Как и зачем использовать адрес массовой регистрации?
Одним из наиболее значимых критериев хорошего юридического адреса является его массовость. Что это такое и чем грозит адрес массовой регистрации предприятия? Зачем создаются такие адреса и есть ли шанс уберечься от подобной напасти.
Определение
Само понятие «адрес массовой регистрации» применяется к юридическим адресам, по которым официально зарегистрировано 10 и более юрлиц. Существует также термин и обратный этому — «немассовый адрес» — такой, который использовался для регистрации менее чем десятью компаниями. Поскольку современная деловая жизнь развивается довольно бурно, то и адресов с зарегистрированными там большим количеством организаций «пруд пруди». Например, это могут быть разнообразные офисные комплексы и бизнес-центры.
На самом деле, может показаться, что в этом нет ничего страшного. Однако, на практике все выглядит вовсе не так безобидно. Сегодня на просторах интернета можно встретить огромное количество разнообразных предложений касательно продажи юрадреса. Варианты предлагаются самые разнообразные — от действительной аренды одного квадратного метра реально существующего офиса с обязательством в кратчайшие сроки передавать вам всю приходящую на ваше имя корреспонденцию, до откровенного предложения поддельных документов. Вот тут-то и начинаются проблемы. Последним способом чаще всего пользуются фирмы-однодневки, сотрудничество с которыми крайне опасно.
История появления
До того как в России был создан Единый госреестр юрлиц, а, точнее, до июля 2002 года, регистрацию юридических лиц проводили самые разные органы. При этом в некоторых регионах страны для регистрации требовали предоставить сведения о так называемом «юридическом адресе» хотя законодательно подобное требование никак не подтверждалось, а подобный термин вообще не закреплен никакими нормативными актами. Для доказательства фактического местонахождения в отдельных регионах также требовалось предоставить документы, подтверждающие право организации находиться по конкретному адресу: договор аренды, свидетельство на право собственности и так далее. Несмотря на то что подобные требования были ничем не обоснованы, такая практика прочно вошла в обиход и сохранилась по сей день.
Со временем сложилась порочная практика, когда при государственной регистрации фирмы, заявители, не желающие показывать фактическое местонахождение своего предприятия или просто не нуждающиеся в содержании офиса, просто вписывают в документы адрес, предоставленный им посредником-регистратором.
В результате подобных действий в поле зрения налоговой инспекции оказался большой перечень предприятий, имеющих одинаковый адрес регистрации. Таким образом в нашу жизнь и вошло понятие «адрес массовой регистрации». В результате в начале 2006 года Московская ФНС разослала по банковским и кредитным организациям некий «черный список» с рекомендациями проявить осмотрительность при открытии счетов подобным предприятиям. Сделано это было в рамках борьбы с фирмами-однодневками, но такой «черный список» существует и сегодня, правда, изменения в него вносятся постоянно.
Проверка
Сегодня каждый желающий может проверить зарегистрировано ли местоположение фирмы как адрес массовой регистрации. ФНС предлагает сделать это открыто, прямо на своем сайте. Сразу можно сказать, что в этот список не вносят адреса, по которым официально располагаются бизнес-центры, крупные офисные комплексы или большие админздания. Ясное дело, что по таким адресам просто не может быть зарегистрировано мало предприятий, ведь сама цель их существования заключается в том, чтобы сдавать помещения в аренду под офисы различных компаний.
Где проверить адрес на «массовость»
Итак, вы хотите отследить фирму, имеющую, на ваш взгляд, адрес массовой регистрации. Проверить это очень просто: заходим на сайт https://service.nalog.ru/addrfind.do и в открывшемся окне выбираем нужные нам параметры:
- регион — выбираем нужное из выпадающего списка;
- район;
- город;
- населенный пункт;
- улица;
- дом.
Далее решаем несложную цифровую капчу и жмем кнопку «Найти». В следующем окошке вы увидите количество организаций, зарегистрированных по выбранному вами адресу.
