Органы исполнительной власти – общая характеристика
Сущность функционирования страны, в конечном счете, сводится к тому, какие органы исполнительной власти в ней наличествуют. Поэтому важно четко себе представлять, чем они являются, какой структурой и какими полномочиями обладают.
Понятие и структура органов исполнительной власти
Обращаясь к определению, которое предоставляют ученые-конституционалисты, можно сказать, что под рассматриваемыми органами следует понимать те, которые в силу возложенных на них обязанностей осуществляют администрирование государственных дел и обеспечивают эффективное внедрение законодательства в существующую жизнь народа.
Органы исполнительной власти формируются в зависимости от того, какие цели перед ними были поставлены. А потому важно понимать основные направления их деятельности, которыми предстают:
- создание и поддержание таких условий деятельности общества и любых его членов, при которых были бы соблюдены все положения законодательства, в особенности конституционных актов страны;
- обеспечение максимального уровня безопасности общества, проживающего на территории страны, как при внутренней, так и при внешней угрозе. При этом характер угрозы (от другого государства или от природных и/или техногенных факторов) значения не имеет;
- формирование такого уровня развития страны, при котором каждой составляющей ее единице будет гарантировано наличие благополучных условий развития.
Для достижения данных целей правоведами и политологами была выработана определенная структура органов исполнительной власти:
- высший уровень – представлен правительством и президентом. Если правительство всегда входит в указанную категорию, то включение в нее президента характерно лишь для президентской и полупрезидентской республики;
- второй уровень – министерства, государственные комитеты и ведомства;
- третий – федеральные правительства (справедливо лишь для федераций);
- четвертый уровень – местное самоуправление, куда включают мэрии, администрации, департаменты.
Таким образом, органы государственной власти представляют собой особые государственные формирования, действующие как на уровне всей страны, так и на отдельном ее участке и обязанные проводить в существующую общественную жизнь нормативные акты, принятые законодательной властью.
Исполнительная власть в России
Говоря о субъектном составе исполнительной власти в РФ, следует помнить о том, что она представляет собой федерацию. И, соответственно, все органы исполнительной власти делятся на две категории – общегосударственные и федеральные.
К первому виду согласно действующей Конституции следует причислять, в первую очередь, правительство. Круг его полномочий достаточно широк. И связано это положение с тем, что в компетенцию данного органа входит общее руководство всеми федеральными округами. Кроме того, следует помнить, что оно также обязано внедрять все существующее законодательство, разрабатывать проекты законопроектов по различным направлениям общественной жизни, а также осуществлять внешнюю политику страны.
Исполнительная власть в России на общегосударственном уровне также представлена федеральными министерствами. В их компетенцию входит регулирование определенной области общественных отношений на общегосударственном уровне.
Третьим представителем общегосударственного уровня исполнительной власти является Государственный комитет, который осуществляет координирование деятельности между двумя и более министерствами. Наравне с ними функционируют и федеральные комиссии.
Четвертый орган - федеральные службы, имеющие строго очерченную сферу деятельности, как правило, ограничивающуюся специальными актами.
На уровне субъектов федерации выделяют следующие органы исполнительной власти:
- органы республик – они формируются в зависимости от типа указанной формы правления;
- органы территориальных субъектов – как правило, представлены администрацией территориальных делений.
Таким образом, структура исполнительной власти в России сложна и многоступенчата, что объясняется спецификой административно-территориальной формы.