Сочинение-описание: специфика стилистики и трудности в написании

Сочинение-описание - это один из наиболее распространенных и, можно даже сказать, стандартных видов письменных работ. Также оно считается самым простым из всех существующих.

Жанровая характеристика

Итак, в основе этой работы лежит описание как вид речи. Именно поэтому сочинять его довольно просто. Ведь в описании есть некоторые элементы повествования, а они - неотъемлемая часть нашей разговорной речи.

Сочинение-описание отвечает на вопрос, звучащий примерно следующим образом: "Какой?" или "Какая?". И отвечать на него необходимо по-особенному, в соответствии со стилистикой. Необходимо, чтобы автор смог почувствовать специфику описательного стиля речи. Каковы его особенности? Любое сочинение-описание должно содержать в себе подробности. В них - вся суть. Будь это сочинение-описание предмета, вещи, человека или явления - необходимо интересно рассказать о них. В этот момент надо представить себя художником и суметь словом нарисовать картину. Это, пожалуй, самое трудное, в особенности для тех школьников, которым предстоит это сделать впервые.

Стиль речи

Многие учащиеся воспринимают фразу "побольше подробностей" буквально. Это плохо, потому что они начинают просто всё перечислять. Если, допустим, было задано сочинение-описание человека, многие пишут примерно следующее: "У неё красивые светлые волосы, голубые глаза, выразительные губы и аристократический нос".

Банальное перечисление подойдёт для тезисного плана, по которому потом планируется писать эссе, однако в самой работе тема описания должна быть максимально раскрыта.
Ту же фразу можно подать намного более выразительно, если оформить её соответствующим образом. Например: "Её внешность необыкновенна: красивые светлые волосы, отливающие на солнце золотом, бездонные глаза цвета грозового неба и чувственные алые губы - её образ способен вдохновить художника на написание картины, которая потом станет мировым шедевром". Разница налицо: смысл не изменился, но фраза была подана намного более эффектно. Такое предложение хочется читать с придыханием - в таком стиле чувствуется вдохновение автора, которое передается и читателю.

Чувство меры

То, насколько автор чувствует меру дозволенного - очень важно. В письменной речи - особенно. Сочинение-описание хоть и требует подробностей и прилагательных, однако их изобилие недопустимо. Иначе текст потеряет свой смысл. Нужно уметь разумно сочетать красивые описательные фразы с рассуждением и повествованием. Иначе получится не эссе, а художественное чтиво, слегка похожее на литературу, написанную в стиле мелодрамы.

Как описать человека?

Если сочинение посвящено какой-либо личности (это может быть, кстати, и литературный персонаж), то внимание необходимо уделить не только его внешности, но и характеру. Настроение, привычки, мимику, повадки тоже желательно затронуть. Все это поможет создать более полное представление о человеке, особенно если образ весьма противоречив - например, с красивой внешностью, но уродливой душой.

К слову - отличная тематика. Это можно написать примерно следующим образом: "Это идеальный человек. Выразительные скулы, губы правильной формы, ровный нос, уверенный взгляд умных карих глаз - этот юноша был действительно красив. Но его душа не была такой совершенной, как внешность. Этот внешне идеальный молодой человек с трудом скрывал под маской благопристойности свою ненависть к жизни, людям, обществу. И это ничуть не делало его краше".

У абсолютно каждого человека после прочтения возникнет перед глазами образ того самого юноши или той совершенной девушки, о которой говорилось раньше. В сочинениях этого жанра важно учитывать все мелочи. И пускай их будет немного: чуть-чуть о внешности, пару слов о привычках, о том, как он усмехается, несколько фраз о характере - всё это гораздо лучше поможет в создании полноценного словесного портрета, чем простое сухое перечисление очевидных для автора вещей.

Пейзажное эссе

Жанра "пейзажное эссе" как такового не существует. Однако многим школьникам приходится писать сочинение-описание леса. Или морского пейзажа. А может быть, горного. В любом случае, описание природы - сочинение, над которым приходится поработать каждому школьнику. Кстати, сделать это намного проще, чем, например, рассказать о человеке.

В данном случае тоже не обойтись без подробностей и художественно-выразительных средств. Иначе говоря - принцип тот же самый, только описывать надо не человека, а природу. Взять, к примеру, морской пейзаж. "Легкий бриз, волнующий синюю, как бирюза, воду безграничного моря, уходящего далеко за горизонт, свежий ветер, обдувающий лицо прохладой, еле слышные вдали крики чаек - всё так умиротворенно, спокойно... Находясь здесь, человек невольно начинает верить, что время остановилось". Такая фраза вполне подходит для описания того, что хочет передать автор.

Заключение

Как можно видеть по приведенным ранее примерам, самое главное, что требует сочинение-описание - это подробности. Их должно быть в меру, точно так же, как и "красивых слов". Но их наличие обязательно, поскольку иначе эссе не будет соответствовать жанровым особенностям.

И наконец, следует сказать о том, как должно выглядеть заключение. В нём автор должен высказать своё отношение к тому, о чем он рассказывал. Причем это не должно выглядеть, как "я считаю...". Нужно сделать это аккуратно, будто бы высказывается вовсе не автор сочинения. Взять тот же пример с описанием красивого юноши. Как лучше всего завершить своё повествование о таком специфическом персонаже? Можно написать что-то, вроде этого: "Нас окружает множество красивых людей. У них могут быть идеальные фигуры и ухоженные аристократические лица. Невероятный цвет глаз или выразительный взгляд, от которого невозможно оторваться. Однако внутри они могут быть пустыми. Злыми, бездушными, эгоистичными. Внешность важна, спору нет. Но стоит ли обращать внимание лишь на неё?..."

Завершить эссе подобного рода открытым вопросом будет хорошим авторским ходом. Обычно такой эпилог оставляет впечатление недосказанности и дает возможность подумать над прочитанным.

Комментарии