Консерватория, Большой зал - место выступления всемирно известных музыкантов и юных дарований

Мечта любого музыканта – добиться высокого уровня мастерства, получить положительную оценку критиков и признание неравнодушных к музыкальному искусству слушателей. Большая честь для исполнителей – продемонстрировать владение инструментом на сцене Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

Консерватория... Большой зал... С этими словами у многих связаны воспоминания о прекрасно проведённом времени на абонементных концертах, международных конкурсах, фестивалях. И профессионалы, и любители отмечают необыкновенную акустику помещения, а также удачное архитектурное решение и удобное расположение зала.

Большой зал консерватории: как всё начиналось

Проект здания был предложен в конце XIX столетия архитектором В. П. Загорским. За основу мастер взял дом княгини Е. Р. Дашковой, построенный в XVIII веке, но от первоначального облика постройки остался только фасад с полуротондой.

Финансировали строительство московские меценаты. На их сбережения удалось приобрести один из лучших органов в мире, а также мебель и всё необходимое для проведения концертов. Так строилась консерватория. Большой зал разместили в главном корпусе здания.

Торжественное открытие учебного заведения произошло в апреле 1901 года. Во время Первой мировой войны (1915-1917 гг.) помещение предоставили для военного госпиталя, а с 1924 по 1933 год москвичи и гости столицы в Большом зале не только слушали музыку, но и смотрели кино. С 1940 года консерватория носит имя П. И. Чайковского.

Особенности интерьера

Большой зал московской консерватории – уникальное помещение, рассчитанное на большое количество зрителей. Интересна конструкция потолка, напоминающего деку скрипичного инструмента. В результате такого архитектурного изыска звук становится объёмным, также полностью устраняется шум вентиляционной системы. Потоки загрязнённого воздуха направляются в пространство под прикрытием специальных решёток.

Лестница, ведущая в вестибюль, украшена древнегреческими статуями. Место, где посетители оставляют верхнюю одежду, декорировано колоннадой и нефами. Вестибюль лучше смотрится, когда он пуст, но такое возможно только во время концерта.

В фойе концертного зала ведут широкие лестницы из мрамора. На одной из стен висит картина И. Е. Репина «Славянские композиторы». С 2011 года помещение украшает витраж святой Цецилии. Изображение было полностью разрушено фашистами и считалось безвозвратно утраченным. Образ покровительницы музыки удалось восстановить по фотографии.

На стенах зала расположены портреты П. И. Чайковского, М. И. Глинки, М. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского и другие. Благодаря необыкновенной акустике помещения слушатель наслаждается музыкой, независимо от того, находится он в партере или во втором ряду амфитеатра.

Специфика музыкального искусства такова, что о гениальности произведения можно говорить в случае гармонии замысла композитора, мастерства исполнителя и эмоционального отклика слушателя. Немаловажную роль в достижении такого единства играют архитектурные особенности здания. Московская консерватория, Большой зал которой спроектирован с учётом строения звуковых волн и человеческого уха, – яркое тому подтверждение.

Знаменитый орган

В центре зала находится орган. Всемирно известный инструмент французской фирмы «Кавайе-Коль» 1899 года выпуска получил признание на X Всемирной выставке 1900 года в Париже. Во время концертов до 1913 года для извлечения звука использовались кальканты (качальщики мехов). Позже воздух стал подаваться благодаря электрическому мотору.

Исправно работающий до сих пор орган имеет три мануала (до – соль), такого же диапазона педальную клавиатуру, пятьдесят регистров, механическую игровую и регистровую трактуры, двенадцать винланд, два парных магазинных и семь регулировочных мехов. Площадь поверхности инструмента – семьдесят метров квадратных.

С 1988 года консерваторский орган – художественно-исторический памятник.

Мероприятия

Большой зал Московской консерватории – место выступления оркестров, сольных исполнителей и хоровых коллективов. В 1935 году здесь впервые вышли на сцену музыканты Государственного симфонического оркестра СССР. Также в концертном зале своё мастерство демонстрируют выпускники учреждения.

Любители классической музыки посещают концерты по абонементам. Ежегодно проводится до трёхсот подобных мероприятий. Юные дарования состязаются на Международных конкурсах имени П. И. Чайковского, а учёные-музыковеды принимают участие в конференциях.

Известные личности о концертном зале

После реставрации Большой зал консерватории им. Чайковского освещал выпускник учреждения, митрополит Волоколамский Илларион. Владыка сравнил здание консерватории с храмом. Действительно, в этих стенах часто звучит духовная музыка, в частности произведения И. С. Баха. Музыкальные инструменты и человеческие голоса восхваляют бога.

Известный советский педагог и пианист Г. Нейгауз считал Большой зал консерватории лучшей концертной площадкой столицы. Дирижёр Игорь Маркевич отмечает необыкновенный уют помещения, а также уникальную атмосферу зала, располагающую к музицированию и содержанием, и формой. По мнению Ираклия Андроникова, консерватория, Большой зал – это не просто здание для концертов, но понятие, наполненное особым смыслом для всех, кто любит музыку.

С 2006 г. главный корпус консерватории, в котором находится всемирно известный зал, носит имя основателя учебного заведения Николая Рубинштейна.

Комментарии