Вера Марецкая: биография, фильмография, личная жизнь

Великая русская актриса Вера Марецкая родилась 31 июля 1906 года в так знакомом нынешнему поколению россиян подмосковном селе Барвихе. Ее отец П. Г. Марецкий был мелким частным предпринимателем – арендовал буфет, и при том, что богачом не был, образование четырем детям обеспечил отменное – два старших сына окончили Институт красной профессуры, сама Вера Петровна поступила в Московский университет на философский факультет, младшая сестра стала педагогом. К этому времени Вера довольно свободно изъяснялась на немецком и французском языках.

Выбор сделан

Вера Марецкая, проучившись год в университете, поняла, что в жизни ей нужен только театр, и тайком от родителей подала документы сразу в три театральные студии, была принята в две и выбрала очень популярную в те времена школу-студию при театре им. Вахтангова.

Девушка она была талантливая, непосредственная, от природы умная и эрудированная, одним словом, обворожительная, несмотря на то, что никогда не считала себя красавицей. И великолепный Ю. Завадский, находившийся в жюри, не устоял перед ее чарами. Он как раз подумывал о своем коллективе, и после окончания в 1924 году школы-студии Вера Марецкая навсегда свяжет творческую судьбу с театром этого талантливого режиссера.

Жена и мать

Ее личная судьба тоже была связана с ним долгие годы, хотя в официальном браке они прожили недолго. Взаимопонимание и дружба соединяла их до конца дней – первым умер Ю. А. Завадский, через год Вера Петровна.

Вера Марецкая в 1926 году родила мальчика, которого в честь Вахтангова назвали Евгением. Возмужав, он мечтал об архитектуре, но по настоянию матери, а она была властной женщиной, поступил в ГИТИС. Он отдал всю жизнь театру отца и матери, но так и не вышел из их тени.

Сестра

К тому моменту, когда Ю. Завадский оставил В. Марецкую, у нее на руках кроме маленького Жени был еще более маленький Шура, сын арестованного брата Дмитрия. Сашу она вырастила как своего собственного ребенка.

Оба брата-журналиста были расстреляны в один день в 1937 году. К чести Веры Петровны, она от них не открещивалась, а, находясь постоянно под угрозой ареста как родственница врагов народа (они обвинялись по Бухаринскому делу), всегда помогала им посылками и вообще как могла.

Национальность

К этому времени Вера Марецкая была знаменитой, любимой, титулованной актрисой. Ее творческая судьба была гораздо удачливее личной. Артистка огромного таланта, которой под силу были любые роли, которая одинаково прекрасно, выше всяких похвал сыграла партизанку в фильме «Она сражалась за Родину» и акушерку Змеюкину в «Свадьбе», в театре переиграла все характерные роли, и всегда с неизменным успехом (еще до войны ходили на Марецкую).

Ей по плечу были роли всех амплуа, она просто и естественно играла женщин любого сословия, любой национальности. Вера Марецкая по национальности была русской. А Ростиславу Яновичу Плятту, умнейшему и интеллигентнейшему человеку, который долгие годы любил Веру Петровну, принадлежит фраза о том, что в мире существует только одна национальность – хороший, порядочный человек. Да и потом, фраза Александры Соколовой («Член правительства»), известная абсолютно всем – «Вот стою я перед вами, простая русская баба…» - ведь именно Марецкая произнесла ее, и вполне обоснованно.

Киноактриса

Вера Марецкая, личная жизнь которой неразрывно были связана с театром, в кино снималась не очень много – всего в 25 фильмах. Однако это были настолько впечатляющие работы, что Марецкую-киноактрису знала и любила вся страна. Ее талант был такой мощи, что даже в агитационном фильме «Член правительства» она сделала свою героиню настолько живой женщиной, что ей верят и ее любят многие поколения, несмотря на смену власти в стране.

Первым фильмом, в котором играла В. Марецкая, был выпущенный в 1925 году «Закройщик из Торжка» Якова Протазанова. В этом фильме с юной очаровательной Верочкой играл Игорь Ильинский, уже признанный актер, хорошо отозвавшийся о работе напарницы.

