Илья Репин. Картины художника как своеобразная художественная летопись эпохи

Высшие достижения реалистической живописи XIX века связаны с именами выдающихся русских художников, среди которых особое место занимает Илья Репин. Картины и творчество этого мастера - целые миры, а галерея образов чрезвычайно многообразна.

Немного истории

Расцвет изобразительного искусства в России пришелся на вторую половину XIX века. Пути его развития во многом совпадали с движением развития литературы. Изобразительное искусство не осталось в стороне от процессов, затронувших общественное сознание. Это время формирования течения, в основе которого были заложены идеи критического реализма. Ему удалось одержать победу над официальным направлением, которого придерживалось руководство Академии художеств. Для творчества художников выдвигалась на первый план мифологическая и библейская тематика, оправданная идеей о том, что искусство выше жизни.

В 1863 году некоторые выпускники Академии отказались создавать программные картины. Студенты предложили тематику, отражающую проблемы современного общества, и получили отказ. В знак протеста они покинули учебное заведение, не окончив курса, и образовали с И. Крамским «Петербургскую артель художников». Позднее в Москве в 1870 году было организовано товарищество передвижников, которое устраивало художественные выставки в разных городах. Одной из ярких фигур среди передвижников был Репин Илья Ефимович. Картины художника относят к вершинам передвижнического искусства. Они отражают все невзгоды жизни и те бурные перемены, коснувшиеся всех сфер жизни, которые не могли не повлечь за собой значительных перемен в искусстве.

Выдающийся рисовальщик, колорист и портретист, мастер жанровых и исторических полотен, Репин И.Е. оставил богатое творческое наследие.

Религиозная живопись

На свой шестой день рождения Илья Репин впервые получил в подарок акварельные краски и начал рисовать. В 12 лет талантливый мальчик был определен на учебу к местному живописцу И. М. Бунакову в Чугуеве (Харьковской губернии). Первой его серьезной работой стала копия иконы, изображающая святого Александра Невского. В 15 лет Илью уже не без оснований можно было отнести к самостоятельным мастерам-иконописцам. Он стал работать вместе с артелью местных ремесленников и художников.

Роспись церквей, отдельные заказы на иконы - так начал свою творческую деятельность Илья Репин. Картины, гравюры, портреты, известные своим отличным ощущением жизни, одухотворенным началом, ярким изображением натуры со всеми ее предрассудками и стихийными чувствами, создадутся позже. Первые работы художника – религиозная живопись, теме которой суждено было пройти через все творчество И. Е. Репина.

Первой большой работой, принесшей славу пятнадцатилетнему мальчику, стала икона «Распятие», написанная по картине К. Штейбена «Голгофа». Илья Репин стал известным мастером в округе.

До наших дней дошла и первая акварель художника - «Вид на школу военных топографов в Чугуеве», датируемая 1857 годом.

В 1863 году Илья поступил в Санкт-Петербурге в Академию художеств. Выпускной работой юного художника, удостоенной высшей награды - золотой медали, стало полотно «Воскрешение дочери Иаира».

К религиозной тематике Репин неоднократно возвращался, выполняя иконописные работы. В 1898 году, чтобы вживую увидеть места, по которым ходил и проповедовал Христос, Илья Ефимович отправился на Святую землю. Здесь были собраны материалы для картины «Искушение Христа», написано «Несение креста».

Драматург русской живописи

Еще современники художника восхищались мастерски созданными многофигурными жанровыми композициями и словно «живыми» портретами.

Одним из самых примечательных явлений в русском изобразительном искусстве стали его «Бурлаки на Волге». Картина была написана после путешествий по Волге в 1870 году. Она произвела сильнейшее впечатление на общественность. Ее автор утверждает себя как мастер огромного диапазона. Широко известным становится имя - Илья Репин. Картины, описание их все чаще встречается в периодической печати. Особенно много статей о «Бурлаках на Волге». По мнению художника В. В. Стасова, горькая людская судьба, выставленная в роли вьючного скота, никогда еще не представала на холсте в таком виде страшной массы, в таком пронзительном аккорде.

Высшая награда, полученная в Академии художеств, дала Репину право совершить поездку во Францию. Весной 1873 года он совершает путешествие по Австрии и Италии. В переписке с друзьями Стасовым, Третьяковым, Крамским делится своими восхищениями о полотнах Тициана, Веронезе, Микеланджело, своим увлечением портретами Рембрандта, Веласкеса. В Париже он пишет картины, самыми известными из которых являются «Парижское кафе», «Садко», «Негритянка».

Подлинным расцветом творчества Репина стал период с момента его возвращения на родину. Появляются его многофигурные жанровые и исторические композиции, великолепные портреты. Многообразные явления жизни, богатство народных типажей и характеров с невероятной мощью изображал Илья Репин. Картины его словно воплощались в своеобразную художественную летопись данной эпохи. Это и исстрадавшийся, озлобленный «Мужик с дурным глазом» и «экстракт наших дьяконов» - «Протодьякон». Это и веселые, безудержные танцы крестьян, народная удаль в картине «Вечорници», и социальные контрасты, глубокие противоречия, изображенные в композиции «Крестный ход в Курской губернии». Художнику удается создать ощущение действия, которое словно происходит на глазах зрителя.

Илья Репин - художник, картины которого отображают всю глубину восприятия жизни. Чтобы понять истоки национального характера, мотивы различных исторических коллизий, силу психологических переживаний, он обращался к сюжетам из прошлого. Так создавались драматические сюжеты о пребывании царевны Софьи Алексеевны в Новодевичьем монастыре, об убийстве Иваном Грозным своего сына Ивана. Это был своеобразный протест, направленный против деспотизма. Первым художником, представившим революционеров-народников, стал Репин Илья Ефимович. Картины «Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Не ждали» и другие отражают явное сочувствие своим героям. Острое чувство современности является определяющим началом в творчестве Репина.

Портретная живопись

К 90-м годам Репиным была сотворена целая галерея портретов. Среди них немало портретов известных ученых, писателей, композиторов, художников. Своего рода совершенством стала работа «Торжественное заседание Государственного совета». В данной композиции художнику удалось изобразить немалое число присутствующих, многим из которых была дана психологическая характеристика.

В области портретной графики Илья Репин достиг большого мастерства. Его портреты В. А. Серова, И. С. Остроухова, Элеоноры Дузе и другие отличает красивый рисунок. Сила типизации, свободное, широкое письмо делают данные этюды вершиной мастерства живописца Репина.

Последние годы жизни

Еще при жизни наступил период общественного признания выдающегося, разностороннего художника, каковым и был на самом деле Илья Репин. Картины его правдиво изображают различные исторические периоды России, вмещая в себе все величие, силу, боль и немощь России.

Последние годы жизни Репин прожил на финской территории в Куоккале в имении, прозванном им «пенаты». После Октябрьской революции он отказался от приглашения, сделанного на достаточно высоком официальном уровне, вернуться в страну. Передавал в дар музеям свои картины, не терял связи со своими друзьями и учениками И. Бродским, К. Чуковским, но на родину не вернулся.

Художник прожил долгую и достаточно плодотворную жизнь, открывая в созданных им шедеврах путь к справедливости и добру.

Комментарии