История и описание вулкана Эйяфьятлайокудль
Испокон веков вулканы страшат и влекут к себе человека. Столетиями они могут спать. Примером может служить недавняя история вулкана Эйяфьятлайокудль. Люди возделывают поля на склонах огненных гор, покоряют их вершины, строят дома. Но рано или поздно огнедышащая гора проснётся, принесёт разрушение и беды.
По величине это шестой ледник Исландии, расположенный на юге в 125 км к востоку от Рейкьявика. Под ним и частично под соседним ледником Мюрдальсйёкудль прячется вулкан, имеющий коническую форму.
Высота вершины ледника 1666 метров, его площадь – около 100 км². Вулканический кратер достигает диаметра 4 км. Еще пять лет назад его склоны покрывали ледники. Ближайший населенный пункт – посёлок Скоугар, расположенный на юге ледника. Отсюда берёт начало река Скоугау, с известным водопадом Скоугафосс.
Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль – происхождение названия
Название вулкана происходит от трех исландских слов, которые обозначают остров, ледник и гору. Наверное, поэтому оно так сложно произносится и плохо запоминается. Как утверждают лингвисты, лишь малая часть жителей Земли может произнести это название правильно – вулкан Эйяфьятлайокудль. Перевод с исландского звучит дословно как "остров горных ледников".
Вулкан без имени
Как таковое словосочетание «вулкан Эйяфьятлайокудль» вошло в мировой лексикон в 2010 году. Это забавно, если учитывать, что на самом деле огнедышащей горы с таким именем в природе не существует. В Исландии много ледников и вулканов. Последних насчитывается на острове около тридцати. В 125 километрах от Рейкьявика, на юге Исландии, расположен довольно крупный ледник. Он-то и поделился своим именем с вулканом Эйяфьятлайокудль.
Именно под ним находится вулкан, которому за многие века не придумали названия. Он безымянный. В апреле 2010 года он переполошил всю Европу, на какое-то время став мировым ньюсмейкером. Чтобы не называть его безымянным вулканом, в СМИ было предложено название его по имени ледника – Эйяфьятлайокудль. Чтобы не путать наших читателей, мы будем именовать его так же.
Описание
Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль является типичным стратовулканом. Другими словами, его конус образован многочисленными слоями застывавшей смеси лавы, пепла, камней и т.д.
Вулкан Исландии Эйяфьятлайокудль активен на протяжении 700 тысяч лет, но с 1823 года его отнесли к категории спящих. Это говорит о том, что с начала XIX века извержений его не было зафиксировано. Особых поводов для беспокойства ученым состояние вулкана Эйяфьятлайокудль не доставляло. Они выяснили, что за последнее тысячелетие он извергался несколько раз. Правда, эти проявления активности можно было отнести к спокойным – они не представляли опасности для людей. Как свидетельствуют документы, последние извержения не отличались крупными выбросами вулканического пепла, лавы и раскаленных газов.
Ирландский вулкан Эйяфьятлайокудль – история одного извержения
Как уже упоминалось, после извержения в 1823 году вулкан признали спящим. В конце 2009 года в нем усилилась сейсмическая активность. До марта 2010 произошло около тысячи подземных толчков силой в 1-2 балла. Это волнение происходило на глубине около 10 км.
В феврале 2010 года сотрудники Метеорологического института Исландии при помощи GPS-замеров зафиксировали в районе ледника смещение земной коры на 3 см на юго-восток. Активность продолжала нарастать и своего максимума достигла к 3 – 5 марта. В это время регистрировалось до трех тысяч толчков в сутки.
В ожидании извержения
Из опасной зоны вокруг вулкана власти решили эвакуировать 500 местных жителей, опасаясь затопления местности, которое могло вызвать интенсивное таяние ледника, покрывающего вулкан Исландии Эйяфьятлайокудль. В целях предосторожности закрыли международный аэропорт Кеблавик.
С 19 марта сотрясения переместились на восток северного кратера. Они прослушивались на глубине 4 – 7 км. Постепенно активность распространилась дальше к востоку, и сотрясения стали происходить ближе к поверхности.
В 23:00 13 апреля учеными Исландии была зафиксирована сейсмическая активность в центральной частьи вулкана, к западу от двух образовавшихся трещин. Через час началось новое извержение на юге центральной кальдеры. Столб раскаленного пепла поднялся на 8 км.
Появилась еще одна трещина, длиной более 2 километров. Ледник начал активно таять, и его воды стекали как на север, так и на юг, в населенные районы. Срочно было эвакуировано 700 человек. В течение суток талые воды затопили автомобильную трассу, возникли первые разрушения. В южной Исландии были зафиксированы осадки вулканического пепла.
К 16 апреля столб пепла достиг 13 километров. Это вызвало тревогу ученых. Когда пепел поднимается на высоту выше 11 километров над уровнем моря, он проникает в стратосферу и может быть перенесен на большие расстояния. Распространению пепла в восточном направлении способствовал мощный антициклон над севером Атлантики.
