Дэвид Кроненберг, кинорежиссёр и сценарист: биография, творчество

Пожалуй, о фильмах ужасов известный в мире режиссер Дэвид Кроненберг знает все. Он - человек вдохновенный и творческий.

С начала своей кинематографической деятельности (1975 год) Дэвид один за другим снял девятнадцать уникальных по замыслу полнометражных фильмов, в каждом из которых дотошными кинокритиками не было замечено ни одного режиссерского штампа, унаследованного из предыдущих работ. Признанием гениальности одного из самых самобытных режиссеров независимого кино стало поручение ему возглавлять жюри Каннского кинофестиваля 1999 года.

Впрочем, рассказ о нем мы традиционно начнем с биографии.

Эмигрант в третьем поколении

Родился Дэвид Кроненберг 15.03.1943 г. в Торонто. Его дед, эмигрант в первом поколении, литовский еврей, носил фамилию Форман. Однако, приплыв в Канаду, предок сразу же поменял ее на Коненберг. Возможно, хотел обмануть судьбу? Ведь самого богатого жителя его родины звали Леопольд Кроненберг. Предприимчивый дед на новом месте создал небольшой семейный бизнес (книжную лавку), который передал отцу Дэвида. Тот, получая оход от лавки, работал также в газете «Торонто Телегамс» журналистом. Мама будущего режиссера по образованию была музыкантом. Она аккомпанировала танцорам в Канадском балете.

Учеба. Увлечение кино

После школы Дэвид Кроненберг поступил в университет родного города. Там проявилась его гуманитарная направленность. По ходу учебы студент перевелся с факультета, где изучали точные науки, на факультет английской литературы, который окончил в 1967 году.

В университете Дэвид увлекся кинематографом. Помог случай. Один из его друзей снял короткометражный фильм об однокурсниках. Кроненберг смотрел его как завороженный. Его привлекала возможность трансформации реальности при помощи кино.

Вначале он срежессировал и снял два короткометражных фильма: «Из водостока» (1967 г.) и «Перемещение» (1969 г.).

Самобытная философия творчества

Дэвид был атеистом, он не желал принять за догму божественную природу человека. Творческую личность притягивали запредельные мутации разума и тела людей. Развивая придуманное собой уникальное направление в киноискусстве, молодой режиссер, очевидно, исходил из принципа «не верь глазам своим».

Студент Дэвид Кроненберг подвергал сомнениям очевидное в знаниях о человеке, дофантазировал видимое, придавая ему загадочную и таинственную природу. Он сформулировал краеугольную идею своего будущего творчества, гласившую, что любой человек подобен ученому-безумцу, а жизнь, его окружающая, представляет собой лабораторию для экспериментов.

Адепт кино

Следующие его два короткометражных фильма - «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970) - создавались уже согласно задуманной концепции. Дэвид развивал тему мутаций человека, открытия в нем непознанных способностей, деформаций его психики. Отклонение от нормы упорно ставил в центр своего творчества начинающий канадский кинорежиссер, и это, с одной стороны, походило на безумие.

Но с другой, согласитесь, одному Богу известно, где проложена граница между гениальностью и психическим заболеванием. Еще Платон называл человеческую мысль бредом, дарованным свыше. По воспоминаниям учеников, этот древнегреческий философ сам подолгу беседовал с кем-то невидимым. Достаточно вспомнить биографии некоторых людей творчества. Ведь, по современным научным данным, психически больными признаны Достоевский (тяжелая форма эпилепсии), Гоголь (шизофрения). Периодически от безумия (это подтверждают интервью) лечится и литературный король ужасов Стивен Кинг.

Одно не вызывает сомнения: начинающий режиссер Дэвид Кроненберг создавал свои миры, причудливо отражая в кривом зеркале сценариев человеческую сущность.

Первый полнометражный фильм

1975 год знаменует новый этап творчества режиссера. На киноэкраны выходит его первый полнометражный фильм «Судороги». Дэвид Кроненберг (охота пуще неволи) накопил средства на бюджетный фильм. Его сценарий повествует о полоумном ученом-генетике, выведшем новых человеческих паразитов, влияющих на усиление половой функции человека. Он проживает на одном из жилых островов, находящихся вблизи Монреаля. Первый опыт по вживлению паразитов горе-ученый производит над своей любовницей. Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля - на острове вспыхивает целая эпидемия, превращающая добропорядочных горожан в жестоких сексуальных маньяков.

Фильмография маэстро Кроненберга

С этой не лишенной недостатков киноленты фактически берут свое начало фильмы Дэвида Кроненберга. Список их в настоящий момент, как мы уже упоминали, насчитывает девятнадцать наименований: от «Судорог» (1975) до «Звездной карты» (2014).

Однако уже в «Судорогах» он проявил себя, как настоящий режиссер. Диалоги выверены. Ощущается лейтмотив фильма: ирония. Видны старания актеров. Все, что только можно было предпринять по наращиванию качества дешевого фильма, сделал Дэвид Кроненберг. Фильмография режиссера действительно впечатляет. Как видно, после успеха первого фильма молодой режиссер не стал почивать на лаврах, а искал новые стилистические находки, оригинальные выразительные средства.