Сервис абсолютно бесплатен и доступен любому желающему. Что немаловажно, информация там обновляется довольно регулярно, это гарантирует получение более-менее актуальных сведений.
Признаки недостоверности
А так ли страшно обнаружить адрес массовой регистрации? Само по себе — нет, гораздо важнее при выборе делового партнера обнаружить признаки недостоверности его юридического адреса. Сделать это можно, опираясь на такие критерии:
- местоположение фирмы значится не только как адрес массовой регистрации физических лиц (ИП), а также предприятий иных форм собственности, но и связь с большинством из них оказывается невозможной; например, корреспонденция, отправленная по такому адресу, возвращается с пометками «адресат выбыл» или «за истечением срока хранения»;
- такой адрес не существует в реальности или здание, ранее там находившееся, разрушено;
- фактически адрес является условным, например, он присвоен неоконченному строительному объекту;
- по указанному адресу находятся органы госвласти, воинские части, консульства, диппредставительства и т. д.;
- есть официальное заявление собственника, где он запрещает регистрацию юрлиц по адресу указанного объекта недвижимости.
Если выяснено хотя бы одно из перечисленных обстоятельств, а заявитель не представил в органы регистрации иных документов, подтверждающих возможность связаться с ним по такому адресу, то он будет признан недостоверным. В таком случае судом может быть принято решение о ликвидации такого предприятия.
Риск использования купленного адреса
Что же может грозить предприятию, купившему адрес массовой регистрации. Последствия могут оказаться разнообразными, все зависит от честности намерений сторон, заключивших сделку.
К негативным последствиям можно отнести такие:
- пакет документов на аренду офиса или другого объекта недвижимости может оказаться поддельным, а само помещение вообще не существующим;
- можно получить отказ в регистрации если будет доказано, что местоположение фирмы является адресом массовой регистрации и находится в «черном списке» налоговой службы; правда, законность такого отказа весьма сомнительна, но ведь в таких случаях особо и не поспоришь;
- иногда могут возникать сложности с открытием расчетного счета, правда, законных оснований на это также не имеется, но кто захочет иметь конфликт с банком, где собирается обслуживаться;
- сложности с получением корреспонденции; если письмо из ФНС не попадет к получателю, зарегистрированному по такому адресу, а вернется обратно — это может стать негласным основанием для личного посещения налоговиками офиса компании с внезапной проверкой; а ежели сделать это не удастся — фирма может быть ликвидирована судом по инициативе ФНС;
- если по адресу, указанному при регистрации, сотрудники налоговой или органов внутренних дел (по заданию ФНС) предприятия на самом деле не обнаружат — это может служить основание для зачисления компании в ранг фирм-однодневок; следом за этим подоспеет отказ в вычете по НДС и к другие неприятные «сюрпризы» для ее контрагентов.
Так что, хотя определение юрадреса, как и понятие, собственно, «массовости» никак не закреплено законодательно, если вы получили адрес массовой регистрации — налоговая, скорее всего, будет иметь к вам несколько вопросов.
Черный список ФНС
Как было сказано выше, последствия попадания адреса регистрации предприятия в немилость ФНС могут быть самыми разными. Хотя такое поведение налоговиков не подкреплено никакими законами, на практике столкнуться с ним рискуют все те, чей юридический адрес зафиксирован как массовый и попал в «черный список».
Как с этим бороться? Честно говоря — никак. Придется или договариваться с налоговой и попытаться доказать инспектору, что ваше предприятие действительно находится там, где зарегистрировано либо просто сменить адрес на немассовый.
Заключение
Несмотря на то что некоторый повод для беспокойства все же существует, не стоит записывать в «массовые» все адреса, где зарегистрировано большое количество предприятий. На самом деле лучше просто все тщательно проверить и постараться избегать таких адресов, где при довольно маленькой площади зарегистрировано несметное число организаций.