Юрий Завадский: биография, личная жизнь, фильмография. Завадский Юрий Александрович — народный артист СССР

Юрий Завадский родился не в потомственной дворянской семье, его отец, служа добросовестно, получил чин коллежского асессора, который давал право на дворянство.

Александр Францевич обладал великолепным басом - его даже приглашали на сцену Большого театра, но он предпочел надежную службу чиновника, а пел дома на семейных концертах. Аккомпанировала ему мать будущего знаменитого режиссера, бывшая студентка Московской консерватории.

Счастливое детство и юность

Семья была интеллигентной, дружной и весьма обеспеченной – жили в центре Москвы в большой квартире деда. Юрий Завадский родился в 1894 году. Детей в семье было трое, их обожали и баловали, а его особенно – мальчик рос красивым и смышленым. Некоторые современники утверждали, что он так и остался избалованным непосредственным и восторженным 10-летним ребенком. Наверное, это пристрастное мнение. Учился Юрий Александрович в лучшей Московской гимназии - в 9-ой. Мальчик был щедро одарен – прекрасно рисовал, имел кроме блестящей внешности артистические данные, хорошо ему давались языки – после окончания гимназии он отлично владел французским и английским языками. В это же время он четко определился с увлечениями: ими стали рисование и драматический кружок.

Сплетни и характеристики

Всю жизнь Юрий Завадский беззаветно любил литературу, некоторые утверждают, что в книги он влюблялся так же страстно, как в женщин, но оставался им более верным. Вообще надо отметить, что о нем, как ни о ком другом, ходило очень много легенд и сплетен – это лишь служит подтверждением тому, что личностью он был яркой и популярной. Никогда не сплетничают о тех, кому не завидуют.

Но были и меткие характеристики, в основном они принадлежали Фаине Раневской, которая, как равная ему талантом и человек, искренне его уважавший, женщина невероятно остроумная и мудрая, могла позволить себе даже злой отзыв. Ей принадлежит фраза о том, что родился Юрий Завадский в енотовой шубе. И действительно, он был баловнем судьбы. Ей же принадлежит отзыв на его статью «Я – коммунист», опубликованную в одной из центральных газет. Она поставила знак равенства между этим заявлением гениального режиссера и собой, вышедшей на балкон, поднявшей к небу руки и прокричавшей «Я – космонавт». Зная ее острый язык и ее к нему внимание, Юрий Александрович часто интересовался – «Ну, что там сказала обо мне Фаина?»

Увлечения молодости

Поступив в Московский университет на факультет юриспруденции, он, в принципе, занимался очень многим, только не ею. В эти годы он подружился с Павлом Антокольским, знакомым почти со всеми видными и интересными представителями искусства Москвы.

Это Павел Григорьевич познакомил его с Мариной Цветаевой и привел в студию Вахтангова, правда, в качестве художника-оформителя. И там, и там обаятельный красавец не остался незамеченным – М. Цветаева в него влюбилась, а в студии Вахтангова он спустя время получил свою первую роль. Неспособному на долгое увлечение Завадскому поэтесса посвятила цикл стихов под названием «Комедьянт». Это ей принадлежит сакраментальная фраза, которую повторяли потом многие оставленные женщины - «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…»

Неотразимый красавец

Юрий Завадский и Марина Цветаева познакомились в 1918 году. Она не могла не увлекаться, причем восторженно до самозабвения, а потом это чувство истекало стихами. А тут такая красота – обаятельный, высокий, элегантный, она усмотрела в нем античность, а седая прядь в золотых кудрях в столь молодом возрасте сводила с ума и менее восторженных женщин.

Облысевший, он тоже был неотразим, и в совершенстве пользовался своим даром обольщать и очаровывать, а элегантность и умение одеваться он сохранил до последних дней – в 70-летнем возрасте он прекрасно выглядел в джинсовом костюме, которых в Москве были единицы.
14 прекрасных стихотворений о любви всемирно известная поэтесса посвятила Ю. Завадскому, прикрепив его имя к Серебрянному веку. Собственно, в студии Евгения Вахтангова родилась и ее любовь к театру и под впечатлением пережитого в этих стенах она написала ряд пьес, которые, по утверждению некоторых, были посвящены Ю. Завадскому.

Он еще и талантлив!

Первая крупная роль старика Антония сразу же сделала Ю. Завадского любимцем театральной Москвы. Пьеса М. Метерлинка «Чудо святого Антония» во второй редакции, сделанной Евгением Вахтанговым совместно с Ю. Завадским, в которой явно просматривался трагический подтекст, стала началом не только актерской, но и режиссерской карьеры. Как художник и режиссер Завадский Юрий Александрович попробовал себя в пьесе П. Антокольского «Обручение во сне». А потом пришла слава, граничащая с поклонением. В 1933 году он играет Калафа в «Принцессе Турандот» в постановке Евгения Вахтангова. Своей игрой он убедил скептиков в несомненном наличии у себя актерского таланта. А популярность у зрителей была такова, что изображение его в роли Калафа появились на спичечных коробках и фантиках конфет.

Театр, и только театр

Им уже был сделан выбор между театром и живописью, хотя он подавал надежды, и художники приглашали студента школы П. И. Келина принять участие в их выставках. В 1922 году умирает его любимый учитель Евгений Вахтангов, и Завадский Юрий Александрович избирается творческим коллективом 3-й студии МХАТ (студия Вахтангова) членом художественного совета. Но уже признанного артиста всегда влекла режиссерская и педагогическая деятельность.

