"Тотлебен" (форт): история, фото, расположение
В память о талантливом военном инженере, идеи которого открыли новую эру в фортификационном искусстве, графе Эдуарде Ивановиче Тотлебене (1818-1884) были названы два форта. Высказанные им концепции шли вразрез с общепринятым направлением в этой области военного искусства, а приобретенный опыт в Крымской и Восточной кампаниях позволил строить оборонительные сооружения лучшие на тот момент по фортификационным показателям.
Полный карт-бланш
Первое укрепление, носящее имя «Тотлебен», – форт в Керченской крепости. Эдуард Иванович, занявший в 1859 году пост директора инженерного департамента военного ведомства, в деле строительства Керченской крепости пользовался полным доверием и поддержкой Александра II. В 1872 году работы по отделке сооружения были закончены и полностью удовлетворили царя, наезжавшего туда с инспекцией. И поэтому главное укрепление крепости получило по распоряжению Александра II имя «Тотлебен». Форт находится в самой узкой части Керченского пролива, на мысе АК-Бурун.
Чудо военной инженерии
Сама крепость была построена в обход Парижского мирного договора 1856 года, запрещающего России иметь военный флот и береговые укрепления. А своеобразный донжон, или крепость в крепости, получил название «Тотлебен». Форт соединяется с самим строением самым длинным 600 метровым тоннелем.
Как добраться
В этом месте находится самая высокая точка Крыма – 110 метров, на которой расположен памятник гению военной инженерии, названный в его честь «Тотлебен». Форт прикрывал береговые батареи со стороны материка. Крепость «Керчь» находится сейчас не в лучшем состоянии – она заброшена. Но на территории объекта групповые экскурсии проводятся регулярно. Сейчас общественным транспортом добираться до него непросто – маршруткой №6, отходящей с центрального автовокзала, нужно доехать до остановки «Деревообрабатывающий филиал». Дальше – только пешком. Подробных указателей нет – ориентировка по навигатору или путем опроса местных жителей. Собственным транспортом нужно ехать до конца Таманской улицы, переходящей в Колхозную, последней точкой которой является крепость.
Один из фортов Кронштадта
Один из объектов оборонительной системы Кронштадта тоже носит имя Э. И. Тотлебена. К возведению этой крепости приступили после окончания строительства цитадели на Черном море (1872 год). В 1879 году начинается осуществление проекта, основой которого были два насыпных острова – основы для двух фортов, вынесенных за береговую линию.
Все включено
Форт «Тотлебен» (фото прилагается) имел форму буквы «С». Лицевой частью он был развернут к западу – вечному врагу России. Фронтальная часть, состоящая из трех секторов, и два закругленных фланга вместе достигали в длину 700 метров, ширина сооружения равнялась 50 метрам.
При его возведении был учтен печальный опыт русско-японской войны и серьезных изменений в артиллерии. «Тотлебен» являл собой военный городок, обеспеченный всем необходимым с учетом ведения современной войны. Интересен тот факт, как царское правительство опекало своих солдат. На территории форта имелась система опреснения воды и ее очистки, 6 дизельных генераторов, канализация и водопровод, благоустроенные казармы на 800 человек и офицерский корпус, больница и аптека, хлебопекарня и церковь, синематограф и библиотека, бани, склады и ледник, телеграф и телефонная станция. С тыльной стороны имелась гавань для подхода судов, вдоль которой проходила улица.
Безжалостное время
Чудом инженерной мысли являлся форт «Тотлебен». История дальнейшего существования этого дорогостоящего и интересного объекта безрадостна. После революции ему было присвоено новое название «Первомайский». Справедливости ради необходимо отметить, что в 1923 году 10-ти дюймовые орудия были заменены на снятые с крейсера «Рюрик», их дальнобойность повысилась с бывших 18 до 20 км. Систематически проводились ремонты.
Активное участие форт принимал в советско-финской войне. Последняя модернизация была проведена в 1950-1954 годах. Дальше все пошло под откос – в 1955 г. был расформирован гарнизон и снята артиллерия, в 1957-ом форт снят со всех видов учета, а с 1958 года когда-то мощное фортификационное сооружение стоит пустым и заброшенным.
Безнаказанный вандализм
Ничего не поменялось, когда «Тотлебен» был взят на баланс исполкома Ленсовета и в 1990 году вошел в список ЮНЕСКО. Хорошие дни вернулись, когда с 90-х годов прошлого века за объектом стал присматривать реставратор и художник из Санкт-Петербурга Владимир Ткаченко, который стал комендантом-добровольцем. Он не на словах, а на деле вычистил, отремонтировал и обустроил форт «Тотлебен». Как добраться сюда? Этот вопрос не стоял перед варварами, пришедшими по льду зимой 2008 года. Все труды В. Ткаченко были уничтожены, все было искорежено, сожжено и разграблено. И куда смотрели сотрудники опорного пункта МЧС, размещенного здесь в 1999 году?
Летние экскурсии по Финскому заливу
Сейчас за объектом присматривают отряды добровольцев и поисково-спасательные подразделения «Берег». Посетить форт без специального разрешения и документов нельзя, однако в составе экскурсии можно. Что это за организованные посещения? Осуществляются они только в летнее время, заказ можно сделать по телефону, имеющемуся в справочниках.
Организаторами предоставляется возможность осмотреть несколько подобных объектов Финского залива, а не только форт «Тотлебен». Экскурсия предусматривает посещение следующих пунктов – «Первый Южный», форты «Александр I», «Милютин», «Обручев» и «Тотлебен».
Зимой все проще. Как было отмечено выше, добраться можно по льду Финского залива, было бы разрешение посетить форт «Тотлебен». Как добраться летом? Только в составе экскурсии. Самостоятельное прибытие на катерах и лодках строго запрещено, потому что риск для жизни слишком велик. Разумеется, есть много охотников независимо посетить форт, а также существуют владельцы катеров, готовые за соответствующую мзду нарушить постановления.