Что является основным средством физического воспитания детей?

Физическое воспитание ребенка является важнейшим аспектом всестороннего развития личности. Оно способствует формированию у маленького человека таких положительных качеств, как трудолюбие, воля и коллективизм. Кроме того, физическое воспитание преследует и оздоровительные цели. Оно помогает в формировании правильного изгиба позвоночника, в укреплении связочно-суставной и мышечной системы, в развитии сводов стопы и совершенствовании работы дыхательных органов, сосудов и сердца.

Средства физического воспитания

Как же решить столь важные задачи, позволяющие ребенку вырасти здоровой и гармонично развитой личностью? Для этого применяются следующие средства физического воспитания дошкольников:

  • гигиенические факторы;
  • физические упражнения;
  • силы природы и т. д.

Добиться разностороннего воздействия на организм ребенка можно только при комплексном использовании всех вышеперечисленных средств. Это и будет способствовать физическому воспитанию детей.

Немаловажная роль в данном случае отводится гигиеническим факторам. Это режим сна и занятий, питания и бодрствования. Кроме того, воспитатели и родители должны учить малышей гигиене обуви и одежды, а также уборке групповых комнат, физкультурных снарядов и приспособлений.

Работоспособность маленького человека в значительной степени повышается и от естественных факторов природы, таких как вода, воздух и солнце. У ребенка, находящегося на свежем воздухе, активизируются функциональные возможности организма. Природные факторы способствуют закаливанию. Кроме того, с их помощью производится тренировка механизмов терморегуляции организма. А использование естественных природных сил в сочетании с различными физическими упражнениями позволяет ускорить обменные процессы и повысить защитные силы организма.

Важность активных движений

Что является основным средством физического воспитания ребенка? Ответ однозначен. Это физические упражнения. Их используют при решении целого комплекса воспитательных и оздоровительных задач, цель которых заключается во всестороннем развитии личности маленького человека.

Ребенок совершает множество двигательных действий, которые являются весьма многообразными. Он лепит и рисует, играет и танцует. Совокупность таких движений объединяется в целостное действие.

Немного истории

Почему мы рассматриваем физические упражнения как основное средство физического воспитания? Для того чтобы дать ответ на данный вопрос, необходимо совершить небольшое путешествие в прошлое. В древности физические упражнения были неотъемлемой стороной жизни человека. С их помощью он удовлетворял потребность в жилье и пище, продолжении рода, тепле и т. д. Далее человек проходил различные этапы своего развития. Вместе с ним все более совершенными становились и его движения.

Что способствовало возникновению физических упражнений? Они появились благодаря трудовой деятельности, охоте и даже войнам. Человеку необходимо было выжить. Именно поэтому он и совершенствовал такие качества своего организма, как сила и ловкость, выносливость, быстрота и гибкость. Практически все занятия требовали от человека сноровки и умения совершать определенные действия. Именно поэтому перед тем как пойти на охоту, люди наносили на скалы изображения животных и стреляли по ним из луков. Это была своеобразная тренировка, благодаря которой охотник приобретал необходимые для поимки зверя навыки.

Появление физических упражнений стало возможным благодаря трудовым процессам и религиозным обрядам, а также множеству других событий, которые происходили в обществе. С развитием цивилизации постепенно утрачивалось сходство, существовавшее между трудом и физическими упражнениями. При этом из многообразной двигательной деятельности постепенно начали вычленяться определенные действия. Их стали применять в физическом воспитании личности и назвали упражнениями. Это было метание и бег, прыжки, плавание и т. д. Стали создаваться и специальные упражнения для развития той или иной группы мышц. Их выполняли с предметами или без таковых.

Широкое распространение получили и подвижные игры, возникшие еще в далекой древности. Это любимая многими лапта, горелки, ловишки и многое другое. С течением времени появились спортивные игры (футбол и хоккей, теннис и баскетбол и т. д.).
Создание и дальнейшее развитие физических упражнений не прекращается и на сегодняшний день. Продолжается разработка все более новых и усовершенствованных систем, позволяющих развивать двигательную активность детей.

Что такое физические упражнения?

Жизнь любого человека невозможна без активных движений. Особенно важны они для развивающегося детского организма. На вопрос о том, что является основным средством физического воспитания, можно дать однозначный ответ. И это подтверждено не только теоретическими, но и практическими знаниями педагогики. Основное специфическое средство физического воспитания человека - это физические упражнения. Их используют в комплексе, решая одновременно воспитательные и оздоровительные задачи.