Второе замужество

До войны Вера Марецкая, фильмография которой, как было сказано выше, не очень велика, снялась в 10 фильмах. Сказывалась и загруженность на подмостках сцены, и то, что студия Ю. А. Завадского была выслана в Ростов-на-Дону, якобы для поднятия периферийного театра. Уехала труппа в 1936-м, а вернулась – в 1940 году. В этом же году Вера Петровна выходит замуж за артиста этого же театра Г. П. Троицкого, через год у них рождается дочь Машенька. Георгий Петрович уходит на фронт добровольцем и погибает в 1943 году. О его смерти Марецкой не сообщали до конца съемки сцены, в которой великая В. П. (так звали ее в театре) играла с сыном («Она сражалась за Родину»). Этот фильм демонстрировали на всех фронтах Великой Отечественной войны – он пользовался невероятной популярностью. Посмотрев его, люди рвались в бой.

Следующая репрессия

В жизни титулованная Вера Петровна, а награды она получала и за театральные спектакли, была абсолютно не кичлива, не заносчива, не устанавливала дистанций между собой и людьми, но абсолютно четко знала себе цену. И эту цену знали все – ее никогда не трогали власти, даже не смотря на то, что после войны была арестована ее младшая сестра Татьяна. И опять Вера Петровна слала посылки и поддерживающие письма, бегала по инстанциям, и таки добилась освобождения сестры через два года, правда, без права проживания в столицах. Соединились они только в 60-х годах.

И опять счастливая насыщенная творческая жизнь (Вера Петровна очень много гастролирует, в том числе и за границей, снимается в кино, работает в театре) не очень гармонирует с личной. После смерти жены Р. Я. Плятт делает предложение Вере Петровне, но она отказывает, сославшись на возраст, хотя по-прежнему выглядит прекрасно. Остроумная, острая на язык, обворожительная Вера Марецкая (фото прилагается) всегда нравилась мужчинам. А уж если кто обращал внимание Марецкой на себя, тот рано или поздно всегда падал к ее ногам. Ей приписывают романы с мужчинами много младше ее. Но кого этим сейчас можно удивить? Главное - добивались ее внимания, а не она бегала за молодыми мужчинами. Марецкая была царицей.

Послевоенные фильмы

Послевоенные роли в кино в фильмах «Мать», «Сельская учительница», «У них есть Родина» выводят ее на олимп величайших актрис современности. Была после войны и прекрасная комедийная роль в кино, никак не уступающая Анне Змеюкиной – Василиса Сергеевна в «Легкой жизни» (1960). Замечательный фильм! Фраза Ф. Раневской из этого фильма «Здравствуйте, я ваша тетя, буду жить у вас» - ушла в народ. В. Марецкая сыграла как всегда блестяще.

В театре дела тоже шли как нельзя лучше – Ю. Завадский ставил почти все спектакли с расчетом на нее. Да и предложения руки и сердца от него тоже поступали неоднократно. Вера Петровна была лицом советского кинематографа, принимала у себя зарубежных гостей – Жан Маре, маниакально следящий за фигурой, объелся у нее блинов с икрой и семгой.

Последние годы

Ее называли «мадонной с грустными глазами», сама она считала, что реализовала себя в творчестве лишь на 30%. Это говорит о скромности великой актрисы. Фильм «Мать» (1955 год) сделал ее не просто знаменитой – ее боготворили, Ниловна вошла в каждый дом.

Юрий Завадский был потрясен, хотя раньше никогда не поощрял съемок в кино. Последним фильмом Веры Петровны был «Ночной звонок», снятый в 1969 году. Она уже была больна, но изо всех сил скрывала это. В жизни опять было не все хорошо. Внезапно трагически оборвался счастливый брак дочери – повесился зять, молодой, подающий надежды ученый. Машенька плохо перенесла случившееся и попала в больницу с сильным нервным расстройством. Дети жили с Марецкой в ее прекрасной квартире на ул. Немировича-Данченко.

Последняя роль

Все трудности предыдущей личной жизни и это событие не могли не сказаться на здоровье Веры Петровны – сильные головные боли стали постоянными. Врачи констатировали опухоль мозга. Вера Марецкая, биография, личная жизнь которой теперь несли на себе печать тяжелой болезни, не ушла из театра. Последней ролью, сыгранной ею на сцене любимого театра, была странная миссис Сэвидж в одноименном спектакле. Театральная Москва валила на спектакли с ее участием (играла она эту роль поочередно с другими актрисами). На последней постановке плакал зал, плакала сама В. Марецкая, рыдал за кулисами Ю. Завадский. О силе характера этой женщины, о преданности ее любимому делу говорит тот факт, что будучи даже прикованной к кровати, она читала любимые стихи русских поэтов, а сын Евгений записывал их на пленку – они звучали у гроба великой актрисы.

Комментарии