Аудит расчетов по оплате труда

Работа любого предприятия невозможна без использования наемного труда многих людей, которые продают свою рабочую силу для того, чтобы заработать деньги. В свою очередь, компания выплачивает им заработную плату в качестве платы за купленный труд. Для того чтобы проверить, правильно ли проведены все расчеты между владельцами рабочей силы и ее покупателем, то есть компанией-работодателем, проводится аудит расчетов по оплате труда.

Проверка финансовых операций, связанных с оплатой наемной рабочей силы, проводится в несколько этапов, которые характерны для всех видов аудита. Аудит расчетов по оплате труда проводится в соответствии с международными стандартами аудита – специальными документами, которые регламентируют все этапы проведения проверки – от составления плана до выдачи заключения. Благодаря использованию данных стандартов проведения проверки будет унифицированным для всех стран мира, что очень важно для транснациональных корпораций.

Аудит оплаты труда включает в себя проверку следующих моментов:
Количество сотрудников предприятия согласно штатного расписания, их ставки окладов и премий, количество больничных, отгулов и прогулов. Таким образом, проверяется возникновение всех обязательств предприятия перед своими работниками, согласно которым оно должно выплатить им те или иные суммы в качестве заработной платы.

После того, как проверено возникновение обязательств предприятия перед своими сотрудниками, необходимо сосредоточиться на проверке их выполнения предприятием. В этот момент аудит расходов на оплату труда фокусируется на зарплатных ведомостях, банковских выписках, журналах регистрации кассовых операций – короче говоря, всех тех документах, которые могут подтвердить факт получения сотрудниками свуоей заработной платы.

Аудит расчетов по оплате труда должен уделить особое внимание двум нестандартным случаям оплаты труда – больничным и отпускам. Поскольку в данных случаях расчет выплат идет несколько по-другому, нежели при стандартной выплате заработной платы, необходимо полностью или хотя бы выборочно провести перерасчет выплат сотрудникам, которые были в отпуске либо на больничном, и сверить полученную цифру с той, которая была посчитана бухгалтером предприятия. В случае обнаружения несоответствий необходимо ликвидировать расхождение путем довыплаты либо удержания переплаченной суммы с сотрудника.

Последний момент, которого должен коснуться аудит расчетов по оплате труда – это расчеты фирмы с фондами социального страхования граждан, а также с налоговой инспекцией. Дело в том, что предприятие платит за свои сотрудников налоги, такие, как налог с финансовых доходов физлиц, а также различные налоги, поступающие в социальные фонды: пенсионный, страхования от несчастных случаев, страхования от нетрудоспособности и прочих. Для того, чтобы удостовериться в правильности начисления данных выплат, необходимо провести выборочную проверку расчета по отдельным категориям сотрудников – это даст возможность оценить в целом правильность расчета начислений. Если же обнаружены какие-либо ошибки, то необходимо проводить полную проверку расчетов по налогам и взносам.

Проведение аудита расчетов по оплате труда предполагает выдачу в конце проверки специального заключения, в котором будет указано, как обстоят дела с оплатой труда на данном предприятии, есть ли незафиксированная задолженность по зарплате, или же наоборот, выплачивалась ли заработная плата за неотработанные часы сотрудникам. В зависимости от результатов проверки руководство предприятия будет принимать дальнейшие решения о наведении порядка в финансовых делах компании.

Комментарии