Творчество Чехова Антона Павловича. Список лучших произведений
Творчество Чехова уникально. Говоря фигурально, он - один из титанов золотой русской литературы конца XIX века, основоположник нового творческого метода. Антона Павловича также считают непревзойденным драматургом. Его произведения способствовали настоящему взлету русского национального театра. Они до сих пор в высшей степени желанны на сценах наиболее концептуальных театров России и мира.
Классика оценивают классики
Львом Толстым было высоко оценено творчество Чехова. Лев Николаевич утверждал, что Антон Павлович - писатель уникальный в мировом масштабе. Его характеристика автора «Чайки» полна восторга: «Чехов – это Пушкин в прозе!» Выдающийся романист называл его художником несравненным, создавшим такие формы писания, которых он нигде не встречал.
Творческий метод Антона Павловича нашел свой отклик и на берегах Туманного Альбиона. Английский драматург и писатель Джон Голсуорси отмечал, что исключительно благотворно повлиял на английскую литературу Чехов. Темы творчества благодаря ему были переосмыслены, в частности, Бернардом Шоу. Например, его «Дом, где разбиваются сердца» называют пьесой о Британии «в русском стиле»
О творческом методе писателя
Действительно, Чехов стал новатором, отказавшимся от вовлечения героев в навязанное извне действие, от искусственного создания интриги, от нарочитого придания автором своему произведению занимательности. Взамен всему этому Антон Павлович основной акцент в своих произведениях переложил на более тонкие материи. В сюжете его произведений первую скрипку играли изменения душевного состояния героя, динамика его противостояния обстоятельствам, бытовой рутине.
Во главу своего искусства Антон Павлович ставил идею сделать мир лучше, чище, выше. Творчество Чехова, следовавшее этому принципу, стремится разбудить «душу живу» в читателе. Классик в произведении просто показывает человеку, каким он является. Автор не заигрывает со своей аудиторией, не пытается ее растрогать, ничего не приукрашивает. Его любимые персонажи - образованные люди, низводящие себя к футлярной жизни, зиждущейся на лжи и несытой утробе, а также представители народа, приведенные нищетой и издевательствами к состоянию безразличной тупости.
Важно также акцентировать внимание на том, что творчество Чехова следует принципам, им же открытым:
- Краткость изложения мысли классик называет сестрой таланта не зря. Он предпочитает сжатое, сдержанное повествование. Он уверен в своем читателе, который, по его убеждению, сам отыщет смысл, пусть даже произведение и сложное.
- В чеховских вещах всегда весомую роль играют, казалось бы, мелкие детали. Они не просто так присутствуют в произведениях, а служат намеком на главные, краеугольные его идеи.
- Для стиля Антона Павловича характерна беспристрастность описания, ибо он убежден, что выводы должен делать читатель.
- Чехов для детей специально почти не писал («Каштанка» и «Белолобый» - исключения). Он считал, что для прочтения ребенку просто следует выбирать лучшее из литературы «взрослой».
Впрочем, сформулировав общий взгляд на творчество классика, логично было бы проследить эволюцию становления его творческого метода. Объектом нашего исследования станет биография и творчество Чехова.
Первый опыт творчества
Антон Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Здесь же он окончил городскую гимназию. Еще в выпускных классах он с активностью взрослого автора публиковался в популярных журналах «Будильник», «Стрекоза», «Осколки». Так зарабатывал с юных лет деньги, критически нужные для семьи, Чехов.
Меж тем судьба готовила молодому человеку тяжелое испытание: семнадцатилетним он перенес тяжелейшее воспаление брюшины, которое, по одной из версий, считают первым проявлением его заболевания туберкулезом. Согласно другой версии, высказанной профессором В. И Разумовским, Антон Чехов имел несчастье заразиться именно на университетских занятиях медицинского факультета.
С 1879 года для молодого Чехова началась непростая и трудоемкая учеба в Московском университете и напряженная журналистская деятельность. По воспоминаниям Антона Павловича, было достаточно сложно совмещать занятия с активнейшей творческой деятельностью, гонясь за двумя зайцами, - медициной и литературой. Дело в том, что он с родителями, четырьмя братьями и сестрой проживали в Москве в небольшой квартирке. Причем приехавшими внезапно родственниками нередко был стеснен стремящийся писать Чехов.
Юмористические рассказы его составили сборник «Шалопаи и благодушные» (1882 год), который не был издан по соображениям цензуры. Первая неудача лишь вдохновила начинающего писателя. Позже он в характерной сжатой формулировке скажет о своей личной мотивации к труду: «Праздная жизнь чистой быть не может».