Затем последовал поиск стиля в трех последующих бюджетных картинах. И, наконец, в 1981 году творческий поиск принес автору результат. Последовала очевидная удача: фильм «Сканнеры», созданный по написанному самим режиссером сценарию, принес ему признание в мире кино. Жанр картины специалисты квалифицировали неоднозначно, называя гремучей смесью детектива, фильма ужасов, научной фантастики, шокового хоррора (сценарий повествовал о случайном создании новой человеческой расы в результате фармацевтического эксперимента).

Забегая наперед, представим полную фильмографию режиссера. О ней мы будем рассказывать далее.

№ п/п

Оригинальное название

Название в прокате

Год создания

1

Shivers

«Судороги»

1975

2

Rabid

«Бешенство»

1977

3

Fast Company

«Беспутная компания»

1979

4

The Brood

«Выводок»

1979

5

Scanners

«Сканнеры»

1981

6

Videodrome

«Видеодром»

1982

7

The Dead Zone

«Мёртвая зона»

1983

8

The Fly

«Муха»

1986

9

Dead Ringers

«Связанные насмерть»

1988

10

Naked Lunch

«Обед нагишом»

1991

11

M. Butterfly

«М. Баттерфляй»

1993

12

Crash

«Автокатастрофа»

1996

13

eXistenZ

«Экзистенция»

1999

14

Spider

«Паук»

2002

15

A History of Violence

«Оправданная жестокость»

2005

16

Eastern Promises

«Порок на экспорт»

2007

17

A Dangerous Method

«Опасный метод»

2011

18

Cosmopolis

"Cosmopolis"

2012

19

Maps to the Stars

«Звёздная карта»

2014

Фильмы 80-х. Знаковая лента «Мертвая зона»

Режиссер Дэвид Кроненбергстал узнаваем в своих работах по звучащей в них актуальной проблематике. НТР реально начала влиять на человеческую жизнь. Зрители откровенно ждали новых работ от креативного канадца примерно так же, как нынче российская читающая публика ожидает очередного романа от Виктора Пелевина. И автор их не разочаровывал. Следующая его кинолента, «Видеодром», удивила глубиной видения режиссером социальных проблем, привносимых в общество коммерческим телевидением и прессой. В глубине раскрытия проблематики просматривался почерк мастера. Кинокритика, пораженная таким уровнем предвидения, оказалась в состоянии перегруженного компьютера.

А уже в следующем году «Мертвая зона», фильм Кроненберга по роману Стивена Кинга, завоевывает два международных приза на кинофестивалях. Критика называет эту киноработу лучшим фильмом ужасов 1984 года. Кратко изложим сюжет этого замечательного произведения. Преподаватель начальных классов Джонни Смит, житель штата Мэн, попадает в тяжелую автокатастрофу. Он пребывает в коме пять лет. Наконец, придя в себя, Смит обнаруживает в себе Дар: будущее других людей представляется ему четко и понятно.

Медсестре, ухаживавшей за ним, Джонни указывает на смертельную опасность, угрожающую ее дочери. Немедленно вернувшейся домой матери удается спасти ребенка от пожара.

Смит психически не готов к такому своему преображению. Лечащий врач подозревает усугубившееся психическое расстройство, он осматривает больного, тот берет его за руку... и видит прошлое. Он видит войну, молодую женщину, отдающую ребенка эвакуирующимся людям в уезжающую машину. Доктор потрясен, это - его мать, и она жива (дотоле он считал ее погибшей)!

Джонни не знает, как ему жить со своим даром. К нему возвращается его девушка, по-прежнему влюбленная в него. Однако следующая приключившаяся с ним история окончательно выводит его из зыбкого психического равновесия. Полицейские задействуют его как экстрасенса в расследовании серийных убийств молодых женщин. Внезапно посреди следственного эксперимента, помощник шерифа уезжает. Джонни Смиту представляется лицо отбывшего, и он с шерифом едет к тому домой. В приехавших с порога дома стреляет мать помощника, но промахивается, а ответный выстрел шерифа оказывается верен. Ворвавшись в дом вместе с шерифом, Джонни видит проткнувшего себя ножницами ее сына - маньяка, творившего дотоле эти жуткие убийства.

Он потрясен тем, что стал орудием судьбы... Смит становится затворником, поселяется в хибаре. Но людская слава не дает ему покоя, к нему люди идут за советом. Предсказателю удается предупредить еще одно несчастие: мужчина, изменив свое решение, спасает своего сына, который должен был провалиться под лед.

Зрителя действительно затягивает и увлекает «Мертвая зона». Фильм, созданный в результате совместной работы Стивена Кинга и Дэвида Кроненберга, получился увлекательным и неординарным.

Но заканчивается он трагически. Сара, любимая Джонни, становится волонтером в предвыборной компании претендента на пост президента США. Приехавший на встречу с избирателями кандидат Стилсон здоровается с людьми за руку, при этом касаясь и главного героя фильма. Тот видит его будущее: став президентом, кандидат развяжет III мировую войну.

