Лучшие фильмы Японии: топ-5

Азиатское кино отличается особой спецификой и необычностью в глазах зрителя, привыкшего к российскому кинематографу и голливудским сюжетам. Так, режиссеры из Страны восходящего солнца снимают самые психологически тяжелые и при этом бесконечно увлекательные фильмы. Корея, Япония, Таиланд, Китай – это страны, о культуре которых достаточно поверхностного впечатления, чтобы предвосхитить уникальность их кинематографических шедевров. Ниже представлен топ-5 лучших фильмов Японии, составленный страстным любителем азиатского кино Виннотом Ира Кришем (NET Nebraska).

«Никто не узнает» (2004), режиссер Хирокадзу Корээда

Сюжетная линия основана на реальных событиях, известных как «дело о четырех брошенных детях Ниси Сугамо». Если вам по душе фильмы про Японию, снятые с документальной точностью, то эта история, несомненно, придется вам по вкусу. Кино повествует о четырех братьях и сестрах, счастливо живущих с матерью в крошечной квартирке. У каждого ребенка – свой собственный биологический отец. Никто из детей ни разу не посещал школу. Они проводят время за просмотром телевизора и игрой в компьютерные игры. Иногда им приходится прятаться от хозяина квартиры, который даже не подозревает об их существовании и уверен, что сдает жилье одинокой женщине. Эта картина, как и многие фильмы Японии, – не для слабонервных. Пусть в ней и нет сцен насилия или душераздирающих моментов, она тем не менее наполнена внутренним напряжением, держащим зрителя на краешке стула.

«Вкус чая» (2004), режиссер Кацухито Исий

Фильмы про Японию обычно рассказывают о жизни в больших городах. Однако это кино – исключение. Место действия – провинциальный японский городок Тотиги. Главную героиню зовут Ёсико, и она вовсе не типичная домохозяйка: вместо бесконечной уборки и просмотра сериалов она работает дома над созданием собственного аниме. Режиссер делает особый акцент на визуальных эффектах, подчеркивая отдельные мысли и чувства персонажей. «Вкус чая» – картина, сравнимая с фильмом «Фанни и Александр».

«Ушедшие» (2008), режиссер Такита Йодзиро

Главный герой, Дайго Кобаяси, всю жизнь работал виолончелистом. Внезапно музыкант остался без работы и без гроша в кармане. Просматривая газету объявлений, он выбирает компанию под названием «Ушедшие», думая, что речь идет о турагентстве. Прибыв на место своей новой работы, Кобаяси узнает, что ему предстоит подготавливать тела недавно умерших людей к погребению. Не секрет, что многие фильмы Японии сосредоточены на теме смерти. Однако эта картина не призывает сконцентрироваться на идеях окончания бытия или жизни после смерти; напротив, она повествует о людях, оставшихся жить.

«Королевская битва» (2000), режиссер Киндзи Фукасаку

Фильм рассказывает жуткую историю об игре, придуманной японскими военными и реализованной в законодательстве с целью снизить агрессию в школах. Учеников высаживают на необитаемом острове. Каждому школьнику выдают оружие (иногда – абсолютно бесполезное), и игра начинается: тинейджеры убивают друг друга до тех пор, пока в живых не останется кто-то один. Драма, леденящая кровь, сдобрена щедрой порцией черного юмора. Картина основана на одноименной манге и лишь подтверждает распространенное мнение: фильмы Японии почти всегда жестче и страшнее, чем западное кино.

«Токийская соната» (2008), режиссер Киёси Куросава

Это история обыкновенной семьи с ее незамысловатой повседневной жизнью. Фильм начинается с типичного дня. Однако в этот день компания решает уволить сотрудников и переместить бизнес за границу, где вести дела можно гораздо дешевле. Рюхей – один из уволенных работников. Каждое утро он надевает костюм, берет кейс и отправляется в центр занятости, где простаивает в очереди долгие часы, чтобы в итоге отклонить все предложенные ему рабочие места – везде зарплата ниже той, к которой он привык. Потеряв структурность и основательность в жизни, Рюхей находит старого друга, уже давно обходящегося без работы и различными уловками создающего образ занятого человека. Однако ситуация усложняется, когда друг кончает жизнь самоубийством. Рюхей выплескивает свой стресс на членов семьи. Это неочевидно на первый взгляд, однако «Токийская соната» относится к жанру «ужасы» и вполне может быть записана в самые страшные фильмы Японии.

Выбор остается за вами

Все вышеописанные кинокартины по жанру являются драмами. Несомненно, зрительские вкусы сильно разнятся, и, возможно, кто-то вообще не приемлет просмотр драм. Тем не менее Виннот Ира Криш неизменно дает максимально объективную оценку кино, поэтому, быть может, стоит задуматься о знакомстве со знаменитыми драмами из Страны восходящего солнца? Фильмы Японии, Китая, Таиланда и Кореи все еще остаются экзотикой для западных зрителей, и каждая картина способна вдохновить на новую оценку действительности и подарить неповторимые впечатления.

Комментарии