Загадки про осень. Короткие загадки про осень для детей

Загадки относятся к наследию народного фольклора. С самых древних времен они применялись как проверка смекалки и понимания окружающего мира. Этот вид творчества дошел до наших дней и продолжает жить дальше.

История возникновения загадок

Загадки берут свое начало с самых древних времен, когда люди плохо понимали окружающий мир и пугались его проявлений.

О них говорится в древних мифах Греции и Рима, их загадывал путникам Сфинкс, а на Руси их связывали с коварными русалками. На самом деле, вклад этого вида народного творчества в развитие ума, интеллекта и наблюдательности у людей - не переоценить.

Любовь к осени

В древности люди ценили каждый сезон, но разделяли их по тем дарам, которые они дают людям. Осень - это время сбора урожая и задел на будущее процветание. В эту пору собирали овощи на огородах и фрукты в садах, готовили землю к весне и ждали холодов:

После зноя - холода с желтым листопадом.

Ветер листья рассыпает, а мы только рады.

Кто веселый, озорной к нам стучится в гости,

Дарит спелых ягод нам и орехов горсти?

Загадки о природе

Загадки про осень для детей приучали примечать изменения в природе и ценить то, что она дает людям. Осень – это особенная пора. Ее красота и необычность привлекала внимание не только простых людей, но и великих поэтов, писателей, художников и музыкантов.

"Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья" - так про осень загадывают загадки.

"Оранжевые, красные на солнышке блестят, их листья, словно бабочки, кружатся и парят" - таким образом представлялись деревья осенью мудрым предкам.

Переход от цветения к увяданию принимался людьми как знак того, что ничто не вечно, что все меняется и переходит в другую форму - "Листья падают с осин, мчится в небе острый клин".

Осень особенно богата на проявления изменений в атмосфере, растениях и погоде: "Седой дед у ворот всем глаза заволок (туман)"; "Летит, а не птица, воет, а не зверь (ветер)". Предлагая такие загадки малашам, старики помогали развиться детскому воображению.

Природа – это излюбленная тема народного творчества. Люди сильно зависели от ее «щедрости». Загадки-стихи про осень особенно разнообразны. Самый большой урожай собирают именно в осеннюю страду. По его количеству люди судили, как они смогут дожить до весны и следующего урожая:

Собираем урожай весело в карзины

Наливные, золотые яблоки и дыни.

Скажем мы спасибо все этой золотой поре.

Угадай-ка ты скорей, кто стучится у дверей?

Зависимость людей от капризов природы, непонимание возникновения различных явлений подарили нам огромное количество загадок, примет и пословиц.

Загадки для детей

В народе всегда бережно относились к детям, понимая, что именно они станут в будущем основой общины. Именно молодежь кормит стариков, заботится о них и провожает в последний путь. Развитие у детей смекалки и наблюдательности, которые помогут им в трудную минуту или принесут удачу - это была обязанность стариков.

В стародавние времена каждый член общины должен был приносить пользу. Старым и мудрым людям поручали воспитание молодежи. Притчи, загадки, приметы, сказки - все это создавалось для того, чтобы дети познавали мир и его явления.

Особенно ценный вклад в развитие детского интеллекта внесли загадки. Они учили малышей думать и наблюдать:

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает?

Перечисляя характеристики описываемого предмета, загадка развивает ассоциативный тип мышления у ребенка.

Например, вопросы о временах года и их проявлениях - "Что за волшебница пришла, одела в золото леса? (осень)"; "Крупно, дробно зачастило и всю землю намочило (дождь)".

Загадки про осень, весну, природу были самыми популярными. В народе осень ласково называли золотой порой, благодарили за урожай и провожали до следующего года.

Постепенно загадки стали частью детского фольклора, который развивается и в наше время.

«Жизнь» загадок в наши дни

Современные дети так же любопытны, как и их сверстники во все времена. Притягательная сила загадок в том, что они являются вызовом и проверкой смекалки. Дети всегда охотно принимают этот вызов. В наше время стихи-вопросы, требующие ответа, также помогают развить у детей наблюдательность и любовь к окружающему миру:

Осень в гости к нам пришла и с собою принесла

Что? Скажите наугад, ну конечно (листопад)

Сегодня каждый день появляются новые слова, предметы, явления, которым взрослые обучают детей в игровой форме в виде загадок – «Эта жидкость нам нужна, H2O или …» (вода).

Самый легкий способ сделать урок в школе или детском саду интересным и веселым - это дать детям загадки на его тему.

Изучение загадок в школе

Этот вид народного творчества изучается в младших классах школы наравне с другим фольклором. Как и в давние времена, вопросы с подвохом нравятся детям и «заставляют» их поискать ответ в окружающем мире. Загадка про осень для школьников, другие времена года и названия месяцев помогает быстро соображать:

Вслед за августом приходит, с листопадом хороводит,

И богат он урожаем, мы его, конечно, знаем (сентябрь).

Такие уроки в познавательно-игровой форме больше запоминаются детям, развивают у них любопытство и тягу к знаниям.

Загадки можно использовать так же для обучения школьников старших классов. Так, вопросы с подвохом входят в викторины, которые часто проводят учителя для проверки знаний учащихся.

Школьные праздники

Многочисленные детские праздники, такие как День знаний, День урожая, цветов, утренники имеют цель не только развлечь детей, но и дать им возможность проявить свои знания и смекалку. Сделать это проще всего, загадывая загадки.

Во время праздника урожая обычно учителя используют загадки про осень с ответами, когда малыши должны вставить слово в конце стихотворения:

Ветер хмуро листья носит, это наступила (осень).

Лес разделся, неба просинь, это время года (осень).

Названия овощей и фруктов легче запоминаются детьми, если изучение проходит в игровой форме. Подобные загадки развивают внимание у малышей и чувство рифмы:

Он на грядке вырастает, никого не обижает.

Ну а плачут все вокруг, потому что чистят (лук).

Для детей постарше используют загадки, в которых необходимо подумать самостоятельно и проявить смекалку. Чаще всего это вопросы о явлениях природы в осенний период, такие как туман, дождь, иней и многие другие: "Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают (звезды)".

Таким образом проверяются наблюдательность детей и сообразительность.

Возможность проявить свой ум перед сверстниками делает подобные праздники захватывающе интересными для ребятишек, особенно если за смекалку можно получить подарок.

Детская литература

В наше время продолжают издавать яркие и красивые книжки-загадки. Их рекомендуют приобретать родителям для развития у детей дошкольного возраста внимания, наблюдательности и любопытства. Разбирая с ребенком загадки, можно выучить и запомнить названия животных и растений, цвета, а короткие загадки про осень, и другие времена года, познакомят малыша с сезонами и их проявлениями: "Не колючий, светло-синий по кустам развешан (иней)".

В современных школах детей знакомят теперь не только с загадками своего народа, но и с фольклором других народностей. Это расширяет географию этого вида творчества и помогает малышам формировать отношение к миру людей других стран.

Этот литературный жанр никогда не будет забыт, так как несет просвещение и развитие интеллекта с самого раннего возраста.

Комментарии