Педагогическая техника - это... Приемы педагогической техники

Эффективность образовательного процесса напрямую зависит не только от знания учителем излагаемого материала, но и от умения эту информацию преподнести. Педагогическая техника - это важнейший компонент мастерства преподавателя, позволяющий ему развиваться и совершенствоваться в своей профессии. Чтобы понять всю суть данного понятия, необходимо рассмотреть его более подробно.

Что такое педагогическая техника

Впервые данный термин появился в учебниках по педагогике и дидактике в начале прошлого века. С тех пор его исследованием занималось и продолжает заниматься множество ученых, которые так и не пришли к единому мнению по поводу точной трактовки этого явления. Но если объединить все труды великих педагогов, то можно сделать обобщенный вывод.

Так, педагогическая техника представляет собой тот набор средств, приемов и методов, который помогает преподавателю наладить контакт с воспитанниками и грамотно изложить информационный материал. Выражаться она может практически во всем, что делает учитель: в том, как он читает лекцию, как расставляет необходимые смысловые акценты, как привлекает внимание аудитории, настраивает ее на рабочий лад.

Педагогическая техника – это в какой-то мере стиль преподавания. Он основывается на определенных правилах, моральных нормах, которыми должен руководствоваться учитель. Однако в то же время у каждого педагога этот стиль индивидуален.

Компоненты педагогической техники

Первым преподавателем, попытавшимся описать структуру рассматриваемого нами понятия, стал А. С. Макаренко. Этот человек вошел в учебную литературу по дидактике как величайший педагог своего времени. Конечно, спустя годы у него появились последователи, и таких было немало. Сейчас же, по итогам накопленного опыта, выделяют следующие компоненты такого понятия, как педагогическая техника:

  • Перцептивные способности, выражающиеся в развитости памяти, воображения и наблюдательности.
  • Коммуникативные навыки, проявляющиеся в умении налаживать контакт с аудиторией.
  • Внешний вид педагога (ухоженность, а также общий стиль).
  • Умение использовать вербальные (богатство словарного запаса, техническая грамотность) и невербальные (дикция, интонация и смысловые акценты) средства общения.
  • К педагогической технике относится также способность управлять собой (контролировать походку, жесты, мимику, осанку).

Каждый из этих компонентов играет важную роль в учебном процессе, однако отдельно мы остановимся только на двух из них: внешнем виде преподавателя и его умении использовать вербальные и невербальные средства общения.

Преподаватель и его внешний вид

Как говорится, человека всегда встречают по одежке, а провожают по уму. Данная пословица верна, с какой стороны на нее ни глянь. И в педагогическом процессе она играет свою роль. Ведь учитель – это не просто ходячая энциклопедия. В первую очередь это личность, которая передает опыт и знания своим воспитанникам. И для того чтобы ученики воспринимали преподавателя как авторитет, он должен выглядеть солидно, вызывая уважение.

Первое, что раскрывает сущность педагогической техники – это одежда. Она должна быть удобной, чтобы не сковывать движений преподавателя и не мешать ему выполнять основные технологические операции: передвигаться по аудитории, писать на доске и т. д. Кроме того, педагогу желательно подбирать гардероб в сдержанном, классическом стиле. В противном случае учащиеся будут отвлекаться на облик преподавателя, что воспрепятствует усвоению материала.

В гармонии с одеждой должны находиться и другие составляющие стиля педагога: прическа, макияж, аксессуары. Безупречно подобранные детали образа преподавателя станут отличным примером для учеников, разовьют у них вкус, а также вызовут симпатию и уважение к своему учителю.

Управление педагога своей речью

Вернемся снова к нашей пословице, толкующей, что ум является второй характеристикой, по которой нас оценивают. А так как педагогическая техника – это в первую очередь устное мастерство, преподавателю очень важно уметь корректно излагать свои мысли. Для этого учителю необходимо:

  • быть технически грамотным в материале, который он объясняет своим воспитанникам;
  • соблюдать правильность произношения текста;
  • излагать информацию в максимально простой и доступной форме;
  • украшать свою речь эпитетами и метафорами;
  • владеть богатым словарным запасом и хорошей дикцией;
  • правильно расставлять паузы и смысловые ударения.

