Диез. Что это такое? Основные понятия

Любой человек, начинающий изучать основы музыки, сольфеджио или гармонии, в обязательном порядке должен иметь представление о знаках альтерации, среди которых можно выделить два основных: диез и бемоль, использующиеся не только в середине музыкального произведения, но и при ключе. Есть еще и бекар – знак, отменяющий изменения высоты тона какой-либо ноты. Сейчас мы рассмотрим тему «Диез: что это такое». Многие музыкальные критики считают, что этот знак применяется в музыке чаще всего.

Диез: что это такое

Итак, если говорить о том, что собой представляет диез, для самого простого понимания можно сказать, что это повышение звучания ноты на полтона.

В музыке диез может употребляться в нескольких вариантах (особенно если учесть, что существует еще и такое понятие, как «дубль-диез», означающее двойное повышение тона, то есть на один тон). Применение двойных диезов в музыке можно встретить достаточно редко. Тем не менее несколько позже мы остановимся и на этом.

Диезы как ключевые знаки и не только

Знак диез, как уже говорилось, может применяться и как ключевой знак, и как знак альтерации в середине произведения. Отличие этих двух вариантов состоит в том, что в первой случае, повышение звучания определенных нот распространяется на всю музыкальную композицию. Иными словами, если в ключе указан, скажем, фа-диез, то знак диез повышение ноты «фа» подразумевает в каждом такте и в любом месте композиции (если не указано другое, к примеру, применение знака бекар, но только в одном такте).

Во втором случае ситуация несколько иная. Знак диез в середине произведения (если таковой отсутствует при ключе) тоже может присутствовать. Только здесь его действие (повышение звучания ноты) распространяется исключительно на ноту или ноты, перед которыми он ставится в рамках одного такта. В следующем такте его действие автоматически отменяется.

Теперь рассмотрим ключевой знак диез. Что это такое с точки зрения влияния на определенные ноты всего произведения? Как уже говорилось, это метод задания повышения нот во всем произведении. Что самое интересное, диезы в ключе (равно как и бемоли), имеют определенные правила построения. В связи с этим и получается то количество гамм, которое имеется на сегодняшний день.

Последовательность диезов при ключе выглядит следующим образом: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. Попутно стоит отметить, что бемоли имеют обратный порядок. Это правило нужно знать назубок, поскольку благодаря этому всегда можно определить основную тональность.

Если кто помнит, еще в советские времена детям заучивать эти две последовательности предлагалось с помощью рифмованных двустиший. Одним из самых известных можно назвать такое:

«Фа, до, соль, ре, ля, ми, си –

ты мне гамму принеси!».

Си, ми, ля, ре, соль, до, фа –

Подожди меня. Пока!».

Определение основного тона гаммы по диезам в ключе

Знание последовательностей знаков при ключе имеет и обратную сторону. Рассмотрим именно диез. Что это такое в плане определения тональностей?

Все очень просто. По ключевым знакам, вернее, по последнему, можно совершенно просто определить основной тон используемой гаммы или гармонии. Для мажорных тональностей от последнего знака нужно построить вверх малую секунду (подняться на полтона), а для параллельного минора построить большую секунду вниз (опуститься на один тон).

Это легко понять на простом примере. Допустим, в ключе имеются три знака: фа-диез, до-диез и соль-диез. От последнего знака (в данном случае соль-диез) полтона вверх дают тональность ля-мажор, а тон вниз – фа-диез минор.

В принципе, ноты диезных знаков позволяют произвести, так сказать, и обратные вычисления, то есть, зная ключевую тональность, сразу можно сказать, какие знаки в ней присутствуют при ключе.

Построение некоторых типов гамм

Как уже понятно, основная гамма играется только с использованием знаков при ключе. Такие мажоры и миноры называются натуральными.

Особый интерес представляют собой гармонические и мелодические миноры, хотя можно встретить и мажорные гаммы такого типа (они употребляются достаточно редко). В гармоническом миноре дополнительно повышается VII ступень.

Мелодический минор выглядит несколько иначе. При игре гаммы вверх повышаются ступени VI и VII, а в обратном порядке эти знаки отменяются, заменяясь бекарами. Так, например, мелодический ля-минор при игре в обе стороны выглядит так: ли, си, до, ре, ми, фа-диез, соль-диез ля/ля, соль (чистый тон), фа (чистый тон), ми, ре, до, си, ля. Нетрудно, наверное, заметить, что обратная последовательность есть не что иное, как обычный натуральный минор.

Сейчас мы не берем в расчет некоторые специфичные лады типа лидийского, миксолидийского или какого-то еще, в которых существуют свои правила повышения или понижения некоторых нот. Они изучаются уже в музшколах, а подробнее в музыкальных училищах и консерваториях.

Заключение

Итак, думается, с вопросом «Диез. Что это такое?» мы разобрались, пусть не в полной мере, как того подразумевает предмет сольфеджио, тем не менее для понимания некоторых основных терминов и правил на первых порах этого будет достаточно. Если кто-то хочет продолжить обучение, лучше сделать это в специализированном учебном заведении.

Комментарии