Элина Быстрицкая: биография, семья и фильмография знаменитой актрисы

Эта талантливая актриса советской эпохи любима миллионами зрителей. У нее невообразимое количество поклонников по всей стране. Она и звезда эпохи, и железная леди, и даже самая красивая женщина минувшего века. Бесспорно, великая Элина Быстрицкая достойна всех этих эпитетов. Путь к славе был труден и тернист, но, благодаря своему упорству, настойчивости и целеустремленности, ей удалось добиться всеобщего признания на актерском поприще. Конечно же, Элина Быстрицкая – это настоящий пример для подражания, в первую очередь для тех, кто решил выбрать профессию артиста. Жизненное кредо актрисы – труд, труд и еще раз труд, причем 24 часа в сутки. Благодаря желанию много работать ей удалось добиться успеха в жизни. Как же это происходило? Рассмотрим этот вопрос в деталях.

Факты из биографии

Элина Быстрицкая – уроженка города Киева, на свет она появилась 4 апреля 1928 года. Родители актрисы занимались медицинским делом. Уже с детских лет их дочь начала проявлять интерес к великому искусству, организовав в домашних условиях собственный храм Мельпомены.

На этот поступок девочку вдохновил фильм «Чапаев», после просмотра которого она захотела перенести киношных персонажей с экрана на театральную площадку. Роли в постановке достались двоюродному брату Быстрицкой и ее подруге. Справедливости ради следует отметить, что круг интересов у юной леди не был «девичьим» - она не любила играть в куклы, а с удовольствием стреляла из рогатки и катала бильярдные шары.

Предвоенные годы Элина Быстрицкая провела в населенном пункте Нежин, куда перевели служить ее отца – Авраама Петровича, занимавшего должность капитана медицинской службы. Однако вскоре город бомбят, а ее семью эвакуируют в Астрахань, где свой досуг она посвящает курсам медицинских сестер, совмещая учебу в школе и работу санитаркой в передвижном эвакогоспитале. Биография Элины Быстрицкой необычайно интересна и примечательна.

Несостоявшаяся медсестра

В последние годы войны семья будущей актрисы возвращается в Нежин, и молодая Элина решает поступать в медицинский техникум. Но, даже изучая анатомию человека, девушка не забывает уделять время искусству перевоплощения, посещая местный драмкружок. Причем ее выступления на сцене зрители отмечают бурными овациями.

После окончания техникума Быстрицкая Элина Авраамовна вдруг осознает, что медицина – это не ее стезя, и хорошего медработника из нее не получится. Девушка понимает, что она рождена для театральной сцены. Отец ее стремления учиться актерскому мастерству не разделяет и, тем не менее, соглашается ехать вместе с дочерью в Киев, которая твердо решила поступать в «театральный». Биография Элины Быстрицкой как будто бы начинается заново. Но не тут-то было. Авраам Петрович подговаривает ректора вуза, чтобы тот объяснил дочери, что у нее нет таланта к лицедейству. Тот противиться не стал, и в итоге девушка отказалась от карьеры актрисы.

Несостоявшаяся учительница

После провала в театральном она подает документы в педагогический и становится студенткой филфака. Но и учась в этом вузе, Быстрицкая Элина Авраамовна не забывает о «великом», занимаясь в музыкальной школе балетом и организуя собственный танцевальный кружок. Со временем девушка понимает, что и профессия педагога – это не ее призвание.

Учеба в театральном вузе

В 1948 году Элина Быстрицкая, фото которой еще не украшали страницы советских газет, вновь едет в украинскую столицу и штурмует институт театрального искусства имени Карпенко-Карого, с успехом сдает экзамены и зачисляется на курс Л. А. Олейника. С первых дней учебы Быстрицкая показала себя прилежной студенткой и за это была награждена поездкой в Москву. А вот общение с однокурсниками ей давалось с трудом.

Многие юноши пытались ухаживать за красавицей, причем не всегда в допустимой форме, и девушке нередко приходилось на пошлость отвечать пощечинами.

Трудовые будни

После получения диплома Быстрицкую направляют в Херсонский драматический театр. Режиссер Морозенко сразу же обратил внимание на красавицу Элину и, беспардонно указав на нее пальцем, пригласил ее в ресторан. Естественно, горделивая Быстрицкая пресекла пошлые намерения режиссера. Вскоре ей пришлось искать новую работу.

Работа в театре

Спустя какое-то время Элину Авраамовну зачисляют в Вильнюсский драмтеатр. Ее дебютная роль – образ Тани в одноименной пьесе Арбузова. Она блестяще перевоплотилась в медика, будучи прекрасно знакома с этой профессией по эвакогоспиталю. Также режиссеры доверили ей роли в спектаклях «Аленький цветочек», «Годы странствий», «Порт-Артур».