Особое внимание стоит уделить последнему пункту. Паузы необходимы для того, чтобы привлечь внимание слушателей и дать им время на осмысление сказанного. Их делают либо после важного высказывания, либо перед ним для создания некой интриги. Смысловые ударения же делаются в тексте для создания акцента на определенных моментах. С них можно начинать совершенствование педагогической техники учителя. Обычно ударения проявляются некоторым повышением громкости голоса преподавателя или изменением его тона. Например, смысловая нагрузка может делаться при зачитывании какого-либо термина.

Основные ошибки в педагогической технике

Недостаточное овладение мастерством преподавания приводит к снижению эффективности процесса обучения. Как правило, это вызвано такими ошибками в формировании педагогической техники:

  • монотонная, слишком быстрая речь без смысловых акцентов;
  • неумение регулировать свое психологическое и эмоциональное состояние (преодолевать гнев, волнение и т. д.);
  • отсутствие коммуникативных навыков, что мешает налаживанию контакта между педагогом и его учениками;
  • скудное использование жестов и мимики.

Приемы педагогической техники

Для того чтобы интересно и продуктивно провести урок, учителю недостаточно быть теоретически подготовленным к нему. Разнообразную подачу информации обеспечивают приемы педагогической техники. Они представляют собой методики, описывающие, каким образом и в какой форме лучше преподнести учащимся тот или иной материал. Известный в наши дни педагог Анатолий Гин представил миру книгу с описанием приемов педагогической техники. Их существует огромное количество, поэтому мы рассмотрим самые основные, так сказать, вкратце.

Организационные моменты

Чтобы настроить учащихся на рабочую обстановку, их необходимо слегка приободрить. Для этого в начале урока используются такие приемы:

  • Общение с аудиторией в немного шуточной манере. Это вызовет расположение группы к преподавателю и разовьет интерес к предстоящей теме.
  • Использование в качестве примера фантастических героев. Неважно, что это будет – человек или необычное растение, главное, чтобы учащиеся захотели включиться в урок.

Вводный опрос

Лучший способ начать новую тему – плавно перейти к ней от предыдущей. Все педагогические техники и технологии подразумевают, что фрагменты материала, изучаемые на уроках, должны быть взаимосвязаны между собой. Но для начала желательно провести небольшую разминку в виде:

  • небольшого опроса;
  • интеллектуальных соревнований.

Опрос можно провести в игровой форме. Например, преподаватель зачитывает утверждения, а ученикам предлагается определить, какое из них является ошибочным. Или же создается подобие известных интеллектуальных игр («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»).

Усвоение нового материала

Известно, что в ходе проведения лекции учащимися запоминается только малая часть услышанной информации. Поэтому преподаватель может применить дополнительные методы для лучшего усвоения изложенного материала:

  • самостоятельное составление опорного конспекта каждым из учащихся;
  • подготовка перечня вопросов по теме лекции.

Это разовьет у учеников умение выделять главное среди большого объема информации. Кроме того, таким образом пройденная тема лучше закрепится в памяти.

Отработка полученных знаний

В данном случае больше проявляется ученическая активность, чем педагогическая. Техники СРС (самостоятельной работы студентов) используются во многих вузах для повышения эффективности образовательного процесса. Здесь уже идет речь о практическом применении теоретических знаний. Преподаватель может предложить учащимся любой из следующих вариантов работ:

  • создание небольшого проекта;
  • самостоятельное исследование;
  • решение задач;
  • выполнение упражнений на нахождение ошибок.

Из всего, что было сказано в данной статье, осталось только сделать логичные выводы. Бесспорно, педагогическая техника – это важный и неизменный компонент процесса обучения. На ее основе происходит формирование мастерства преподавателя, без которого невозможно представить эффективную деятельность воспитателя и наставника.

Комментарии