Чак Шульдинер: биография

Будущая легенда Чак Шульдинер родился в 1967 году в семье учителей. При рождении он получил имя Чарльз. Чак - это его псевдоним, который сначала был в ходу у его друзей, а позже закрепился за фронтменом в годы существования Death.

Детство

Музыка стала той стихией, которой Чак Шульдинер увлекся с самых ранних лет. Первая гитара у него появилась всего лишь на десятом году жизни. Сначала Чак учился на классическом инструменте. Однако он был сразу же отброшен, когда родители купили электрическую гитару. Будущий музыкант учился играть в свободное от школы время. Еще в подростковом возрасте он проявил лидерские качества, пытаясь собрать свои первые коллективы.

Музыкальные вкусы Чака формировались под влиянием возникшей тогда британской волны хэви-метала, а также первых трэш-метал групп. Его кумирами были Iron Maiden, а также Venom. Первым альбомом, который купил Чак, был Destroyer записанный Kiss.

Помимо этого, юноша увлекался и другими жанрами: классической академической музыкой и джазом. Этот интерес ему привила мать. Такая палитра вкусов позже сыграет свою роль в композиторской деятельности основателя Death.

Страсть к музыке, которую испытывал Чак Шульдинер, не способствовала интересу к учебе, даже несмотря на то, что подросток был способным учеником. В школе его привлекали микроскопы и все, что связано с наукой. Позже, в 1995 году, в интервью он признался, что если бы не начал играть на гитаре, то стал бы ветеринаром или поваром.

Mantas и первые демо

В 1983 году шестнадцатилетний Чак Шульдинер основал свою первую группу. Она получила название Mantas. Это был псевдоним гитариста британской группы Venom. Песни этого коллектива стали первым репертуаром, который Чак играл с друзьями. Почти сразу же молодые ребята начали писать и свой собственный материал.

Под вывеской Mantas в новом 1984 году вышла единственная демо-запись Death by Metal. Это был тяжелый материал, который равнял новую группу с культовыми Possessed, которые в это время играли в клубах Сан-Франциско. Однако во Флориде, где начинали Mantas, такая музыка не снискала популярности.

Сам Чак Шульдинер вспоминал, что на группу смотрели свысока и с презрением. Причиной тому было плохое качество записи. Так как у музыкантов не было контракта с лейблом, то и в студии они записаться не могли. Из-за этого группу будоражили конфликты, и в конце концов она распалась. Это произошло в конце 1984 года.

Однако Чак не сдался и создал новую группу, которую коротко назвал Death, то есть «Смерть». Первое демо, выпущенное группой, было названо Reign of Terror. Все было записано за несколько часов в музыкальном магазине, вернее, в его служебном помещении.

В книге Death Metal Music: The Passion and Politics of a Subculture, которая вышла в 2003 году, двадцать лет спустя, демо Reign of Terror было названо «одним из столпов жанра». Это подтвердит любой поклонник этой музыки.

Дебютный альбом

Однако до настоящего признания было еще далеко. Чаку пришлось потрудиться еще несколько лет для того, чтобы получить возможность записать настоящий альбом. Следующая демо-запись Mutilation была замечена агентами лейбла Combat Records.

Группе был предложен контракт, который подписал Чак Шульдинер. Отзывы о новом альбоме, вышедшем в 1987 году, были восторженными. Это была музыка, которую прежде никто не играл. Быстрый темп, интересная мелодика, дисторшн, а также гроул (рык) Шульдинера - все это стало признаками нового жанра. Еще никто не играл так брутально, даже Slayer, которые тогда считались самыми «тяжелыми».

Однако революционность заключалась не только в музыке. Отличительной особенностью группы стали ее тексты и образы. Песни были посвящены мертвецам, болезням и всему тому, что связано с загробной жизнью. Собственно, название Death символизировало эту тематику как нельзя лучше.

