Акафист Обрезанию Господню: суть и особенности

Каждый год в январе, через неделю после Рождества Христова, отмечается другой великий христианский праздник - Обрезание Господне. 14 января он завершает собой весь цикл служб, посвящённых радостному для всех верующих событию - появлению на свет Спасителя. В этот день собираются православные люди в храмах, где звучат молитвенные песнопения, среди которых важное место занимает Акафист Обрезанию Господню. Откуда же к нам пришёл этот праздник и в чём заключается его смысл?

Ветхозаветное обрезание

Обрезание - это древнейший обычай, восходящий к Ветхому Завету. Через семь дней после рождения над младенцами мужского пола совершалось священнодействие, символизирующее их вступление в Союз с Богом. При этом новорождённые получали имена, являвшиеся как бы печатью этого события.

Младенец Иисус, который по плоти происходил из рода Авраама, также в должное время был принесён Девой Марией и её обручником Иосифом в храм, где и был обрезан. При этом Он получил имя Иисус, которое повелел дать Ему Архангел Гавриил, когда возвещал Деве Марии весть о Её великом предназначении.

Установление праздника и его смысл

С первых веков христианства ежегодно отмечается это великое событие. Этот праздник, Обрезание Господне, вдохновил великих отцов церкви на создание многих богословских трудов. В частности, в них подчёркивается, что в исполнении этого обычая над младенцем Христом заложен глубокий смысл. Был явлен пример неукоснительного выполнения Заповедей Божьих, дабы никто не усомнился в том, что плоть Его истинно человеческая, а не призрачная, вопреки позднейшим утверждениям последователей различных еретических учений. В честь этого знаменательного события был установлен праздник и написан Акафист Обрезанию Господню.

Что такое акафист

Говоря о православных церковных службах и песнопениях, исполняемых в связи с теми или иными знаменательными событиями, нужно разобраться в том, что такое православные акафисты, когда и в честь чего они исполняются. Люди, посещающие богослужения, знают, что акафист - это сложное церковное песнопение, состоящее из 25 строф. В нём возносится хвала Христу, Пресвятой Богородице и различным святым. Во время пения, как и на протяжении всей православной службы, молящиеся стоят. Кстати, само слово «акафист» в переводе с греческого означает «не сидящий».

Структура построения акафиста

Структура данной формы песнопения включает в себя тринадцать частей, именуемых кондаками, и двенадцать, называемых икосами. Кондак в переводе - «стержень». В нём кратко излагается смысл праздника или описываются подвиги святого, в честь которого он исполняется. В конце каждого кондака возносится хвала Богу ― «Аллилуйя!» Икос - это более пространное описание сущности праздника. Он никогда не исполняется отдельно. Завершает его возглас «Радуйся!» и припев первого кондака. На греческом языке это слово означает «дом».

Всё пение или чтение акафиста состоит из чередующихся пар кондаков и икосов. Тринадцатый, непарный кондак, является молитвой к святому, в честь которого происходит молебен или праздник. Он повторяется трижды. В структуре построения акафистов много необычного и заслуживающего внимания. Мало кто знает, что все ныне исполняемые акафисты, а их насчитывается более шести сотен, написаны по образцу самого древнего акафиста Пресвятой Богородицы, датируемого шестым или седьмым веками. Форма и построение его послужили отправной точкой для последующих авторов.

Особенности Акафиста Обрезанью Господню

Акафист Обрезанию Господню написан по этой же, классической для духовных произведений подобного жанра, схеме. Началом его является первая строфа, именуемая кукулием, что в переводе с греческого языка означает «капюшон». Она как бы накрывает собой всю дальнейшую композицию. За ней следуют двенадцать пар больших и малых строф. Икосы построены на основе строгой ритмической основы, достигаемой путём чередования ударных и безударных слогов. Это придаёт тексту музыкальность и поэтическую изысканность. Всё это даёт основание поставить Акафист Обрезанию Господню в ряд выдающихся творений духовной поэзии.

На Руси первые акафисты появились во второй половине 14 века. Древнейшим памятником произведений такого рода является Акафист Пресладкому имени Иисусову, известный сейчас как Акафист Иисусу Сладчайшему. В этот же период, в самом конце византийской эпохи, появились и греческие гимны, написанные по образцу Акафиста Пресвятой Богородицы.

Явившейся в мир Спаситель установил Новый Завет с людьми и взамен обрезанью заповедал Таинство Крещения, также символизирующее Союз с Богом. Таким образом, ветхозаветное обрезание явилось прообразом будущего очищения от греха в крещенской купели. В этом смысл праздника, который по церковному календарю отнесён в разряд Великих. В честь него слагались торжественные каноны и освящались храмы. Его религиозный и философский смысл пришёл из глубины веков. Празднование Обрезания Господня совпадает с днём памяти святого Василия Великого и иногда в народе называется Васильевым днём. Он издревле был одним из самых почитаемых праздников православной Руси.

Комментарии