"Зубр" - корабль на воздушной подушке. Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322

Морские пехотинцы – особый вид войск. Они должны выполнять высадку на неподготовленных участках побережья, там, где их никто не ждет. Факторы, обеспечивающие победу, перечислять недолго. Это внезапность, быстрота доставки к месту десантирования, скрытность и возможности получить мощную огневую поддержку. Как правило, высадка осуществляется с применением десантных кораблей, оснащенных аппарелями, или с помощью вспомогательных плавсредств. Но у российской морской пехоты есть технические средства, которыми не обладает никакая другая армия мира. Корабли проекта «Зубр» могут не только высадить десант, но и передвигаться по суше, вне зависимости от характера грунта, ведя при этом огонь и сея панику в стане врага.

Первые опыты

Секрет скорости и беспрецедентной вездеходности состоит в оригинальном способе передвижения. Мощные пропеллеры создают под днищем судна избыточное давление, и оно зависает на заданной высоте. Идея возникла еще в конце двадцатых годов у советского инженера Левкова, работавшего на Новочеркасском судостроительном заводе. Им был построен опытный образец, названный в честь автора проекта «Левков-1» (Л-1), но, несмотря на очевидную перспективность, пришелся «не ко двору». В середине и второй половине тридцатых годов упор делался, скорее, на традиционные боевые средства, а споры шли между «конниками» и «танкистами». Оценить гениальную идею было некому. Работы свернули, и вспомнили о них лишь в 50-е, когда советская разведка узнала об аналогичных западных разработках.

Конструкторскому бюро «Алмаз» поручили создание особого десантного средства. Крупнотоннажные военные корабли (линкоры, крейсеры) тогда резали на металлолом, а руководству страны в лице Н. С. Хрущева нравились проекты необычные, революционные и фантастические. Таким и был первенец «Алмаза» – «Скат», представлявший собой симбиоз амфибии и катера, покинувший док и начале шестидесятых. До взвода морпехов это судно доставляло к точке высадки со скоростью курьерского поезда (90 км/ч). Прямым потомком этого чуда техники стал «Зубр», корабль на воздушной подушке.

Альтернативные концепции десантирования

Транспортное средство, имеющее колесную или гусеничную ходовую часть, может передвигаться по суше и преодолевать сложные препятствия, но диапазон высот преград ограничен. Есть бронированные технические средства, способные плавать, но их судоходные качества обычно не соответствуют понятию «судно», они тихоходны и относительно беспомощны до момента входа на берег. Существуют военные корабли специального назначения, предназначенные для перевозки и высадки десанта, в составе которого могут присутствовать несколько единиц бронетехники и живая сила. У этих плавсредств также есть недостатки, они уязвимы в силу тихоходности, для успешного выполнения боевой задачи им требуется подходящий берег. Только 14% всех пляжей пригодны для высадки с МДК (аббревиатура означает малый десантный корабль) водовытесняющего типа, причаливающих вплотную и открывающих аппарели.

Есть и еще одна концепция, разработанная в последние десятилетия. Это загоризонтное десантирование. Суть ее состоит в том, что основной корабль находится вдали от побережья, а доставка бронетехники осуществляется специальными самоходными маломерными судами. Именно к такому десантированию готовы вертолетоносцы класса «Мистраль». Высаживаться таким способом можно, конечно, лишь в условиях полного господства суше, в воздухе и на воде. Что произойдет с десантом, если у противника есть эффективные средства противодействия (комплексы береговой обороны, например), можно легко представить. Ему предстоит послужить кормом для рыб.

Десантный корабль «Зубр» быстр, он не останавливается на берегу, его огневая мощь сама по себе представляет опасность для обороны противника. В общем, это почти идеальное средство высадки. Он может обслужить 78 процентов всего мирового морского и океанского побережья.