Потом этот напряженный ритм жизни приведет к обострению болезни. В 1884 году из писем издателю журнала «Осколки» двадцатичетырехлетний Чехов жалуется на лихорадку и невозможность заниматься далее врачебной практикой. Он сосредотачивается полностью на литературной деятельности. В 1884 году публикуется его сборник «Сказки Мельпомены» под псевдонимом Антоша Чехонте, а в 1886 году - «Пестрые рассказы». Во вторую книжку поместил Чехов юмористические рассказы, точнее – пародии. Здесь талант его проявился в жанре комического детектива. Автор пробует себя во многих жанрах. Он экспериментирует. И желаемое удается: его пародии на популярные книги пользуются успехом.
Однако будущего классика все-таки интересует серьезная литература. Именно таким написал следующий рассказ Чехов. «Ванька» (1886 г.) повествует о девятилетнем сироте, подмастерье сапожника Аляхина, эксплуатируемом и дискриминируемом ребенке, взывающем к своему деду Константину Макарычу забрать его из этой «науки ремеслу». Над мальчишкой, сиротой, издеваются старшие подмастерья, его бьет и таскает за волосы сам сапожник. Мальчик пишет в предрождественскую ночь. Воспоминания и надежды, рисуемые его воображением, ярко доносит читателям Чехов. Ванька – ребенок, и посылает он свое письмо с детской трогательной наивностью «на деревню дедушке». Соответственно, читатель понимает, что Константин Макарыч никогда его не прочитает, и ничто не изменится в нелегкой жизни мальчишки.
Состоявшийся писатель Чехов
С 1885 года с ним начинают сотрудничать серьезные литературные издания: «Русская мысль», «Северный вестник». Выходят в свет рассказы «Именины», повести «Степь», «Скучная история», «Каштанка» Чехова. В 1887 году издаются два сборника повестей и рассказов («Невинные речи» и «В сумерках»), в 1888-м – «Рассказы», в 1890-м – «Хмурые люди». К нему приходит признание. В 1888 году писатель награждается малой Пушкинской премией (половинной).
Характерно, что большинству произведений этого автора, даже внежанровым, талантом автора обеспечена надлежащая их уровню популярность. Например, «Каштанка» Чехова любима многими поколениями детей. Она многократно экранизирована. Казалось бы, что может быть проще истории о том, как собака (помесь таксы и дворняжки) вначале потеряла хозяина, а затем, уже практически став цирковой, вдруг его нашла. Все по-чеховски просто: нет ни волшебников, ни русалок. Однако повесть неизменно любима детьми.
Путешествие на Сахалин
Примечательно, что биография и творчество Чехова выказывают в нем человека не только в высшей степени наблюдательного, но и весьма активного и любознательного. В 1890 году он отправляется в путешествие на Сахалин. Впечатления свои о почти трехмесячном пути через Сибирь он отображает в цикле очерков «Из Сибири». Затем еще три месяца писатель проводит на Сахалине, где пытается понять психологию и быт каторжников, и, наконец, возвращается в Одессу морским путем, посетив порты Гонконга, о. Цейлон, Сингапура, Турции. По материалам путешествия он начинает четырехлетнюю работу над книгой очерков «Сахалин». Приплыв на Родину, он покупает в Московской губернии живописное имение Мелихово.
Мелихово – осмысление сахалинских наблюдений. Новый этап мировоззрения
Биография и творчество Чехова, по признанию литературоведов, украшены совершенно особенным периодом, названным созвучно его имению «мелиховским». В тот период особым чутьем классика Антон Павлович ощутил изменения в обществе, связанные с вытеснением феодальных буржуазными отношениями, а также осознал уродливость проводимой реакционной политики. Впрочем, не только над сборником «Сахалин» работает Антон Павлович, ставший, наконец, состоятельным, в своем новоприобретенном живописном имении.
Популярность действительно демократичного писателя – огромна. Покупатели буквально разметают с полок книги с надписью А. П. Чехов «Рассказы и повести». В первый год мелиховского периода творчества был закончен концептуальный рассказ «Палата №6». Мощный уникальный чеховский образ страшного серого прокаженного городка, где все творческое давно задушено, где «достопримечательностями» являются лишь больница да тюрьма, обрушился на читателей со всей беспощадной правдой, заставляя задуматься: «Да ведь это МЫ такие…». Беззаконие, оплотом которого в больнице является отбросивший принципы гуманизма доктор Рагин, его смерть (воздаяние по вере) заставляют задуматься о том, как на самом деле должны жить люди.
Новые произведения Чехова убедительно свидетельствовали о явно прогрессирующем уникальном писателе, который поднялся на новый этап творчества.
Мелихово. Осознание положения крестьянства
Антон Павлович, благодаря ежедневному многочасовому труду, превратился в действительно проницательного мастера. Он научился видеть самую суть того, что ежедневно было перед глазами у миллионов его соотечественников, но не было осознано ими.