Джон понимает, что его миссия теперь глобальна - спасти мир. Но для этого следует убить Стилсона. Т. е. ему, учителю детей, предстоит нарушить Заповедь Божью («не убий!») Предсказатель переживает душевный кризис, но решается на такой шаг. Тем более он знает: его попытка будет удачной. Но он не видит деталей...

Впрочем, выстрела не последовало. Когда Джон достал пистолет, Стилсон прикрылся ребенком Сары. Это удается заснять репортеру, и опубликованный снимок разрушает карьеру претендента, подтолкнув его потом к самоубийству.

Учителя опережает охрана кандидата. Они открывают по нему огонь и смертельно ранят. Джон умирает, не успев объяснить любимой случившегося.

Рост популярности, рост бюджетов фильмов

Это был успех! Посудите сами: при бюджете «Мертвой зоны» в 10 млн долларов, кассовые доходы только в США составили более 20 млн! Мировой же зритель, как известно, уплатил еще 20 млн. долларов. Фильм назван лучшей лентой ужасов за год, имеет награды международных киноконкурсов.

После этой киноленты другой режиссер бы почил на лаврах. Однако неудержим в своем творчестве Дэвид Кроненберг. Фильмы для него - это его жизнь. Полученный доход он рассматривает не как источник обогащения, а как способ заполучить средства для создания новых фильмов. По меркам обывателей он - просто одержимый... Полученный доход от «Метвой зоны» режиссер-фанатик дотла «сжигает» при производстве нового блокбастера «Муха». Уж этот фильм, кажется, посмотрел весь мир... Вы думаете (по аналогии с КПД прошлого фильма), что доход от «Мухи» составил 40 млн долларов? А 60 не хотите?!

90-е годы. Признание, награды

После «Мухи» имя Дэвида Кроненберга становится брендом в мире. В последнее десятилетие двадцатого века режиссер-самоучка вошел признанным и маститым. Ему удавалось все! Он начал экспериментировать в жанрах, и удачно. Уильям Берроуз дал высокую оценку экранизации своей антиутопии "Голый завтрак". В 1990 году мастер попробовал себя в экранизации пьесы Д. Хванга. Ему удалось снять рейтинговый фильм "Мадам Баттерфляй", признанный специалистами. Конечно же, творит он и в любимом жанре фильмов ужасов. Кинолента "Автокатастрофа", созданная по мотивам произведения Джеймса Балларда, приносит режиссеру награду Каннского фестиваля.
В 1999 году режиссером № 1 в мире был признан Дэвид Кроненберг. Фильмография мэтра пополнилась культовым фильмом "Экзистенция". Автору удалось показать процесс, как человеческое сознание попадает в ловушку виртуальной компьютерной реальности и начинает подменять ею реальный мир.

Ему поручают возглавлять жюри Каннского кинофестиваля. И он проводит самое скандальное награждение за всю историю конкурса, обойдя наградами мэтров и вручив их новичкам. Ведь для Кроненберга, начавшего свой путь с бюджетных фильмов, существует всего один критерий творчества: талант в чистом виде. Так что “священным коровам от кинематографа” ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре.

Фильмы нового века от Кроненберга

В 2002 году камерный минималистичный триллер “Паук” задал тон всей конкурсной пограмме Каннского фестиваля. Мастер со скрупулезностью Достоевского погрузил зрителей в недра человеческой психики. Снедаемый шизофренией Деннис Клег глобально подвержен эдиповому комплексу. Фильм оставляет впечатление полной безнадежности жизненной ситуации главного героя.

Неисповедимы пути творчества. Криминальная драма “Оправданная жестокость” (2005 г.) по мотивам романа Д. Вагнера номинировалась на “Оскар”. Последующие фильмы режиссера были кассовыми, но лишь в 2014 фильм-аллегория “Звездная карта” был награжден “Оскаром”. Как показывает творчество мастера последних лет, он постепенно отошел от темы генных мутаций, акцентируясь на сюжетах с философским вторым дном.

Талантливый режиссер проявил себя и как писатель. Не устает удивлять многогранностью своего творческого дара Дэвид Кроненберг. “Употреблено” - всего лишь стартовый его роман, но при прочтении остается впечатление пера классика. Читатели убедились: не одним лишь языком кинематографа канадец владеет в совершенстве. Его роман захватывает и держит читателей в напряжении с начала и до последней страницы.

Вместо заключения

Чем интересен для широкой публики режиссер Дэвид Кроненберг? По сути он - самоучка. Не готовят выпускников литературных вузов снимать фильмы. Помешало ли ему это? Скорей всего, нет. Помогло. Именно потому, что никто не рассказывал Дэвиду, как и что следует снимать, он шел в творчестве своим уникальным путем.

Напрашивается аналогия с А. С. Пушкиным, который был нелюбимым ребенком в семье, а потому до 9 лет был предоставлен самому себе (в это же время его брата “муштровал” отец, а сестру - мать). Этого оказалось достаточно, чтобы заложились основы гениальности...

Комментарии