Религия в Казахстане: взгляд в прошлое, реалии
Казахстан – страна с очень древней и интересной религиозной историей. Здесь пересекалось множество вероисповеданий, некоторые из них – очень древние. Религия в Казахстане имеет глубокое прошлое, и в него стоит заглянуть.
Доисламский период
Задолго до того, как в Казахстан пришел ислам, здесь было распространено тенгрианство. В этом веровании верховным богом считался Тенгри. Этим именем называли и другие божества, но данные о них почти не сохранились.
Суть этой веры заключалась в разделении мира на три пространства: небесное, земное и подземное. Природные явления, стихии имели свою интерпретацию. Эта религия в Казахстане имела и региональные особенности. Южные жители верили в святость пещер. В одну из них, например, женщины ходили лечить бесплодие. На Востоке страны святых назначали главами родственных групп.
В Казахстане до мусульманства также господствовало шаманство. Верховный шаман проводил ритуалы, связываясь с духами предков. Такие сеансы якобы помогали ему исцелять людей, находить потерявшийся скот и даже управлять природой.
Приход ислама
Мусульманство в течение не одного века проникало в Казахстан. Религия, охватив сначала Юг страны, уже в конце Х века широко распространилась в Семиречье и на побережьях Сырдарьи. Однако часть регионов исповедовала христианство (несторианство), пришедшее сюда в XII-XIII вв с найманами.
На какой-то период развитие ислама в Казахстане было приостановлено из-за завоевания территорий монголами. Тюркские и монгольские племена в то время придерживались традиционных вероисповеданий. Эта тенденция сохранилась при хане Берке в период Золотой Орды, дополнительно усилил ее хан Узбек. Мусульманам-суфитам приходилось уносить свою религию в степи. Но вскоре миссионеры удостоились расположения предводителей кочевников.
С каждым годом мусульманская религия в Казахстане укрепляла свои позиции. Появлялось множество мечетей, нередко строившихся за счет частных вложений. Глубокое внедрение законов шариата в быт казахов произошло в период правления султана Арын-Газы.
XIX столетие было отмечено влиянием степных татар, которые часто становились муллами и выполняли просветительскую функцию, способствовали развитию культуры и грамоты. Позже среди мусульман-казахов появляется модернистское направление – джадидизм, которое пропагандирует обучение светским наукам и образование в целом.
Современная ситуация
Итак, какая религия в Казахстане сегодня? В настоящее время эта Республика является поликонфиссиональной. Здесь существует более 3000 религиозных объединений. 40 конфессий представлены более чем 2500 культовыми сооружениями.
Основная религия в Казахстане – ислам суннитского направления. Насчитывается свыше 1600 мусульманских объединений, построено больше полутора тысяч мечетей. Число жителей страны, исповедующих ислам, достигает почти 9 миллионов, причем эта категория многонациональна.
Второе место по численности верующих занимает здесь православное христианство, его доля составляет почти 30%. Кроме того, в Казахстане проживает более 300 тысяч католиков с солидной инфраструктурой.
Но и это не все религии на территории Казахстана. Среди граждан есть немало протестантов, иудеев, буддистов и т.д. После обретения независимости здесь построен первый буддийский храм, возведено большое количество новых мечетей, церквей, костелов, молитвенных домов, синагог.
Известные религиозные сооружения
Великолепные здания различных религиозных направлений своей архитектурой украшают города республики, повышая ее туристическую привлекательность. Среди самых известных:
1. Дворец мира и согласия
2. Мечеть Нур-Астана
3. Синагога Бейт Рахель – Хаббад Любавич
4. Свято-Вознесенский кафедральный собор
5. Кафедральный собор Матери Божией Неустанной Помощи
Нур-Астана – самая большая мечеть в Центральной Азии, а Синагога Бейт Рахель – Хаббад Любавич, соответственно, - крупнейшая синагога этого региона.
Те, кто хоть раз бывал в этой экзотической стране, знают, насколько многонационален Казахстан. Религия и свобода ее выбора – одно из прав граждан, которое здесь эффективно реализуется. Толерантность и взаимоуважение в отношениях конфессий - лучший путь к гармоничному развитию общества.