Корпус

Постройка самого совершенного в мире средства морского десантирования основывалась на производственно-научной базе, созданной в КБ «Алмаз». В конце семидесятых годов советские судостроители обладали опытом постройки судов на воздушной подушке («Кальмар», «Скат» и другие проекты десантных кораблей). Наиболее успешным оказался КВП «Джейран» (проект № 12321). Его развитием стал следующий по порядку индекс 12322 «Зубр». Главная несущая конструкция корпуса выполнена в виде прямоугольного понтона (57,3 L х 25,6 W х 21,9 H, м), на котором смонтирована надстройка, в свою очередь, поделенная на три продольно ориентированных отсека. По функциональному назначению грузовым является центральное пространство, по бокам которого размещены энергетические узлы, места личного состава и перевозимых подразделений, защитные системы, обеспечивающие жизнедеятельность (в том числе и в случае применения оружия массового поражения). Помещения персонала и десанта снабжены системами кондиционирования, вентиляции, отопления, они шумо- и теплоизолированы. Есть условия для приема пищи.

Корпус выполнен по цельносварной технологии, материал – высокопрочный немагнитный алюминиево-магниевый сплав повышенной коррозионной стойкости.

Идея компоновки принадлежит главному конструктору проекта Коронатову Г. Д.

Электрическая часть

Управление силовыми приводами – задача непростая. Российские военные суда обычных типов приводятся в движение турбинными двигателями, за исключением подлодок, винты которых нагружены на электромоторы. Для упрощения систем управления по подобному принципу организована силовая система МДК «Зубр». Корабль на воздушной подушке непросто удерживать на заданной высоте над поверхностью, для этого требуется много энергии. Вырабатывают ее электростанции, их две, в основе каждой стоит стокиловаттный газотурбинный генератор (их тоже два). Общая мощность силовой установки типа М35, произведенной НПК «Заря - Машпроект», составляет 50 тысяч лошадиных сил. Заботой командира БЧ-5 (электромеханической боевой части) являются главные распределительные щиты (ГРЩ). Управление производится дистанционно из ГКР (главного командного пункта), многие операции автоматизированы с целью повышения эргономических показателей. В схеме присутствуют также выносные пульты.

Пневматика

Удержать тяжелое судно (его водоизмещение составляет 555 т) на заданной высоте также непросто, это, в конце концов, не вертолет. Пневмоподушку под корпусом создают четыре четырехлепестных нагнетательных винта диаметром 25000 мм, оснащенных устройствами принудительного управления шага. Вместе с электродвигателем каждый из них составляет нагнетательный агрегат (НО-10). Горизонтальное перемещение производится по глиссерному принципу. Толкают десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» три пропеллера с регулируемыми поворотными лопастями с возможностью реверса диаметром 55000 мм, смонтированных на полимерных композитных кольцевых посадках, снижающих шум. Посредством этих движителей судно разгоняется до рекордных 90 км/ч, а изменение соотношения тяги каждого из них позволяет эффективно маневрировать.

Границы подушки

Для того чтобы нагнетаемый воздух не уходил по сторонам, а «работал», удерживая тяжеловесное судно на заданном клиренсе, конструктивно предусмотрены ограничители. Они представляют собой эластичное ограждение, выполненное по двухъярусной схеме. Ресивер гибкий, навесные элементы разделены крестообразно двумя килями, поперечным и продольным. Вся эта непростая система позволяет надежно «опирать» на сжатый воздух такую махину, как «Зубр». Корабль на воздушной подушке покоится или движется до тех пор, пока давление уравновешивает его вес, приподнимается, если это нужно, чтобы преодолеть неровности рельефа, и опускается на грунт, когда пора осуществлять высадку десанта и выгрузку боевой техники. Для него неважно, каков характер поверхности, вода это или суша, диапазон волнения достаточно широк, а способность «заползать» далеко за береговую линию выгодно отличает его от других, более распространенных и традиционных десантных средств.

Вместимость

Десантный корабль на воздушной подушке «Зубр» в полном своем названии скромно именуется «малым». Он может доставить в нужную точку прибрежной зоны «всего лишь» механизированный батальон морпехов на десяти БТРах вместе с экипажами. Вообще-то, по размерам и грузоподъемности в классе КВП равных ему нет. По десантным возможностям ему соответствует, скорее, понятие «средний десантный корабль» (до большого он все же не дотягивает), если брать аналог в виде обычного водовытесняющего судна, причаливающего и открывающего аппарели на кромке берега. Как показали учения «Запад-2009», реально высажены с МДКВП «Зубр» могут быть следующие варианты воинских подразделений:

- три танка Т-80 (Т-90) общим весом до 150 тонн;

- 8 БМП (115 тонн);

- 10 БТР плюс 140 морских пехотинцев;

- восемь плавающих легких танков.