Время показало, что дебютный альбом Scream Bloody Gore стал настоящим культом для тогдашней молодежи. Такие песни, как Evil Dead и Mutilation превратились в гимны нового движения. Очень скоро появились похожие группы, которые копировали стилистику Чака. Уже в 90-е годы появился термин death metal, которым стали описывать этот жанр музыки. Название было взято в честь группы Шульдинера, где он на протяжении всех лет был единственным постоянным участником.

Leprosy и Spiritual Healing

Очень скоро концертные площадки Америки узнали, что такое Death. Чак Шульдинер тут же написал новые песни для своих выступлений. Среди них был хит группы Pull the Plug. Эта песня стала постоянным номером в сет-листах группы до самого ее распада.

Новый материал был записан в студии в Тампе в 1988 году. Он походил на дебютник и прогремел в андеграунде с таким же успехом. Название Leprosy переводится как «лепра». Это средневековое заболевание, поражавшее кожу человека смертоносными язвами. На обложке пластинки была изображена жертва этой напасти, одетая в тюрбан. Оригинальные обложки Death стали еще одной отличительной чертой группы.

На третьем альбоме Spiritual Healing, выпущенном в 1990 году, песни стали длиннее и сложнее по структуре, хотя звучание осталось прежним. Чак старательно искал новый формат для своего детища.

Оформление альбомов и отношение к религии

Кроме всего прочего, Чак придумал и логотип Death. Это была надпись на латинице, которая также содержала косу и череп. Оба этих символа ассоциировались со смертью, и такая метафора была вполне понятна. Другой знак в логотипе – буква t, изображенная в виде перевернутого креста. Как известно, это был символ сатанистов.

Когда разгневанная религиозная общественность и поклонники обратили на это внимание, Чак убрал крест из логотипа. Сам музыкант объяснял свой поступок тем, что совершенно не хотел ассоциироваться с сатанистами. По его словам, вера в Бога или ее отсутствие – все это слишком личное дело каждого отдельного человека, чтобы это можно было затрагивать в творчестве и песнях. И действительно, в текстах Death нет никаких отсылок к религии, а уж тем более попыток кого-то оскорбить.

Вообще имидж металистов, сложившийся в обществе, был ошибочным, как считал Чак Шульдинер. Биография музыканта скажет лучше всего остального – это был человек с самым добродушным и светлым характером. Ему были чужды злоба и другие недостатки, которые многие окружающие приписывали ему из-за его музыки.

Композиторская эволюция

1991 год. Четвертый альбом Human стал тем поворотом, к которому стремился Чак Шульдинер. Гаммы на этой пластинке сильно изменились. Музыка получила элементы джаза. Тексты песен резко сменили свою направленность со смерти на внутренние человеческие переживания и конфликты с окружающим миром. Это была поэтика совершенно нового, взрослого уровня. Эта тенденция продолжилась в 1993 году, когда вышел альбом Individual Thought Patterns.

Symbolic

Шестой альбом большинством поклонников и музыкальных журналистов считается лучшим в дискографии Чака. Каждая нота музыкальных партий здесь имеет свое настроение. Звучание с яростного и подвального изменилось на глубокое и более мягкое. Простые мелодии сменились на многоярусную композиторскую структуру. Шел 1995 год. Казалось, что Death больше некуда развиваться, настолько уникальной была проделанная Чаком над альбомом работа.

Лирический клубок пластинки запутан и неоднозначен. Заглавная песня повествует о потере человеческой невинности. 1,000 Eyes рассказывает о мании преследования. Тексты песен носят и универсальный смысл, каждый слушатель мог понимать их по-своему. Именно так объяснял свой поэтический мир Чак Шульдинер. Цитаты из его интервью расхватывались многочисленными журналами, которые пытались выудить у музыканта истинный смысл его песен.

Композиция Misanthrope затрагивает тему внеземных цивилизаций. Сам Чак верил, что они существуют, о чем говорил в одном из разговоров с чешскими репортерами. Как и многие дети его поколения, он в этом возрасте не мог оторвать глаз от фантастических фильмов. Однако его любимой кинолентой была картина «Волшебник страны Оз».

