Есть ли у красоты свои законы? Золотое сечение и симметрия
Понятие «красота», как известно, абстрактно. О том, есть ли у красоты свои законы, задумывались люди с самых давних пор. Спорят на данную тему и поныне. Но все-таки, существуют ли какие-то природные, незыблемые законы красоты, которые бы воспринимались, как общепринятые? Или же это понятие носит индивидуальный характер? Что такое гармония? Симметрия и асимметрия? Об этом и о многом другом мы постараемся рассказать в данном материале.
Законы красоты в искусстве Древнего мира
В начале времен, на заре человеческого общества, и египтяне, и китайцы математически обосновывали гармонию при помощи деления и отношения отрезков по формуле a / b = b / (a + b), где a меньше b. Греки связывали гармонию с понятиями «мера» и «лад», выводя из этого «согласие разногласного» и принципы организации музыки и звуков. В округленном виде – деление какой-либо величины в соотношении 62% и 38% - число ограничивается значением 1,62.
Золотое сечение в искусстве и архитектуре
Есть ли у красоты свои законы, мы можем изучать на примере общемировой истории искусств. Пропорции многих пирамид в Древнем Египте соответствуют правилу «золотого сечения». Также это правило использовалось и при изготовлении предметов быта, украшений, барельефов (кстати, несмотря на это, согласно социологическим опросам, многие современные люди считают такие пропорции чрезмерно вытянутыми).
Леонардо да Винчи и многие другие художники сознательно использовали эти «божественные пропорции» и соотношения. Нынешними учеными установлено, что вся вселенная, от микрокосма до галактик, в общем, соответствует данному закону красоты. Живые организмы также обладают «золотым сечением». Этот закон – универсален. Пропорция является своеобразным эталоном, матрицей. А отклонения от нее – скорее исключением из правил, подтверждающие закон (вызванные, например, приспособлением к окружающей среде).
Симметрия и асимметрия
Есть ли у красоты свои законы, мы можем наблюдать также, изучая явление симметрии. Это понятие встречается во многих сферах человеческой деятельности. В частности – в искусстве и архитектуре. Что же это такое?
Перевод с греческого – соразмерность или неизменность. А также – упорядоченность, пропорциональность. Таковы основные характеристики этого понятия. В живой и неживой природе это явление довольно развито, и его часто можно наблюдать. Яркий пример – крылья бабочки или конструкция человеческого лица. Однако в природе симметрия никогда не бывает полной, абсолютной. И подобные между собой части не будут совпадать со стопроцентной точностью.
В математике и геометрии, напротив, это понятие достигает абсолютных значений. Так, в геометрии симметрией называется способность фигур к отображению, которое сохраняет их форму и свойства. Грубо говоря, симметричной считается фигура, при линейном преобразовании переходящая в саму себя.
Симметрия в искусстве
Идея абсолютности линейного отображения пронизывает искусство Древней Греции. Вспомните строго симметричные формы античных памятников, предметов быта (например, греческих ваз). Наиболее четко это явление нашло отражение в орнаментах многих народов мира. В различные эпохи идея симметрии в изображениях – сознательно или бессознательно – использовалась многими художниками и скульпторами. Равномерность повторов характерна даже для устного и песенного творчества, начиная с давних времен. Таким образом, на вопрос: «Есть ли у красоты свои законы?» можно ответить, что один из них – симметрия. Кстати, асимметрия в работах некоторых художников (Пикассо, Дали и некоторых других), как исключение из правил, лишь подчеркивает действие основного закона.