Разнообразные упражнения как основное средство физического воспитания довольно эффективно производят коррекцию психофизического состояния развивающегося организма малыша.

Согласно практике и теории физвоспитания, термин «упражнение» имеет 2 значения. Прежде всего, с его помощью определяют виды разнообразных двигательных действий. Они-то и служат средствами физвоспитания. Кроме того, под упражнениями понимают неоднократно воспроизводимые действия, планируемые в соответствии с методическими указаниями. Оба разъяснения термина имеют между собой тесную связь. Однако между ними есть и некоторые различия. В первой трактовке слова «упражнение» речь идет в основном о том, при помощи каких инструментов происходит воздействие на физическое состояние детей. Второе разъяснение объясняет нам, каким образом производится данное воздействие.

Что относят к физическим упражнениям?

Не всякие активные движения детей содействуют воспитательному процессу. Основное средство физического воспитания в форме упражнений имеет место только тогда, когда активность малышей направлена на решение задач гармоничного развития личности, и подчинено всем правилам педагогического процесса. В качестве таких движений могут выступать бег, ходьба, плавание и т. д. Они играют роль средства физического воспитания детей дошкольного возраста. Такие движения способствуют обеспечению функциональной активности организма и совершенствованию психофизических качеств личности. Стоит только всегда помнить о том, какое средство физического воспитания является основным, и не отождествлять его с некоторыми бытовыми и трудовыми действиями.

Содержание тренировочных движений

Физические упражнения состоят из определенных двигательных действий и тех процессов, которые при этом происходят во всех системах организма. Проведение активных занятий с детьми предполагает подачу сознательной установки, направленной на достижение нужного результата действий. Это соответствует тем задачам, которые стоят перед педагогами.

Почему физические упражнения являются основным средством воспитания? Потому что при их выполнении происходит значительная активизация умственных процессов и двигательных представлений. Развивается воображение, внимание, память и т. д. Кроме того, благодаря выполнению физических упражнений укрепляется сердечно-сосудистая, нервная и дыхательная системы. Активные движения требуют от детей некоторых волевых усилий, что содействует развитию эмоциональной сферы и сенсомоторных функций.

Техника упражнений

Это понятие включает в себя тот способ, при помощи которого выполняются необходимые движения. Техника упражнений может быть различной. Это относится к скорости и способам выполнения (спиной вперед, на носках и т. д.). Выбор той или иной техники оказывает огромное влияние на результаты выполняемых упражнений. Кроме того, во время проведения занятий нередко используется спортивный инвентарь, позволяющий доводить движения до совершенства.

Техника любого физического упражнения имеет три составные части. Первой из них является основа. Это те главные элементы упражнения, которые призваны решать двигательные задачи. Второй составляющей техники активных занятий является определяющее звено. Это та часть движения, которая является решающей. Примером определяющего звена может служить отталкивание ног при прыжке на месте. Выделяют еще и детали техники упражнений. Они представляют собой второстепенные особенности активных действий, которые могут быть изменены.

Возрастные особенности занятий

Большинство родителей знают, что является основным средством физического воспитания детей. Именно поэтому, начиная с раннего периода жизни чада, папы и мамы проводят со своими малышами активные занятия. Причем движения ребенка должны соответствовать его возрасту. Так, в грудной период жизни малыш способен только на пассивные упражнения или пассивно-активные, выполнять которые ему помогают взрослые. Эти занятия сопровождаются воздушными ваннами и массажем. Подрастая, малыш начинает ползать, готовится к ходьбе, катает и бросает мячик. В этом возрасте данные движения и являются теми физическими упражнениями, которые необходимы для развития личности.

Более сложные занятия проводятся с детками 5-6 лет. Что является основным средством физического воспитания в этом возрасте? Все те же общеразвивающие упражнения. Только подросшие малыши уже должны выполнять:

  • разнообразные виды бега, ходьбы, прыжков и лазания;
  • построение, повороты и перестроение;
  • танцевальные движения.

Формы занятий

Основное специфическое средство физического воспитания, коим являются упражнения, может реализовываться по-разному. Главными формами активных тренировок для детей служат:

  • физкультминутки;
  • утренняя гимнастика;
  • занятия физкультурой;
  • подвижные игры;
  • самостоятельные занятия.