Начало режиссерской деятельности

И в 1924 году он ставит свой первый спектакль по «Женитьбе» Н. В. Гоголя. Он работал над ним с таким восторгом и самоотдачей и так был доволен результатом, что много лет спустя, почти перед смертью, называл его своей лучшей постановкой. А ведь к тому времени он был награжден за свои спектакли высшими наградами Родины. Их было так много, что он, явно кокетничая, боялся надевать их все сразу из-за тяжести. Его постановочные работы знают все, кто хоть как-то интересовался театром. А его актерские роли тех времен - Чацкий и граф Альмавива - вошли в золотой фонд советской театральной школы. Роли его всегда были отточены до мелочей, в них всегда присутствовала тонкая ирония и позаимствованный у Вахтангова четкий внешний рисунок.

Гениальный педагог

В год его режиссерского дебюта он открывает собственную студию, ставшую с 1927 года театром-студией, которой руководил до 1936 года. Фамилии его учеников знают все - это театральные кумиры В. П. Марецкая и Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов и П. В. Массальский. У Ю.А. (эта его неизменное прозвище) был свой театр, но не было большой сцены, о которой он мечтал. В 1932 году ему предлагают возглавить Театр Советской Армии, в котором он работал до 1935 года, не покидая своей студии. А в 1936 году Юрия Александровича вместе с его театром отправляют в Ростов-на-Дону возглавить только что построенный, современный, внешне похожий на трактор, театр с такой огромной сценой и плохой акустикой, что работать в нем было очень трудно. Но Юрий Александрович справлялся – здесь было поставлено несколько прекрасных и нашумевших спектаклей. Может быть, это была творческая ссылка, но она спасла его от репрессий, которые свирепствовали в Москве. Он всегда был законопослушным гражданином, но никогда не совершал поступков, идущих вразрез с его совестью. В 1940 году театр возвращается в Москву.

Театр, ставший вторым домом

Юрий Завадский, биография которого с этого года была неразрывно связана с театром Моссовета, занял пост главного режиссера и оставался в этом храме искусства до конца своих дней. С ним вместе сюда перешли и любимые ученики. За постановки на сцене этого театра, такие как «Маскарад» и «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому, он удостаивался правительственных наград. Кроме полученных званий Героя Соцтруда, Народного артиста, профессора, он был лауреатом Ленинской и двух Сталинских премий. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя Красного Знамени и многими медалями.

Смысл жизни - театр

Титулованный Завадский Юрий Александрович, личная жизнь которого обсуждалась непрерывно, женщинами был любим невероятно. Но семейная жизнь у него не складывалась. Во-первых, он был трудоголиком, театр он любил больше всего на свете, а во-вторых, на долгие привязанности он не был способен, они его тяготили. Его верная легендарная домработница Васена, известная всей театральной Москве, так характеризовала Завадского – «прохладный он у нас». От многих подруг уходил он сам, первая жена Анисимова-Вульф не выдержала бесконечных измен и ушла сама, хотя потом 40 лет была его верной помощницей. Правда, официально они не были расписаны, как с В. Марецкой и Г. Улановой. Недолгим был и его первый официальный брак - очень скоро ушел от В. Марецкой и маленького сына непостоянный Юрий Завадский. Жены, как правило, на него не обижались, и дальше с ним их связывали дружеские и творческие отношения. Его сын тоже стал режиссером и тоже работал в театре Моссовета, но выйти из тени великих родителей ему не удалось. Умер он в 2006 году.

Источники информации

Своеобразным человеком и великим актером, режиссером и педагогом был Юрий Завадский. Краткая биография и фильмография его имеются в любом справочнике о советских актерах. Вернее, биография имеется, а фильмография - нет, потому что с кино у Юрия Александровича взаимоотношения не сложились. О нем самом были сняты два документальных фильма – «Дома у Ю. А. Завадского» и «Юрий Завадский».

Нынешнему поколению трудно представить себе масштаб личности этого человека. Как-то Юрий Александрович хотел воспользоваться такси, а машина промчалась мимо. Буквально вся страна возмущалась этим таксистом. Существует много статей под названием «Юрий Завадский, биография». Советские актеры, режиссеры – все театральные деятели и, самое главное, зрители знали настоящую цену спектаклям этого гениального человека. Он был живой легендой и находился на недосягаемом уровне. Необходимо отметить, что Ю. А. Завадский никогда не боялся оказывать поддержку опальным актерам и режиссерам. Гонимый Анатолий Эфрос нашел приют в театре Юрия Завадского и гениально поставил спектакль с Р. Пляттом и Ф. Раневской «Дальше – тишина».

Путеводная звезда

Но везде, в любой статье об этом великом режиссере упоминается имя его второй жены. Галина Уланова и Юрий Завадский – союз этой звездной пары затмевал остальные увлечения их обоих.

Говорят, что истинной любовью Г. Улановой был И. Н. Берсенев, но брак с Ю. Завадским она не расторгла до самой его смерти. А он действительно боготворил ее всю жизнь, хотя вместе они прожили не очень долго – в эвакуации в Казахстане. После войны они уже жили порознь.

Комментарии
Очень подробно о Юрочке З. у Цветаевой в -"Повесть о Сонечке".