Северный порт на Енисее
Игарка - очень важный порт в низовьях Енисея. Он расположен в Красноярском крае, который с 1928 года и до сегодняшнего дня остается главной северной точкой для кораблей со всего мира.
Рекордсмен страны
Река Енисей - гордость России. Каждый житель страны использует вместе с названием этого водоема эпитет «батюшка». Ей принадлежит второе место по площади бассейнов в Российской Федерации и седьмое среди крупнейших систем мира. Эта голубая лента протекает с юга на север и разделяет своим руслом Сибирь на запад и восток.
Свое начало русло берет со слива Большого и Малого Енисея, в столице Республики Тыва - Кызыле. Финиширует речка за 3487 км от этой точки, под берегами Каспийского моря.
Сегодня эта система является стратегически важным объектом для судоходства России. Водный путь насчитывает десяток современных пристаней. Самый северный порт на Енисее, Игарка, принимает даже морские суда.
Секрет имени
В древности разные народы уважали величие этого потока. Каждое из племен, которое проживало на берегах водоема, нарекало течение похожими названиями. Например, эвенки дали ему имя «енэ», что переводилось как «большая вода».
Кеты, проживавшие на этих территориях позже, переняли это название. Но по их правилам к наименованию нужно было добавлять географический термин. Поэтому к чужому слову «енэ» (то есть «река») присоединилось родное «сесь» (что тоже звучит как «большая вода»). В результате получилось название «Енэсесь», что в точном переводе с двух разных диалектов означает «река река».
В XVI веке никто и не догадывался, что тут будет большой порт на Енисее. Люди, жившие на этих берегах, занимались только рыбной ловлей.
Первооткрыватели
Использовать реку как водный путь начали казаки. Тогда появились первые письменные упоминания о ней, которые датируются концом XVI века. В 1601 году Кондратий Курочкин сделал детальное описание этого водоема.
В своей работе он отметил, что русло пригодно не только для рыбалки, но и для судоходства. Вслед за этим на берегах реки одно за другим стали появляться поселения. Уже через несколько лет возникли города, которые существуют до сих пор. Самые известные - Енисейск и Красноярск. Там и сформировались порты реки Енисей.
В течение многих лет судоходство активно развивалось. К началу XX века на реку было выпущено 26 пароходов. Но по волнам ходили не только торговые и грузовые корабли. В праздники на воде плавали экскурсионные суда, которые имели целью ознакомить всех желающих с памятниками местной природы.
Поблагодарить казаков можно не только за старт судоходного дела в этом бассейне, но и за введение названия, которым современники пользуются до сих пор. Впоследствии переселений местное имя «Енэсесь» стало звучать на русском языке как «Енисей».
Главный миф города
Первый порт на Енисее был построен уже под руководством новой, советской власти. Стоянка для кораблей расположилась в поселке Игарка.
История этого населенного пункта очень тесно связана с водой. Благодаря этой стихии городок и название получил. По одной из версий, свое имя эта земля обрела в честь пролива, на котором расположена.
Водоем, в свою очередь, назван по имени местного рыболова Егора Ширяева. Мужчина имел славу искусного охотника и человека удачи. Соседи с любовью называли мужика Игарка. Чтобы слава о ловком рыбаке жила и дальше, его прозвищем назвали пролив. И хотя документальных подтверждений этой версии нет, местные очень любят эту легенду.
Эта земля впервые появилась на карте в 1725 году. Подробно нарисовали пролив экспедиторы Фёдор Минин и Харитон Лаптев в 1740-м. В тот период на территории было только несколько дворов.
Путь к известности
Более 150 лет спустя, а именно в 1876 году, человечество начало осваивать Северные морские пути. Корабли, что прибывали, выгружали товар прямо на берег, который в то время служил как импровизированный порт на Енисее. Кроме того, что места, где швартовались судна были малопригодны для транспортировки груза, так еще и эти операции происходили на разных территориях. Нередко при передаче товар терялся в воде. Были случаи, когда капитаны, так и не дождавшись речных караванов и барж, отплывали.
Сооружение порта, который мог бы принимать разные корабли, было необходимо. В 1923 году предприняли первые попытки для воплощения замысла. Сначала пристань пытались организовать в Усть-Порту. В ходе эксплуатации моряки поняли, что это место было неудобным.
Позже планировали начать работы в Ангутинской протоке. Но эти замыслы разбил капитан парохода «Тобол» П. Ф. Очеретько, предложивший строить северный порт на Енисее в Игарской протоке.
От поселка до общегосударственной пристани
Это решение не было спонтанным. Моряк хорошо знал эти воды и предварительно измерил глубину. Результаты, которые он получил, были отправлены в "Сибводпуть".
Далее к работе приступили инженеры. Они долго исследовали пролив и дали положительные отзывы. Детально изучив будущий проект, специалисты позволили строиться вблизи от города Игарка.
15 июня 1929 года власти дали официальное разрешение на сооружение. Проект входил в план советской пятилетки, которая выпадала на 1928-1932 годы. Так был поставлен первый крупный лесоэкспортный порт на Енисее.
После старта строительных работ увеличилось количество населения. Уже в 1931 году число жителей достигло 3000. Именно тогда пункту дали статус города. Для развития новых районов на эти земли направляли политических, военных и других заключенных. Именно их силами строились новые объекты. Пристань работала активно, с каждым годом объем перевозок увеличивался. Суда из более чем 20 различных стран швартовались на этом берегу. Тогда город порт на Енисее получил славу морских ворот, ведущих в Европу.
Период упадка
Несмотря на то что пристань стартовала как лесоэкспортный объект, в СССР были на эту территорию грандиозные планы. В 1956 году власти разрабатывали масштабный план по реконструкции города. Этот пункт должен был стать не только морским центром, а и промышленным.
В 1962 году в Игарке случилось несчастье. Ужасный пожар сжег сотни зданий дотла. Тем не менее все было восстановлено с нуля.
На территории города работали десятки заводов по обработке древесины. Их продукция привлекала еще больше иностранных судов. В лучшие времена морской порт на Енисее мог сразу принять около 25 больших грузовых кораблей. Остальную часть продукции отправляли сплавом по течению.
По объему работы Игарка уступала только другому судоходного городу - Архангельску.
Сейчас обороты этого пункта свернулись. На 2015 год численность населения едва достигает 5000, тогда как в 1989 году эта цифра составляла почти 20 000.
Несмотря на это, Игарка может заинтересовать туристов.
Пункт паломничества
Заглянуть за кулисы времени поможет Музей вечной мерзлоты, который расположен в Красноярском крае. Это единственный в мире комплекс, обладающий подземельем в толще вечномерзлого грунта.
Еще в 1930 годах на территории, где сегодня расположен комплекс, стояла научная лаборатория. Много лет спустя, а именно 19 марта 1965 года, один из залов центра был открыт для публичного посещения. Произошло это по инициативе доктора минералогических наук Александра Пчелинцева.
Изюминкой комплекса являются не только его экспонаты, а и способ их представления. Все залы находятся на глубине 14 метров. При этом температура воздуха колеблется от -5 до -60 градусов. Срезы стен - это законсервированные послания из прошлого. Они идеально сохранили листья и деревья, которые росли на земле около 50 000 лет назад.
Порт на Енисее с Музеем вечной мерзлоты может также поведать об истории родного края. Как на этой земле появились первые люди, каким образом строились колонии, как возникла одна из величайших пристаней, могут подробно рассказать экскурсоводы. Есть экспонаты, что поведают о печальной истории репрессий и политических преследований в городе.
Турист, который посещает этот музей, имеет возможность прикоснуться к далекому прошлому.