Россия по своей сути была страной крестьянской. Именно в Мелихове ему удалось заметить то, о чем умалчивали господа-народники. Пытливо следит за жизнью фабричных сел Крюково и Угрюмово А. П. Чехов. Рассказы «Случай из практики», «Бабье царство», по признанию очевидцев, в деталях изображают реальных людей, в том числе и мироедов – купцов Хрыминых, которые в реальности были «еще хуже».
Чехов открыл для читающей публики крестьянскую Россию. За демагогией, прикрытой ложью о любви народников и их понимании чаяний крестьян, существовал заговор молчания. Его взломал Чехов своей повестью «Мужики». В ней классик заявил во всеуслышание, что крестьяне нередко «живут хуже скотов». Они в своей массе ужасающе «бедны, неухожены, нетрезвы, грязны». У них недоразвиты душевные качества, они зачастую «боятся и подозревают» друг друга. И эти люди страдают от их попираемых человеческих прав, от их униженного человеческого достоинства. Им надо дать образование, их права следует защищать!
Чехов вдохновенно творил. Современники вспоминают, что свет в его кабинете в Мелихове часто горел всю ночь.
Разнообразная палитра классика
Насколько разнообразна палитра этого мастера, иллюстрирует то, что в череде серьезных произведений вдруг пишет Чехов для детей рассказ «Белолобый». Собственно, никто из литературных критиков и не ожидал, что «инженер человеческих душ» вдруг создаст рассказ внежанрового характера. А ответ прост: он любил детей. Трагедия не замкнула его: своих детей великий писатель, болеющий туберкулезом, иметь не мог. Однако он заботился о детях крестьян, возводя им школы на свои личные средства.
Он – писатель разносторонний. Убежденный реалист, под влиянием нервного потрясения, вызванного своим страшным сном, вдруг создает волнующее и романтическое произведение «Черный монах», где тонко вплетена проблематика гениальности и творения.
Кроме жестких реалистичных, создаются и произведения Чехова с элементами автобиографичности (повесть «Моя жизнь»). В рассказе «Дом с мезонином» и «Крыжовник» классик повествует о диаметрально разных сторонах капитализации деревень: разорение «дворянских гнезд» и бездуховность новых «хозяев жизни», купцов. Последний упомянутый рассказ вместе с «Человеком в футляре» и «О любви» составляет трилогию.
О нескольких «мелиховских» пьесах
В Мелихове Антон Павлович создает гениальную пьесу «Дядя Ваня». Как емко он в ней выражает человеческую неблагодарность и порожденную ею безысходность! Дядя Ваня верой и правдой служит хозяину имения, профессору, получая от него мизерное жалование. Собственник же решает продать его, не заботясь о судьбе человека, «которого он приручил» (последняя фразеология – из «Маленького принца» Экзюпери).
Размышления о путях искусства приводят драматурга к созданию нового шедевра – пьесы «Чайка». В ней Антон Павлович на сюжетных линиях разных героев приводит зрителя к пониманию того, что есть настоящее искусство: глубоко уникальный для его адепта путь напряженного труда души, полный разочарований, жертв. Его находит героиня пьесы Нина Заречная, неуклонно следующая призванию и становясь актрисой. Характерно, что образы этого произведения – реальные люди, гости Мелихово, а сюжетные линии пьесы во многом перекликаются с их судьбами.
Ялтинский период творчества
В 1898 году болезнь классика обострилась, и он с семьей переселяется в Ялту. До ноября 1899 года (пока строится дом) Антон Павлович выезжает в Москву, где снимает квартиру. Построенная дача имеет один существенный для больного человека недостаток: зимой в ней холодно. Строители неправильно выложили печь. Записи в дневнике писателя свидетельствуют о том, что зимой в его кабинете температура была 11-12 градусов.
В Ялте писателю явно не нравилось. Кроме того, здесь он был лишен привычной для Мелихово свежей сельскохозяйственной пищи. Дело налаживалось, когда изредка приезжала сестра Мария Павловна. Однако это случалось нечасто.
Писалось классику в Ялте, по его же воспоминаниям, намного хуже, нежели в Мелехово. В 1901 году он пишет пьесу «Три сестры», рассказы «Дама с собачкой», «Архиерей». По мелиховским впечатлениям создано в 1903 году завершающее произведение «инженера человеческих душ» – пьеса «Вишневый сад». Для нее характерна визуализация будущего России в виде вишневого сада.
В последние годы жизни болезнь активизировалась. Писатель умер 2 июля 1904 года в немецком курортном городе Баденвайлере.
Заключение
С детства в нашу жизнь входят книги Чехова. Это создания автора-мечтателя, который в конце XIX века сумел убедительно показать соотечественникам своими произведениями, что жить следует по-другому. Он был убежденным противником всякой дискриминации и в то же время уникальным мастером слова. Антон Павлович призывал строить новую жизнь, благоухающую и красивую, как вишневый сад.