Последнее извержение
Это произошло 20 марта 2010 года. В этот день началось последнее извержение вулкана в Исландии. Эйяфьятлайокудль окончательно проснулся в 23:30 GMT. На востоке ледника образовался разлом, длина которого составила около 500 метров.
В это время не было зафиксировано больших выбросов пепла. 14 апреля извержение усилилось. Вот тогда-то и появились мощные выбросы гигантских объемов вулканического пепла. В связи с этим было закрыто воздушное пространство над частью Европы до 20 апреля 2010 года. Эпизодически полеты ограничивались в мае 2010. Специалисты оценили интенсивность извержения по шкале VEI в 4 балла.
Опасный пепел
Необходимо отметить, что ничего выдающегося в поведении вулкана Эйяфьятлайокудль не было. После сейсмической активности, продолжавшейся несколько месяцев, в районе ледника в ночь с 20 на 21 марта началось довольно спокойное извержение вулкана. Об этом даже не упоминали в прессе. Всё изменилось лишь в ночь с 13 на 14 апреля, когда извержение стало сопровождаться выбросом гигантского объёма вулканического пепла, а его столб достиг огромной высоты.
Чем был вызван авиатранспортный коллапс?
Стоит напомнить, что с 20 марта 2010 года над Старым Светом навис авиатранспортный коллапс. Он был связан с вулканическим облаком, которое создал внезапно проснувшийся вулкан Эйяфьятлайокудль. Где набрала силы эта молчавшая с XIX века гора, неизвестно, но постепенно огромное облако пепла, которое начало формироваться с 14 апреля, накрыло Европу.
После закрытия воздушного пространства были парализованы более трехсот аэропортов по всей Европе. Немало тревог доставил вулканический пепел и российским специалистам. В нашей стране были задержаны или полностью отменены сотни авиарейсов. Тысячи людей, и россияне в том числе, ожидали улучшения обстановки в аэропортах во всем мире.
А облако вулканического пепла словно играло с людьми, ежедневно меняя направление движения и совершенно «не прислушивалось» к мнениям экспертов, успокаивавших отчаявшихся людей тем, что извержение продлится недолго.
Геофизики метеослужбы Исландии 18 апреля заявили «РИА Новости», что они не в состоянии предсказать продолжительность извержения. Человечество приготовилось к затяжному «бою» с вулканом и начало подсчитывать немалые убытки.
Как ни странно, но для самой Исландии пробуждение вулкана Эйяфьятлайокудль не имело каких-то серьёзных последствий, кроме, пожалуй, эвакуации населения и временного закрытия одного аэропорта.
А для континентальной Европы огромный столб вулканического пепла стал настоящей катастрофой, естественно, в транспортном аспекте. Это произошло из-за того, что вулканический пепел имеет такие физические свойства, которые чрезвычайно опасны для авиации. При попадании в турбину самолета он способен остановить двигатель, что, несомненно приведет к страшной катастрофе.
Риск для авиации в разы повышается из-за большого скопления вулканического пепла в воздухе, который существенно снижает видимость. Это особенно опасно при заходе на посадку. Вулканический пепел может вызвать сбои в работе бортовой электроники и радиоаппаратуры, от которой во многом зависит безопасность полёта.
Убытки
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль принесло убытки европейским туристическим компаниям. Они уверяют, что их потери превысили 2,3 миллиарда долларов, а урон, ежедневно ударявший по карману, составлял примерно 400 миллионов долларов
Убытки авиакомпаний исчислялись официально суммой в 1,7 миллиарда долларов. Пробуждение огненной горы коснулось 29 % мировой авиации. Каждый день заложниками извержения становились более миллиона пассажиров.
Пострадал и российский «Аэрофлот». В период закрытия воздушных линий над Европой компания не выполнила в срок 362 рейса. Убытки ее исчислялись миллионами долларов.
Мнения специалистов
Эксперты утверждают, что вулканическое облако действительно представляет серьезную опасность для воздушных судов. При попадании в него самолета экипаж отмечает очень плохую видимость. Бортовая электроника работает с большими перебоями.
Образующиеся стеклообразные «рубашки» на лопатках ротора двигателя, засорение отверстий, которые используются для подвода воздуха в двигатель и другие части самолета, могут вызвать их отказ. С этим согласны и капитаны воздушных кораблей.
Вулкан Катла
После затухания активности вулкана Эйяфьятлайокудль многие ученые прогнозировали еще более мощное извержение другой исландской огненной горы – Катла. Она гораздо больше и мощнее, чем Эйяфьятлайокудль.
Два последних тысячелетия, когда человек наблюдал за извержениями Эйяфьятлайокудля, за ними с интервалом в полгода взрывался и Катла.
Эти вулканы расположены на юге Исландии, на расстоянии восемнадцати километров друг от друга. Их связывает общая подземная система каналов магмы. Кратер Катлы находится под ледником Мирдальсйекюдль. Его площадь 700 кв. км, толщина – 500 метров. Ученые уверены, что при его извержении в атмосферу пепла выпадет в десятки раз больше, чем в 2010 году. Но к счастью, несмотря на грозные прогнозы ученых, Катла пока не подает признаков жизни.