Андре Бретон: биография, личная жизнь, картины с названиями и описаниями, цитаты

Когда в разговоре или тексте возникает слово «сюрреализм», первые ассоциации, которые приходят в голову, — это «живопись» и «Сальвадор Дали». Для многих олицетворением модного в первой половине прошлого века направления является именно великий мистификатор. Однако сюрреализм начался, скорее, с поэзии, а затем уже получил развитие и в живописи. Основоположником же направления считается Андре Бретон. Художник, писатель и поэт создал идеологию сюрреализма. И всю свою жизнь был его центром.

Андре Бретон: биография от рождения до Первой мировой

На свет французский писатель появился в 1896 году (19 февраля) в Нормандии. Родители мечтали о том, что их сын получит прибыльную профессию и станет уважаемым человеком. Андре отучился в церковной школе, затем в колледже в Париже и, наконец, поступил в Сорбонну на медицинский факультет. И хотя Андре Бретон врачом так и не стал, зародившийся примерно в то время интерес к психиатрии он пронесет через всю жизнь. Выводы и идеи, возникшие у него в процессе изучения и осмысления трудов Шарко, а затем Фрейда, в будущем станут одной из основ идеологии сюрреализма.

Поворотные моменты

Уже во время учебы Андре начал заниматься литературой. Во время Первой мировой он служил санитаром и в госпитале познакомился с Гийомом Аполлинером, известным поэтом, который несколько позже придумает слово «сюрреализм». Затем последовала встреча с Филлипом Супо. После возвращения в Париж по окончании войны Андре, Филипп, а также их товарищ Луи Арагон занялись активной литературной деятельностью, которая вылилась в создание нового стилистического направления.

После войны

Андре Бретон после демобилизации с головой окунулся в мир поэзии. Он восхищался произведениями Аполлинера, с удовольствием читал У. Блейка и Лотреамона, а параллельно продолжал изучать психиатрию.

В 1919 году Андре вместе с Флиппом Супо и Луи Арагоном открыл журнал «Литература». В это же время Бретон начинает участвовать в деятельности пропагандистов дадаизма, авангардистского течения, своей главной идеей считавшего планомерное разрушение любой эстетики. Он знакомится с основателем движения, Тристаном Тцара. Однако довольно быстро Андре «перерос» дадаизм. К 1922 он отошел от этого направления и продолжил создание собственного стиля. В этом же году Андре Бретон, личная жизнь которого пестрила удачными и многообещающими событиями, в Вене встретился с Зигмундом Фрейдом. На поэта произвели большое впечатление опыты создателя психоанализа в области гипнотических снов. Свое осмысление трудов Фрейда Бретон затем использует при разработке идеологии сюрреализма.

Новое направление

Первый сборник стихов Андре Бретон выпустил в 1923 году. Назывался он «Свет земли». А в следующем, 1924-м, он стал во главе группы, объединяющей художников и поэтов-сюрреалистов. В число приверженцев нового течения входили Пабло Пикассо, Франсис Пикабиа, Макс Эрнст, Поль Элюар и, конечно, Арагон и Супо, а также еще многие молодые деятели искусства. К этому времени большая часть элементов сюрреализма уже сложилась, но новому направлению не хватало некоторой стройности и четкости. Андре с товарищами поражал публику драками и скандалами на выставках и в банкетных залах, эпатажными презентациями своего искусства. Бретон, однако, достаточно быстро осознал бесперспективность художественного течения, в основе которого лежат такие способы самовыражения.

Манифест сюрреализма

Основные идеи нового художественного направления были изложены в первом Манифесте сюрреализма, который в 1924 году написал Андре Бретон. Цитаты документа обязательно и сегодня сопровождают любой текст об истории или программе этого течения.

Сюрреализм в переводе с французского — "сверхреальность". Бретон определил его цель в своем Манифесте как возможно более тщательное устранение границы между сном и реальностью (и тут сложно не заметить созвучие идеям Фрейда). Несколько позже, в очерке «Сюрреализм и живопись», Андре утвердит за новым направлением звание не художественного стиля, но образа жизни и мыслей, свободного от навязчивых и искусственных принципов логики и морали, присущих культуре того времени.