Утренняя гимнастика

Основное специфическое средство физического воспитания – это разнообразные упражнения. Их выполнение производится при помощи такого компонента, включенного в режим дня малышей, как утренняя гимнастика. Ее упражнения позволяют снять некоторое торможение, оставшееся после ночного сна. При этом обеспечивается тренировка всех групп мышц, что способствует формированию хорошей осанки и подготавливает неокрепший детский организм к дальнейшим нагрузкам.

Продолжительность таких тренировок зависит от возраста малышей. Так, младшей группе достаточно позаниматься 4-5 минут. Старшим детсадовцам требуются занятия, длящиеся 10-12 мин.

Все упражнения при этом подбирают таким образом, чтобы производилась последовательная разработка различных мышечных групп от плечевого пояса до стоп. Далее используются движения, усиливающие обмен веществ в организме. Это разнообразные подскоки, чередующиеся с легким бегом. На последнем этапе утренней гимнастики регулируется работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Это возможно при выполнении упражнений в ходьбе, танцевальных шагов и т. д.

Физкультминутка

Основным специфическим средством физического воспитания являются и короткие по времени занятия. Это физкультминутки, которые рекомендуется проводить в средней, а также в старшей и подготовительной группах в процессе занятий или в перерывах между ними. Даже кратковременная двигательная активность позволяет снять утомление и восстановить положительное эмоциональное состояние.

Проводится физкультминутка сидя. Ее организуют и стоя у столов, за которыми занимаются дети. Она включает два или три упражнения на движение рук, разгибание туловища, а также шаги на месте. Все это активизирует работу мышц и расширяет грудную клетку. Выполняют такие упражнения не более одной-двух минут.

Подвижные игры

В педагогике нередко пользуются и еще одной формой работы с детьми. Это подвижные игры. Как средство физического воспитания такие занятия:

  • расширяют двигательный опыт ребенка, обогащая его как новыми, так и более сложными движениями;
  • совершенствуют имеющиеся у малышей двигательные навыки;
  • воспитывают активность, самостоятельность, а также положительные отношения в коллективе сверстников;
  • развивают такие двигательные качества, как выносливость, быстрота и ловкость.

Подвижные игры как основные средства и методы физического воспитания планируются педагогом заранее. При этом они включаются в режим дня малышей. Утром у детей игры возникают сами собой. Продолжаются они и после, уже на прогулке. Только здесь они являются одной из форм ежедневной работы педагога. Длительность организованных подвижных игр и упражнений на улице, как правило, составляет 30-40 мин. В вечерние часы таким занятиям отводят 10-15 мин. Такая форма физического воспитания укрепляет здоровье малышей и закаляет их организм. Хорошо, если во время таких упражнений дети будут обеспечены инвентарем и спортивными пособиями, стимулирующими двигательную активность.

Самостоятельные занятия

Физические упражнения могут выполняться по желанию и инициативе детей. В таком случае они явятся самостоятельным занятием. Тем не менее подобная двигательная активность должна находиться под постоянным наблюдением воспитателя. Эта форма работы с малышами направлена на развитие движений и формирование привычки к самостоятельному выполнению упражнений.

Методика использования физической культуры

То, при помощи какого способа применяются активные движения в процессе воспитания детей, зависит от возраста, а также от условий проведения занятий и двигательных возможностей малышей. Существует две группы различных методов. К первой из них относятся специфические. Их применяют только в процессе физвоспитания. Во вторую группу входят общепедагогические методы.

Круг их использования распространяется на все случаи воспитания и обучения. В перечень специфических способов входят:

  • методы, строго регламентирующие физ. упражнения;
  • подвижные игры;
  • соревновательный метод, когда упражнения используются в соревновательной форме.

Все эти способы призваны решать задачи по обучению малышей технике выполнения упражнений. Также они помогают в воспитании физических качеств личности.
Все упражнения для детей предлагаются в максимально конкретной форме. Это могут быть различные задания, например, «добеги до скамейки». Кроме того, педагоги нередко используют образные имитации и задания. Например, «бежать надо тихо, как мышки». Специфические методы физического воспитания подразумевают и работу с различными предметами (палками, мячами и т. д.). При этом все обучение происходит от простых движений и действий к более сложным.

При применении общепедагогических методов используются словесные и наглядные методы воздействия. Какой же способ выбрать педагогу для осуществления процесса физвоспитания? Применять понадобится сразу несколько методов. Только их совокупность обеспечит успешное решение поставленной задачи.

Для студентов, обучающихся в педагогических вузах, изучающих, что является основным средством физического воспитания, МТИ предлагает для ознакомления готовые курсовые работы и рефераты по данной теме.

Комментарии