The Sound of Perseverance

Лебединая песня Death появилась в 1998 году. Альбом The Sound of Perseverance стал самым технически сложным за всю дискографию. Гитара Чака Шульдинера могла несколько раз кардинально изменить темп и мелодику за одну песню. Эта музыка имела мало общего с дебютными песнями Death.

Настоящим бриллиантом стала инструментальная композиция Voice of Soul, которая многими поклонниками считается зенитом творчества музыканта. Бонусом к альбому был записан кавер на песню Judas Priset «Painkiller». Шульдинер отдал дань уважения легендарной группе, удивительным и непривычным образом исполнив партии Роба Хэлфорда.

Болезнь

В 1999 году у Чака появились неестественные боли в районе затылка. Сперва музыкант обратился к терапевту. Тот провел необходимые анализы и не обнаружил защемления нерва, что сначала считалось причиной болевых ощущений. Стало ясно, что дело в чем-то более серьезном.

Магнитно-резонансная томография показала, что у Чака опухоль мозга. Срочно были назначены курсы лучевой терапии. По их завершении врачи заявили, что опухоль благополучно отмерла. В январе 2000 года Чаку провели дополнительную операцию, в ходе которой вырезали остатки злокачественного образования. Казалось, что все позади, и музыкант вернулся к своей привычной деятельности.

"Хрупкое искусство бытия"

Еще в 1996 году появилась новая группа, которую основал Чак Шульдинер. Рост его композиторских навыков привел его к мысли, что рамки Death слишком узки для его новой идеи. Поэтому он собрал новый состав музыкантов, с которым записал альбом, еще более отличавшийся от его прошлого творчества.

Коллектив получил название Control Denied, а пластинка – The Fragile Art of Existence ("Хрупкое искусство бытия"). Она вышла в 1999 году. Музыка Control Denied сильно отличалась от Death. Она оказалась логическим продолжением того движения, которое началось на Symbolic.

Это был прогрессивный метал с многочисленными отсылками к другим жанрам, ломаным ритмом и темпом. Шульдинер выступил на пластинке только в качестве гитариста и основного композитора. К микрофону встал его друг Тим Аймар, исполнивший свои партии чистым голосом, который также не был свойственен Death.

Смерть

Однако это был последний альбом, который записал Чак Шульдинер. Фото музыканта перестали появляться в печати, он не выходил из дома. Весной 2001 года боли в голове возобновились, а врачи сообщили, что рак вернулся. Семья Чака была денежно истощена из-за последних операций. Поклонники начали спешно собирать деньги, однако было уже поздно.

Из-за сильнодействующих медикаментов организм музыканта был фатально ослаблен, его иммунитет серьезно пострадал. Когда осенью он заболел пневмонией, здоровье просто не выдержало такого удара. Чак скончался 13 декабря, за пару недель до нового 2002 года.

Жизнь после смерти

Наследие музыканта, в первую очередь в рамках группы Death, имеет колоссальное значение и сегодня, спустя чуть больше десятка лет. Дэт-метал продолжает развиваться, многие новаторские идеи композитора, воплощенные на последних альбомах, стали почвой для новых групп. Сейчас это явление сформировалось в новые жанры – технический дэт-метал, брутальный дэт-метал, джаз дэт-метал и т. д.

Для тысяч музыкантов и миллионов поклонников Чак Шульдинер стал культовой фигурой. Его короткая, но продуктивная жизнь остается объектом интереса меломанов и исследователей.

Конечно, группа Death перестала существовать со смертью Чака. Однако многочисленные музыканты, в разные годы сотрудничащие с Шульдинером, периодически собираются вместе на ретроспективных концертах. Деньги от этих мероприятий идут на счета специального фонда, который был основан семьей Чака для помощи больным раком.

Комментарии