Главный метод

Бретон предложил своим товарищам и новый способ создания художественного произведения, прежде всего стихов и прозы. Им стало «автоматическое письмо» — метод свободного выражения мыслей без сдерживающего и ограничивающего контроля разума, эстетики или морали. С его помощью еще в 1920 году Андре Бретон совместно с Филиппом Супо написал «Магические поля», изданные в журнале «Литература».

В своем полном выражении «автоматическое письмо» должно было представлять собой творчество, не подверженное влиянию вкусовых предпочтений, субъективного восприятия, сиюминутного настроения. Оно свободно от внутренних и внешних воздействий, являет чистую мысль, без примесей и ограничений.

Идеолог сюрреализма смог преобразовать «автоматическое письмо» и для нужд изобразительного искусства. Андре Бретон картины в некотором смысле уподобил тексту. Под влиянием его идей знаменитые на весь мир и сегодня художники создавали свои шедевры.

У Бретона картин в привычном смысле этого слова практически нет. Можно вспомнить «Парацельса», игральную карту с изображением двух осминогов, созданную Андре перед отъездом в США, или «Surrealist landscape», написанный в период его увлечения дадаизмом.

Однако самые интересные графические работы автора — это так называемые стиховещи, воплощающие в себе синтез визуального искусства и поэзии. Слова в них заменялись на конкретные предметы. После многих экспериментов Бретон пришел к выводу, что образы гораздо лучше передают смысл. Правда, свои стиховещи автор всегда снабжал словесными коментариями.

Авторитарный лидер

Бретон не отличался покладистым характером. Многие его соратники бунтовали против жесткости диктатуры лидера и покидали движение. На смену им всегда приходили новые. Так, Арагон и Супо уступили место Бунюэлю и Дали. К тому времени (30-е годы прошлого столетия) журнал «Литература» получил новое название «Сюрреалистическая революция», в свет вышел роман Бретона «Надя», иллюстрированный автором (1928, одно из самых известных произведений автора), и уже упоминавшийся очерк «Сюрреализм и живопись» (1928), а также опубликовано эссе «Революция сначала и навсегда» (1925). Сюрреализм как непривычный, «свежий» стиль жизни и способ осмысления реальности стал распространяться во всем мире.

Новые адепты направления приносили с собой дополнительные силы и идеи. Влияние сюрреализма в целом и, в частности, Бретона на искусство только усиливалось. Значение Андре особенно ярко иллюстрирует тот факт, что после его смерти направление просуществовало сосем недолго, буквально несколько лет.

Последние годы

Во время Второй мировой войны Бретон жил в США, где продолжал творить и утверждать сюрреализм. Вместе с Дюшаном и Эрнстом он открыл Международную выставку искусств. В Йельском университете прочитал лекцию о сюрреализме. В 1945 году Бретон вернулся во Францию. Здесь он активно стремился воссоздать былое движение, однако попытки оказались тщетными.

После возвращения во Францию Андре участвовал в Парижских выставках, написал немало прозаических и поэтических произведений («Аркан 17», «Ода Шарлю Фурье», «Лампа в часах», «Поэмы» и так далее). Биографы также отмечают повышенный интерес идеолога сюрреализма в последние двадцать лет жизни к оккультизму. В 1966 году (28 сентября) он умер от воспаления легких.

Влияние

Легко понять, чем в первую очередь потомкам запомнился Андре Бретон. Картины с названиями и иллюстрации мастера найти не так уж и просто. Сегодня Бретон — прежде всего основоположник сюрреализма, поэт и прозаик, мастер слова. Его влияние заметно во многих литературных течениях середины и конца прошлого столетия. Однако в работах мастера черпало вдохновение и продолжает делать это до сих пор большое количество художников.

Все, что создал Андре Бретон: картины, описание основных идей главного художественного направления первой половины 20 века, публицистические и поэтические произведения, — воплощало в жизнь принципы сюрреализма. Бретон организовал новое течение, соединив настроения и тенденции культуры своей эпохи, и тем самым дал мощный творческий заряд для искусства будущего. Сюрреализм и сегодня вдохновляет большое число людей на создание новых работ в самых разных направлениях искусства, от живописи и кино до прозы и музыки.

Комментарии
Андре Бретон уловил главное - это то, что мир меняется .. И этот сам перелом и был им основаный стиль сюрреализма .. Рушились традиции реализма , человечество входило в новую эру , требовался совсем другой тип человеческого мышления . И такой " инструмент" Андре Бретон и предложил культурной части человечества ..Великий новатор и хулиган..