Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью: структура и специфика

Общеизвестно, что Особенная часть российского Уголовного кодекса начинается со статьи 105 «Убийство». В свою очередь, считается ли преступлением угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью? Да, конечно, но нужно уметь отличать уголовно наказуемое деяние от пустословия.

Объективная сторона

Объект по смыслу 119-й статьи УК РФ – право жить, а также право на здоровье, они принадлежат каждому человеку вне зависимости от обстоятельств.

Объективная сторона состоит в обнаружении умысла соответственно либо на убийство, либо на нанесение именно тяжкого, а не незначительного вреда здоровью. Определяющее значение придается способу совершения преступления, он даже прописан в названии статьи. В уголовном законодательстве угрозой является очевидное намерение совершить озвученное словами действие – лишение жизни или причинение вреда. Неважно, какой метод преступник избрал для формулировки угрозы. Это может быть устное высказывание, письменное сообщение, телефонный звонок и даже телеграмма. Необязательно даже передавать сообщение непосредственно потенциальной жертве, достаточно передать его третьим лицам, которые должны будут сообщить о факте угрозы потерпевшему.

Как правило, причины, побудившие нарушителя озвучить или иным способом выразить намерение нанести вред, не принимаются во внимание, и в идеале угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью судом должна рассматриваться вне данного контекста. Тем не менее причины могут учитываться при индивидуализации наказания, в случае если сам потерпевший противоправными действиями спровоцировал преступника на нарушение закона.

Реальность угрозы

Невозможно привлечь гражданина к уголовной ответственности по анализируемой статье, если выраженная угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью голословна и не представляет собой настоящей опасности. Как правило, жертва преступления оценивает серьезность высказывания (или письменного сообщения), основываясь на знаниях о личности нарушителя. Зачастую основой для неправомерных действий служат взаимоотношения двух людей, нередко они базируются на взаимной неприязни. Кроме того, реальность опасности может выражаться в манере, в которой высказаны слова или составлено письменное сообщение, либо в наличии у преступника оружия либо опасных предметов.

Еще ВС СССР определил, что реальной угрозой необходимо считать такие действия, которые мгновенно давали бы гражданину серьезные основания опасаться осуществления зловещего обещания. Верховный суд призывал судей по уголовным делам обратить внимание на особенности поведения злоумышленника: зачастую именно характеристика поведения позволяет определить заранее степень реальности высказанной или в иной форме выраженной угрозы. Первостепенное значение имеет субъективное отношение жертвы к получению сообщения, так как угроза может оказаться скрытой или завуалированной и понятной только ее получателю.

Личность нарушителя

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью – специфическое преступление, поэтому необходимо оценить и индивидуальные характеристики личности человека, нарушающего уголовный закон. Следует проанализировать уровень его агрессии, выражаемой при возникновении конфликтов, влияние опьянения на поведение, наличие судимости за сопряженные с насилием преступления, а также другие значимые для оценки правонарушения обстоятельства.

Мотивы, по которым преступник решается на нарушение законодательства, очень разнообразны. Их правильное установление и корректная оценка способствуют индивидуализации наказания.

Отличия

Рассматриваемое преступление нужно отличать от покушения на жизнь и физическое здоровье человека. Настоящая угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью может выражаться только в сообщении о потенциальной опасности; покушение же сопровождается непосредственно действиями, нацеленными на реализацию угрозы (либо на приготовление соответственно к убийству или нанесению тяжкого (а не иной степени) вреда здоровью).

На практике приходится отличать такое преступление, как вышеназванная угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ), от ряда других правонарушений. Так, можно принудить человека к изъятию тканей для последующей трансплантации, вымогать, прибегнуть к насилию на этапе судебного разбирательства или заставить человека дать показания – все это уголовно наказуемые деяния, связанные с агрессивным предупреждением об опасности. Для достижения преступной цели нарушитель закона применяет специфический способ – угрозу.

При конкуренции норм уголовного права следует определить, какой состав преступления по факту является общим, а какой – специальным. По общепринятому правилу предпочтение всегда отдают специальному составу.

Специфика

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью признается насилием только теоретически, так как никакого физического контакта по факту не происходит. Тем не менее многие ученые и теоретики права подчеркивают аморальность деяния и выступают за признание анализируемого преступления уголовно наказуемой формой психического насилия.

Интересно, что любую иную угрозу нельзя рассматривать как нарушение уголовного закона. Так, обещание нанести незначительный вред здоровью, сломать вещи, ограбить или изнасиловать – это не преступление согласно смыслу проанализированной статьи, так как речь идет строго об опасности тяжелого вреда или убийства.

Комментарии