В 1958 году сбывается ее сокровенная мечта – войти в труппу Малого театра. В то время она уже знаменитость в кино, но в храме Мельпомены ей опять приходится доказывать, что Быстрицкая – талантливая актриса. Первый образ, сыгранный в Малом театре - это леди Уиндермиер в постановке О. Уайльда «Веер Уиндермиер». За годы служения театру Элине Авраамовне посчастливилось работать с такими именитыми режиссерами, как Борис Бабочкин, Виктор Комиссаржевский, Петр Фоменко, Леонид Варпаховский.

Ее партнерами по сцене были Николай Анненков, Михаил Жаров, Вера Пашенная. Она всегда старалась учиться чему-то новому у своих коллег.

Работа в кино

И конечно же, для многих Элина Быстрицкая – это величайшая актриса советского кино. Все ее роли – яркие, необычайные и запоминающиеся. Дебютная роль Элины Авраамовны в кино должна была состояться в 1948 году. На киевской киностудии ей доверили эпизодическую роль в киноленте Игоря Савченко «Тарас Шевченко». Однако в день съемок случилось непредвиденное. Ее героиня должна была исполнить задорный танец в хороводе с другими красавицами. Но почему-то ей выдали черные сапожки, в то время как у всех девушек – красные. Режиссер, заметив это, попросил заменить Быстрицкую.

Однако уже через два года фортуна улыбнулась молодой актрисе. Режиссер Владимир Браун отдал роль Лены Алексеенко в фильме «Мирные дни» именно Элине Авраамовне. Первая работа актрисы имела необычайный успех у зрителя, хотя роль ей досталось одноплановая.

«Неоконченная повесть»

В 1954 году Быстрицкой предложили образы сразу в двух кинокартинах: «Двенадцатая ночь» (режиссер Фрид) и «Неоконченная повесть» (режиссер Эрмлер). В итоге перед актрисой встала дилемма – какую роль выбрать?

Она предпочла сыграть во второй картине роль доктора Елизаветы Максимовны. Работа над ней была достаточно сложной и прежде всего потому, что к своему партнеру по картине – Сергею Бондарчуку - она не испытывала огромной симпатии. «Неоконченная повесть» вышла на экраны в 1955 году и сразу же полюбилась советским зрителем – подкупила та реалистичность любовной истории, которую сумел показать режиссер. С этого момента актрису начинают узнавать на улице. Элина Быстрицкая, фото с автографом которой теперь хочет иметь каждый, становится звездой советского телеэкрана. Героине Елене Максимовне подражали, ставили в пример, называли девочек в ее честь, а профессия врача становилась самой престижной. В 1955 году Элина Быстрицкая, фильмы с участием которой становятся самыми кассовыми, признается советскими СМИ лучшей актрисой страны.

«Тихий Дон»

Еще большую славу Элине Быстрицкой принесла работа в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон». Режиссер лично преподавал ей уроки актерского мастерства. Он не терпел халтуры на съемочной площадке, предпринимая максимум усилий для того, чтобы актеры играли свои роли максимально естественно. Элине Авраамовне Герасимов помог сосредоточить внимание на главном в образе Аксиньи: носить воду в коромысле, ездить верхом на лошади, говорить на местном диалекте и многое другое. Быстрицкая освоила эту науку, и после выхода на экраны казаки нарекли актрису Аксиньей Донской. Сыгранный образ возлюбленной Григория Мелехова сделал Быстрицкую почетной казачкой.

Актерская слава Элины Авраамовны росла как снежный ком: ей даже предлагали сниматься в кино зарубежные режиссеры, но их планам было не суждено реализоваться – союз кинематографистов занимал радикальную позицию в этом вопросе.

Еще одна значимая работа актрисы – это кинолента «Николай Бауман», где Быстрицкая блестяще сыграла образ Марии Андреевой. После этого в карьере актрисы наступил творческий перерыв, который продлился четверть века. Но за этот период никто не забыл, что существует народная артистка СССР Элина Быстрицкая, фильмы с участием которой регулярно демонстрировались на голубом экране.

Личная жизнь

Актриса никогда не испытывала дефицита мужского внимания. Многие представители сильного пола предлагали ей дружбу. Однако получить благосклонность гордой девушки никому не удавалось.

Кого же выбрала себе в мужья Элина Быстрицкая? Семья у актрисы получилась с партийным работником Николаем Патоличевым, который был ее на два десятка старше по возрасту. Супруг Элины Авраамовны занимал значимые посты в советском правительстве, он был образованным человеком и умным собеседником.

Сегодня она живет одна. Родственников у Быстрицкой нет. Но она не унывает, считает себя счастливым человеком. Что главное в жизни для такой величайшей актрисы, как Элина Быстрицкая? Дети! И хотя она не испытала в полной мере чувства материнства, она компенсирует это любовью к своим ученикам, которым преподает азы актерского мастерства.

Актриса имеет множество регалий, занимается общественной деятельностью, играет в бильярд, слушает классическую музыку, стреляет в тире и читает книги по парапсихологии.

Комментарии