"Печорин - герой своего времени": сочинение на тему

Уважения стоит стремление писателей и поэтов создавать произведение о своем поколении. Так написан «Евгений Онегин», «Доктор Живаго», «Тихий Дон». Михаил Юрьевич Лермонтов также сумел донести потомкам, что именно его Печорин - герой своего времени.

Сочинение этого романа было начато 24-летним поэтом, а закончено, когда ему было 26 лет. Как мало надо было ему времени, чтобы стать классиком! Лермонтов увидел издание своего творения. Ему оставался год жизни до роковой дуэли в Пятигорске...

Лермонтов продолжил традицию «героев времени»

Этот роман подводил черту жизненных исканий и разочарований одаренного поэта, его итогом стал неудачник Печорин. «Герои своего времени» - сочинение, ставшее традиционным для русской литературы после пушкинского «Онегина». Однако возникает резонный вопрос: «Почему же эти герои так легко позволяют жизненным обстоятельствам загнать себя в угол, сделать лишними людьми в обществе?»

Почему персонаж Печорин конфликтует с обществом

Несчастная любовь, тяжелый характер, изломанная личность... Для Печорина (а значит, и для Лермонтова) не существовало полутонов, действительность он воспринимал либо в белом, либо в черном цвете. Последнее доказывают воспоминания князя А. И. Васильчикова, который поведал о том, что Лермонтов с большинством людей был «заносчивым и задорным» и лишь с весьма узким кругом ближайших друзей – душевным.

Впрочем, сам пройдя подобный герою своего романа жизненный путь, Михаил Юрьевич был уверен: Григорий Печорин - герой своего времени. Сочинение сюжета произведения это иллюстрирует.

Хронологическая логика романа

В нем автор отходит от реальной хронологии событий, которая, по логике времени, должна выглядеть следующим образом:

Название повести

Краткое описание сюжета

«Тамань»

Молодой офицер Печорин прибывает на службу в действующее подразделение.

«Княжна Мэри»

После проведения военной экспедиции главный персонаж романа отдыхает в Пятигорске. Печорин – герой (так он себя позиционирует). Исходя из этого посыла, он игнорирует элементарные моральные принципы.

«Бэла»

Ссылка на службу в крепость после дуэли, закончившейся убийством Грушницкого.

«Фаталист»

Оставление главным героем крепости на пару недель.

«Максим Максимович»

Встреча с Максимом Максимовичем по дороге в Персию.

Реализованный в романе порядок событий

Чтобы понять направленность личности персонажа Лермонтова, сначала сформулируем известную восточную идиому, дающую, как нам кажется, ключ к ее пониманию: «Если бы мне стало известно, кем я в действительности являюсь, то я бы не жил так, как живет тот, кого я воспринимаю как себя».

Вот в чем его проблема! Он не может понять, как прийти в состояние гармонии с окружающим миром и с людьми. Мятущийся по жизни, неприкаянный Печорин - герой своего времени. Сочинение Лермонтова поэтому отбрасывает прочь привычный ход событий и следует своей внутренней логике - эволюции личности Григория Александровича. Последовательность частей романа, естественно, разительно преображается:

Название повести

Краткое описание сюжета

«Бэла»

Герой в пику застою высшего света пытается проснуться для чувств. Печорин в угоду своим желаниям похищает горянку Бэлу, а затем, не задумываясь о последствиях, оставляет. Она погибает.

«Максим Максимович»

Герой своего времени в депрессии, но он не кается в смерти Бэлы. Читатель видит Печорина в общении с Максимом Максимовичем. Тот пытается пробудить душевные силы молодого офицера, однако Григорий желает лишь закончить сей разговор поскорее.

«Тамань»

В данной повести активный, динамичный Григорий Александрович тревожит «честных контрабандистов». Понимая, что он принес несчастье этим людям, он рефлексирует.

«Княжна Мэри»

Печорин в Кисловодске поступает подло и неэтично с дочерью княжны Лиговской: влюбляет ее в себя, а затем объявляет, что не любит ее. Кроме того, он провоцирует конфликт с Грушницким и убивает его на дуэли.

«Фаталист»

Все чувства героя подавлены. Он считает себя выше них и пытается понять нечто, что управляет личностями. После того как Вулич убивает себя в игре «гусарская рулетка» после предсказания, главный герой размышляет, есть ли судьба.

Действительная природа Печорина

Лермонтов пытается показать, что действительно циник и эгоист Печорин - герой своего времени. Сочинение поэта удостоверяет нам: Григорий сам не ведает, что творит. Потакая своим желаниям и забавляясь с людьми, как кошка с мышкой, он несется по жизни, как шар по наклонной плоскости, набирая критическое ускорение и сшибая все на своем пути. Так в чем же причина трагедии этой личности? Мог ли Печорин остановиться, прекратив свой губительный путь?

Очевидно, что да! Проблема в том, что он, понимая губительность своих эгоистических устремлений, никак не пытается их ограничить. Результат налицо - деградация. Предстает перед читателями он сначала индивидуалистом, желающим счастья («Бэла»), затем – растерянным и подавленным от своих заблуждений («Максим Максимович»), далее убеждается в том, что, не осознавая того, несет людям беду («Тамань»), потом он превращается в монстра, неся людям зло («Княжна Мэри»), и наконец, он выхолощен от страстей и внутренне готов принять, как дар, бессмысленную смерть («Фаталист»).

А где же мудрость?

Говоря начистоту, вряд ли Печорин - герой своего времени. Сочинение Лермонтова просто следует жизненному пути и ходу мыслей его самого. (Ведь даже во времена николаевской реакции было гораздо больше людей, пребывающих в гармонии с обществом.)

А закончил поэт свой жизненный путь крайне нелепо…

Он длительное время, не унимаясь, донимал бывшего кавалергарда Мартынова злыми и обидными остротами (показания свидетелей этого дела единодушны). В Михаила Юрьевича словно бес вселился. Парадоксально, но сам Лермонтов фактически и стал инициатором этой роковой дуэли в Пятигорске.

Не правда ли, попахивает метафизикой? За год до своей смерти поэт «убивает» главного героя своего произведения, причем «списанного» с себя! Остается лишь задать вопрос: "Случайна ли страшная буря, разразившаяся над Пятигорском в момент, когда Лермонтов испустил дух?" (последнее задокументировано в полицейском протоколе).

Заключение

Можно ли утверждать, что Печорин - герой переходного времени? Сочинение Лермонтовым данного романа само по себе опровергает эту мысль. Он – просто один из многих типажей, встречающихся в России первой половины XIX века. Ведь, кроме него, есть чуткий и человечный Максим Максимович, есть благородная и восторженная княжна Мэри, есть занимающиеся запрещенным промыслом, однако все же достаточно гуманные контрабандисты. Григорий Александрович как образ в романе не типичней их!

Кроме того, герой Лермонтова, несмотря на острый ум, «пуст изнутри». В нем нет духовного механизма обратной связи, гармонизирующего его отношения с людьми и обществом. Для христианской же страны, каковой была и есть Россия, он прост: смирение и покаяние. Логика здесь понятна. Раскайся бы искренне Печорин после глупостей, которые он натворил в повести «Бэла», и роман превратился бы в единственную повесть, заканчивающуюся «хэппи эндом».

Ан нет… Начав «наступать на швабру», Печорин наступает на нее до тех пор, пока она не проламывает ему голову…

Ну что тут еще можно сказать? «Дураки и дороги…»

Комментарии