Древнеегипетские храмы: описание, история и фото
Величественные пирамиды Гизы, спрятанные от посторонних глаз гробницы Долины Царей являются не единственными памятниками цивилизации, некогда процветавшей по обоим берегам Нила. Наряду с некрополями огромный интерес представляют и древнеегипетские храмы. Названия и фото самых показательных сооружений мы поместим в данной статье.
Но сначала нужно уяснить концепцию храма в Древнем Египте. Это не была церковь в современном смысле этого слова – помещение, служащее для собрания верующих и для установления контакта души с Богом. Нет, храм был домом, скорее, дворцом. Здесь жил определенный Бог, как обитает богатый человек в своих хоромах. У него были свои слуги – жрецы. Каждый день они, пройдя обряд очищения, одевали статую Бога, зажигали перед нею кадильницы и благовония, приносили жертву согласно календарю. В храм могли входить только жрецы – и никто больше. Иногда Бог выходил из дворца, чтобы посетить кого-либо из своей родни. Он путешествовал в лодке (ковчеге), которую вели на буксире обычные корабли. Только тогда простой народ мог лицезреть своего бога.
Развитие сакральной архитектуры
Как известно, история Древнего Египта насчитывает несколько длительных периодов – царств. Храмовое зодчество развивалось постепенно. Оно во многом зависело от религиозных взглядов, которые тоже с веками претерпевали изменения. К сожалению, храмы перестраивались сообразно новой концепции, и до нас дошли лишь сооружения, относящиеся к Новому Царству. Также неплохо сохранились поминальные храмы Древней эпохи. Но они посвящены посмертному культу фараонов и примыкают к их гробницам-пирамидам. Здесь же мы рассмотрим древнеегипетские храмы Нового Царства. Это обиталище вечного Бога. У такого храма своя концепция и, соответственно, своя архитектура. «Дворец» Бога предполагал помещения для официоза и частные, приватные покои. В последние могли входить лишь избранные жрецы, прошедшие тщательнейшее очищение (омовение, депиляция волос, принятие соды). Бог обитал во внутреннем помещении без окон. То есть, он был скрыт от глаз людей.
Дворец Бога в 3000 году до н. э.
Пять тысяч лет тому древнеегипетские храмы (фото представляет поминальную святыню Хефрена) имели форму гигантского параллелепипеда с наклонными внешними стенами и венчающим их карнизом. Это был настоящий царский дворец с просторными внутренними помещениями, располагавшимися вдоль главной оси. Это были церемониальные залы и приемные, где бог выслушивал просьбы. Далее, за вестибюлем и комнатами для складирования подношений, шли покои «хозяина дома». Непосредственное святилище бога располагалось в центре. Его окружали четыре или шесть главных молелен. Рядом были ризницы и другие помещения для ритуальных служб. Главные залы были поделены большими колоннами на два-три нефа. Крыши как таковой не было. Фактически это были внутренние дворы с портиками.
Древнеегипетские храмы Среднего Царства
Начиная с Тутмоса I и особенно фараона-женщины Хатшепсут (1505-1484 гг. до н.э.) планировка святилищ меняется. Характерной особенностью храмов Среднего царства становится монументальность залов, ведущих в святая святых. Контраст с маленькой каморкой просто потрясающий. В этой комнатке стоял изысканный ковчег. Массивные стены древних храмов заменило множество ризниц и молелен. Но главным новшеством стало необычайное богатство росписей. Они покрывали колонны, потолок, стены, пол. Как типический образчик сакральной архитектуры того времени можно назвать древнеегипетские храмы в Карнаке (Амона-Ра) и в Дэйр-эль-Бахри (святилище царицы Хатшепсут). Интерьер и росписи подчеркивают функцию каждого помещения. А сам храм предстает как синтез космоса и бога. Пол – это земля, расписанный звездами потолок – небо, капители колон – цветы, на архитраве можно увидеть сказочных птиц.
Храм в 1500 году до н. э.
