит о следующем: сильное возбуждение одних участков коры головного мозга благодаря индукции вызывает процессы торможения, завершение нервного процесса вообще, поэтому в одних местах возникает оптимальная возбудимость, а в других – заторможенность.
Принцип доминанты А. А. Ухтомского
Кроме исследований И. П. Павлова, объяснением физиологических механизмов внимания занимался А. А. Ухтомский. Этот ученый выдвинул теорию о принципе доминанты. Согласно этому учению, в определенный момент в коре головного мозга возникает некий участок, характеризующийся высоким уровнем возбудимости, который доминирует над другими участками, угнетая их активность. Также возбудимость может усиляться за счет идущих импульсов иного характера.
Ритмический слабый звук способен вызвать ориентировочный рефлекс в обычной ситуации, но в случае возникновения доминанты, связанной с чтением книги, этот звук усилит внимание, точнее его концентрацию. Но если нервное возбуждение, находящееся в доминантном очаге, достигает своего максимального показателя, то импульсы иного характера приводят не к концентрации внимания, а к парабиотическому торможению.
Свойства внимания и их характеристика
Этот психический процесс обладает определенными особенностями, которые имеют различное выражение у разных людей. Итак, основные характеристики внимания заключаются в следующих свойствах:
- Концентрация внимания или сосредоточенность. Сознание человека выделяет объект и направляет на него внимание.
- Устойчивость. Эта характеристика помогает человеку сопротивляться отвлекающим факторам, благодаря чему личность может долго сосредотачиваться на конкретном объекте или действии. Объем внимания характеризуется количеством элементов, которые человек может воспринимать в одно и то же время.
- Распределение. Такое свойство отвечает за умение наблюдать за несколькими предметами или выполнять несколько разнонаправленных действий в одно и то же время.
- Переключение – психологическая характеристика внимания, суть которой заключается в перемещении внимания с одного объекта на другой, новый.
- Рассеянность и внимательность. В первом варианте сознание человека не направляется на какой-то объект, а рассеивается. А внимательность, наоборот.
Характеристиками внимания являются все вышеперечисленные свойства. Сейчас рассмотрим более детально две последние особенности. Итак, приступим.
Что такое рассеянность?
Рассеянность – это не общая характеристика внимания, а скорее конкретная. Ученые выделяют два базовых вида этого свойства. Первый возникает как продукт неустойчивости психического процесса. Такая характеристика внимания и памяти свойственна детям младшего школьного возраста, но также может проявляться и у взрослых. Причинами этого явления может стать слабость нервной системы, высокая утомляемость и недосыпание. Если человек не обладает привычкой сосредотачивать свое внимание на работе, то первый вид рассеянности может развиться в таком случае.
Иным характером обладает второй вид феномена «рассеянное внимание». Характеристики внимания в данном случае представлены серьезной концентрацией на чем-нибудь одном и незамечанием других окружающих объектов. Такая рассеянность свойственна увлеченным людям – ученым, писателям, фанатам своего дела.
Характеристика внимательности
Еще две характеристики внимания в психологии – это внимательность и невнимательность. В принципе, можно сказать, что это два аспекта одного свойства. С детства ребенка учат делать все внимательно и со временем внимание становится постоянной чертой человека – внимательностью. Обладая такой особенностью, люди презентуют себя в обществе только с положительной стороны. Этой черте также сопутствует наблюдательность, способность качественнее воспринимать окружающую среду. Внимательный человек отличается быстрой реакцией на происходящие события и более глубоким переживанием, хорошими способностями к обучению.
Психологи утверждают, что в работе или учебе играет большую роль интерес. Для внимательного человека намного проще мобилизовать свои силы, если интерес в деле отсутствует. Ч. Дарвин, И. Павлов, Л. Толстой, А. Чехов и М. Горький отличались описанным свойством.
Внимание и его виды
Ученые-психологи разработали несколько классификаций видов этого психического процесса. Критерием наиболее популярной является активность личности в процессе организации внимания. Согласно с этим выделяют 3 его вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание
Характеристика непроизвольного внимания заключается в том, что это нецеленаправленный процесс сосредоточения сознания на определенном раздражителе. Это первичный вид, развивающийся в онтогенезе в период дошкольного возраста. Он протекает без участия волевой регуляции.
Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием борьбы мотивов, интересов, свойственных произвольному, где человека могут раздирать конкурирующие побуждения, имеющие разные направления и которые могут привлечь и удерживать сознание личности.
Произвольное внимание
Характеристика произвольного внимания показывает, что это сознательный и регулируемый процесс сосредоточения сознания на предмете, который отвечает требованиям деятельности. Этот вид начинает свое развитие с младшего школьного возраста, когда ребенок начинает учиться.
Человек сосредоточивается не только на эмоционально приятных ситуациях, но и на том, что входит в его обязанности и не приносит большого удовольствия. Через 20 минут нервные процессы утомляются - личность начинает отвлекаться. Это факт следует учитывать в процессе обучения и работы.
Человек делает осознанный выбор в пользу того или иного интереса с помощью волевых усилий и направляет все свое внимание на один объект, а остальные импульсы подавляет.
Послепроизвольное внимание
Этот вид внимания считается наиболее продуктивным, поскольку у человека продолжается функционировать произвольное внимание, но волевых усилий для этого уже не нужно. Такое случается во время увлеченности работой.
По психологическим характеристикам представленный вид внимания похож на непроизвольное. Но главное отличие в том, что послепроизвольное внимание обусловлено интересом не к самому предмету, а направленностью индивида. Деятельность становится потребностью, а ее продукт имеет огромное значение для личности. Длительность такого внимания не ограничивается.
Другие виды внимания
Кроме вышеописанных, также есть следующие виды:
- Природное внимание. Человек избирательно реагирует на стимулы из внешней и внутренней среды, которые несут в себе информационную новизну. Базовым механизмом в этом случае становится ориентировочный рефлекс.
- Социальное внимание формируется в результате воспитательных и учебных мер. Здесь имеет место волевая регуляция и избирательное сознательное реагирование.
- Непосредственное внимание прямо зависит от актуального объекта.
- Опосредованное внимание зависит от специализированных методов и средств (жест, слово, указательный знак и т. д.).
- Чувственное внимание имеет связь с эмоциональной сферой и избирательным сосредоточением на органах чувств.
- Интеллектуальное внимание связано с мыслительной деятельностью человека.
Заключение
В представленной статье было рассмотрено такое психическое явление, как внимание. Оно не является отдельным когнитивным процессом, а, скорее, сопровождает и обслуживает деятельность памяти, мышления, воображения и других.