Десант располагается в четырех кубриках на 140 человек каждый. Возможен вариант доставки только живой силы, без техники, в этом случае появляются еще 366 мест, а общее число высаживаемых военнослужащих возрастает до полутысячи. Это может быть нужно в случае возникшей необходимости в подкреплении, но автономность плавания уменьшается до нескольких часов. Морские пехотинцы – тоже люди, им нужно есть и отдыхать, а в грузовом отсеке условия не самые комфортные.

Для непосредственной высадки служат носовые ворота, откидывающиеся вниз и представляющие собой аппарель, упирающуюся в грунт.

Вооружение

Десантный корабль «Зубр» – не только средство доставки личного состава и техники к неприветливым вражеским берегам, он может наносить ракетные и артиллерийские удары с целью подавления возможного сопротивления окопавшегося противника, оказывать огневую поддержку и защищаться от возможных атак неприятельской авиации. Без этих боевых возможностей столь совершенная машина в глазах военных специалистов оставалась бы простым «корытом», пусть даже скоростным и маневренным.

Вот набор «инструментов», которым для обеспечения нужной огневой мощи оснащен «Зубр». Корабль на воздушной подушке вооружен:

- Двумя пусковыми установками «Огонь» А-22, стреляющими неуправляемыми ракетами калибра 140,3 мм.

- Двумя автоматическими установками АК-630 калибра 30 мм с боекомплектом в три тысячи снарядов.

- Восьмью зенитно-ракетными комплексами «Игла» (иногда иностранные эксплуатанты используют американские «Стингеры»).

На борту присутствует комплекс РЭБ «Слябинг», позволяющий препятствовать работе вражеских систем связи и обнаружения.

Кроме этого, «Зубр» может устанавливать мины, в боекомплекте их до 20 штук. Максимальное время установки – 1 час 20 минут.

Конечно, до крейсера этот корабль не дотягивает, но следует учитывать, что в условиях современной войны в одиночку он действовать не должен, и флотская, а также воздушная, а если потребуется – и тактически-ракетная поддержка ему будет предоставлена.

Американский аналог

Десантные корабли, парящие над водной поверхностью, состоят и на вооружении американской армии. Их официальное название – LCAC (Landing Craft Air Cushion), предназначены они для тех же целей, что и «Зубры». Компоновка заокеанского образца отличается от архитектуры советского аналога, надстройка как таковая отсутствует, зато есть огороженная понтонами палуба площадью 182 кв. м, на которой и размещаются техника вместе с контингентом, подлежащие высадке. LCAC гораздо скромнее «Зубра» и по размерам, и по мощности энергоустановки (16 тыс. л.с.). Его длина составляет 27 метров, ширина – 14 м. Расход горючего, тем не менее, зашкаливает, за час сжигается семьсот литров топлива. Весит судно 170 т. Движется оно глиссерно, два винта диаметром в 3 м 70 см толкают его вперед или назад. Максимальная скорость примерно такая же, как у судна проекта «Зубр». Дополнительные двигатели служат для подруливания. Подъемная тяга обеспечивается четырьмя пропеллерами, направленными вниз. Вес полезного груза – 70 тонн.

Стремясь облегчить конструкцию, американские инженеры решили обойтись без надстроек и помещений для личного состава, что создает риск быть смытым за борт, – палуба на скорости становится скользкой от брызг воды.

Собственного вооружения плавсредство не имеет.

Если резюмировать все тактико-технические данные американского десантного корабля на воздушной подушке, можно прийти к выводу о том, что его боевые возможности уступают качествам «Зубра» примерно втрое. Морских пехотинцев на борт он может взять не более 170 при условии отсутствия на палубе боевой техники. Однако и эта машина заслуживает внимания, кроме нее конкурировать с образцом советской разработки не может ни один западный ДКВП.

Управление кораблем типов San Antonio и WASP требует очень серьезной подготовки, овладеть им непросто. Базируются эти корабли только на территории США, на военно-морской базе в Вирджинии.

Сколько осталось «Зубров»?

При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них – первый опытный образец, его можно не считать), а Украине – три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна – член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.

Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.

Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае – один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и техническую документацию.

В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.

Комментарии