Задачи гражданской обороны и цели. Основные задачи гражданской обороны
Одной из основных потребностей человека является состояние безопасности и стабильности. А в современном мире наличествует множество факторов, событий и угроз, мешающих людям чувствовать себя защищенно и стабильно.
Именно поэтому во всем цивилизованном обществе существуют определенные законы и правила, в соответствии с которыми живет все население. В сфере безопасности наиболее ярким таким понятием и системой мероприятий, закрепленных на законодательном уровне, является определение гражданской обороны.
Исходя из этого, всем гражданам государства необходимо понимать, каковы же цели и задачи гражданской обороны, в чем ее суть.
Понятие и суть гражданской обороны
Гражданская оборона государства (ГО) - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей. А также в подготовке и обучении людей в данной области.
Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.
Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.
Руководство современной гражданской обороной на общем уровне осуществляется правительством и президентом страны. В Российской Федерации, помимо вышеуказанных органов власти, гражданской обороной занимаются также исполнительные органы власти в регионах страны и в ее муниципальных образованиях. В каждом из которых устанавливаются свои руководители.
Цели и задачи
Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:
- обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
- оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
- вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
- предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
- обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
- наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
- проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
- борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
- проведение мероприятий по всем видам маскировки;
- обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
- захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или чрезвычайных ситуаций.
Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:
- проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость объектов экономики, которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
- специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
- строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
- контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
- создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
- поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
- обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.
Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.
Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ
Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 "О гражданской обороне". ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.
Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, обязанности граждан в сфере ГО.
Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.
Система
После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.
В систему ГО входят:
- органы управления и обеспечения гражданской обороны;
- денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
- комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
- иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.
Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.
Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.
Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.
Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.
Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.
Силы ГО
В главе пятой ФЗ "О гражданской обороне" закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.
Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.
Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:
- На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
- Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
- Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.
В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.
Руководство
Руководство ГО в РФ в соответствии с законом осуществляется Правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент. На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.
Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РФ законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:
1. Орган исполнительной власти в области ГО федерального значения.
Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций. Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны.
2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.
Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент чрезвычайных ситуаций, в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования. Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований федерального органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы федерального уровня и гражданским персоналом.
Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством федерального исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также Президент РФ.
3. Структурные подразделения органов власти федерального значения исполнительного характера.
4. Структурные подразделения организаций (работники).
Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО
Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.
Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:
- определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
- утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
- утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.
В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:
- обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
- руководить общим ведением и организационными моментами гражданской обороны;
- издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
- определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
- устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
- устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
- определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.
Полномочия исполнительных органов власти в сфере ГО
В соответствии со ст. 7 органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны:
- принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение;
- разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти;
- проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;
- проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей;
- создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения;
- создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.
Гражданские организации ГО
Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.
ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:
- планирование и организация мероприятий по обороне;
- осуществление обучения собственных работников в области обороны;
- создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.
Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.
Другие особенности гражданской обороны РФ
Также можно добавить, что все задачи гражданской обороны РФ, в зависимости от общей внутренней и внешней обстановки, выполняются в нескольких режимах:
- Повседневная деятельность - выполнение целей и задач в мирное время, при отсутствии катастроф природного и техногенного характера.
- Повышенная готовность - действия при явной угрозе развязывания войны, при ухудшении обстановки химического, радиационного, сейсмического или производственного характера.
- Режим чрезвычайной ситуации - объявление войны, военного положения, фактическое свершение аварии, катастрофы.
Несколько слов касаемо того, как в общем развивалась и менялась гражданская оборона. Задачи ГО всегда выполнялись и преобразовывались в зависимости от того, какой вид опасности угрожал стране в тот или иной период.
Например, в 30-е годы 20-го столетия была создана система противовоздушной обороны местного значения. Именно в связи с появлением и усилением бомбардировки в это время со стороны агрессора (немецких оккупантов). С помощью данной системы были обезврежены множество авиабомб, потушено огромное количество пожаров и предотвращено аварий промышленного характера.
В середине 20-го века появилась угроза ядерного оружия, поэтому в данное время страна наращивала ядерный потенциал для собственной защиты. Регулярно проводилось обучение населения средствам и действиям, необходимым для защиты от ядерного взрыва.
Сегодня государство в большей степени подвержено террористическим нападениям банд-формирований. А также серьезным стихийным бедствиям (пожарам, наводнениям). Соответственно, все силы государства и народа положены на борьбу с ними. Для этих целей в РФ с января 1994 года существует МЧС.
Заключение
Выше были рассмотрены термин "гражданская оборона", определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.
В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:
- Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
- Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
- Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.