Постепенно в отправление культа стали включаться верующие-миряне. Естественно, они не допускались в «святая святых» и даже в храм. Но в планировке сакральных построек начиная с 1500 года до нашей эры, появляется новшество – один или более дворов, обрамленных колоннадой. Туда допускался простой люд для участия в религиозных церемониях. Так что же представляли собой храмы Нового Царства в Древнем Египте? Где они были расположены? Они тянутся вдоль всего Нила – от Абу-Симбела в верхнем течении до Абидоса (севернее современного Луксора). Каждый ном (область) имел своего бога-покровителя (или ипостась Амона-Ра). Поэтому древнеегипетские храмы названия носили соответствующие: Осириса, Хатор, Исиды, Хнум, Тота, Нехбет, Гора, Себека. Отдельно следует упомянуть святилища фараонов, которых также считали богами: Рамсеса II, Сети I, Тутмоса III и других.
План древнеегипетского храма Нового Царства
Рассмотрим его на классическом примере Карнакского святилища Амона. Храм должен был иметь выход к реке. Для этого от Нила прорывался канал. Он заканчивался у самого храма небольшой прямоугольной пристанью, где стояла пришвартованная богато украшенная ладья. Египетские боги имели многочисленную родню, которую посещали в их «жилищах» на дни рождения. От набережной шла «дорога процессий». Ее обрамляли сфинксы или изваяния бога, предстающего в ипостаси священного животного. Пилоны были фасадами, предваряющими древнеегипетские храмы. Фото показывает массивное строение из камня со слегка наклоненными стенами. Оно повторяет иероглиф «горизонт». На рассвете солнце появлялось аккурат между башнями пилона. Его стены были богато декорированы. До сих пор сохранились отверстия для древков флагов. За пилоном располагался прямоугольный двор, обнесенный стеной. По всему его периметру шли колонны, поддерживающие узкую несплошную крышу, которая служила защитой не от дождя, а от солнца. Пройдя двор, человек попадал в колонный зал. Круглые столбы, поддерживающие крышу, были стилизованы под заросли папируса. В самом дальнем конце зала находилось святилище. На кубической подставке в маленькой комнатке с низким потолком покоилась переносная ладья. Здесь и обитал бог.
Вокруг храма
Прилегающая территория внутри внешних стен (теменоса) также считалась святой. Там находились помещения вспомогательные. Это могли быть комнаты для приехавших «погостить» богов и для их ковчегов. Склады для подношений, культовых предметов занимали не одну комнату. Наконец, были предусмотрены небольшие помещения для жрецов, где они проходили процедуры очищения своего тела перед тем, как войти в святилище. Храмы Египта Нового Царства всегда имели на своей территории священное озеро. Оно служило для очищения жрецов. Согласно верованиям, бог солнца Хепри каждое утро поднимался освеженный из озера, чтобы следовать по небосклону. Кроме этого водоема были и колодцы. Древнеегипетские храмы, названия и фото которых мы здесь приводили, имели на пристани особое помещение – причал для ладьи. Когда ковчег с богом выносили на своих плечах жрецы из святилища, то они делали остановку в этой небольшой часовне с двумя входами.
Обелиски и колоссы
Храмы Египта часто имели дополнительные элементы, располагавшиеся за оградой теменоса. Иногда перед святилищем ставили колоссов. Это гигантские парные статуи фараонов, которые построили тот или иной храм. Примечательными здесь являются колоссы Мемнона. Само святилище не сохранилось – лишь две статуи Аменхотепа III возвышаются по сей день. Если храм был посвящен солнцу, перед его входом устанавливали обелиски – также обычно парами.
Эпоха Птолемеев и Римский период
Как удивительны эти древнеегипетские храмы: сколько лет они служили жилищем богов и не поддавались ни переменам, ни даже завоеваниям. Когда Римская империя поглотила эти земли в плане религиозного культа мало что изменилось. Скорее наоборот. Римские императоры стали носить картуши с иероглифами, культ Осириса становится одним из государственных в империи. Однако происходит и взаимопроникновение культур. Религиозные воззрения развиваются, и постепенно человечество приходит к почитанию единого Бога.