ГАЗ-67Б: фото, размеры, запчасти

Еще в далеком в 1939-м, когда шла война между СССР и Финляндией, появилась острая необходимость создать легкий и максимально подвижный автомобиль-вездеход. Все потому, что основная часть военных действий развивалась в условиях сурового зимнего бездорожья. Транспортное средство необходимо было для обслуживания в основном среднего состава командования Красной Армии, иногда использовалось для транспортировки и буксировки легких систем, для выполнения артиллерийских задач. Изначально создавался вездеход ГАЗ-61, но он не смог справиться со всеми задачами, которые были поставлены армейским командованием. После многих модернизаций создали практически идеальный вариант - ГАЗ-67Б.

История

Невзрачный с виду, он за свое долгое существование увидел очень многое и привык быть в самом центре главных событий. ГАЗ-67Б использовался как для перевозки сержантов, так и маршалов, применялся для патрулирования улиц, помогал геологам искать нефть, золото и штурмовал непроходимые снега в полярных экспедициях. О заслугах данного транспортного средства говорить можно очень много, ведь автомобиль действительно легендарный. Но в самом начале эпохи с ГАЗ-67Б была война.

Именно в самый разгар кровопролитной войны и создавался этот истинный воин. На сегодняшний день осталось очень мало машин данной марки. А те, что и остались, бережно хранятся своими владельцами, ведь при должном уходе они смогут пережить и людей. ГАЗ-67Б, фото которого ниже, отлично сохранился до наших дней и не перестает радовать своего хозяина.

Военный кабриолет

Как ни странно, но самый массовый внедорожник в СССР был кабриолетом. Солдаты, воевавшие в период с 1941 по 1945 гг., в конце войны доехали на ГАЗ-67Б до самого Берлина. Автомобиль отличался мягким верхом и отсутствием боковин, на большей части моделей даже дверей не было. В зимнее время вместо них натягивали специальные матерчатые пологи, которые в дальнейшем сворачивались и стягивались ремнями. Что касается цвета, то тут особо ничего не выберешь: как и все внедорожники, ГАЗ-67Б окрашивался в темно-зеленый цвет, маркированный "4БГ-авто". Передняя часть была взята от не менее легендарного автомобиля ГАЗ-ММ, более известного как "полуторка".

Комфорт

ГАЗ-67Б - это военный автомобиль, и при его создании конструкторы не особо задумывались о комфортабельности, так как все должно быть простым и обладать высоким уровнем надежности. Водителю, помимо тугих педалей, которые рассчитаны были под солдатские сапоги, предлагался небольшой щиток с минимальным набором приборов. Из так называемых предметов роскоши, которые сейчас можно назвать дополнительными опциями, у ГАЗ-67Б была всего лишь розетка для подключения специальной лампы, а также два бака для топлива. Одна емкость располагалась непосредственно под лобовым стеклом, а вторая уже под водительским сидением. И все это при довольно небольших габаритных размерах, которыми обладал автомобиль ГАЗ-67Б.

Характеристики

При своей компактности ГАЗ-67Б, размеры которого действительно впечатляют, обладал грузоподъёмностью в 400 кг. Сейчас этот параметр кажется довольно скромным, если сравнивать с современными аналогами. Стоит отметить, что не каждый современный грузовик способен будет тащить за собой дивизионную пушку ЗИС-3, вес которой почти 2 тонны. Что интересно, ремонтировать можно транспорт и самостоятельно, ведь конструкция его очень простая, без сложных схем и элементов, чертежи ГАЗ-67Б можно посмотреть в статье.

Всеядный внедорожник

Как и большая часть продукции, выпускаемой Горьковским заводом, ГАЗ-67Б комплектовался обычным 4-цилиндровым силовым агрегатом. Объем мотора составлял 3,3 литра, способен был развить мощность в 50-54 лошадиные силы. Двигатель ГАЗ-67Б, запчасти которого были общими с его так называемым родственником ГАЗ-ММ, обладал высокой тяговитостью и тихоходностью. Это главные достоинства такой силовой установки, при этом крутящий момент составлял 180 Нм и достигался всего лишь при 1400 об./мин. Наиболее экономичным режимом работы было движение на скорости в среднем 30-40 км/ч, при этом расход составлял 16-18 литров на пройденные 100 км пути. При разгоне до 70 км/ч расход повышался на 25 %.

Как и его "родственники", ГАЗ-67Б неприхотлив к топливу. Все потому, что в условиях войны в бак заливали практически все подряд, что могло хоть как-то гореть, начиная от низкооктановых видов бензина марки А-50 и А-60 и до авиационного 4Б-78, который в основном был предназначен для работы аналогов - "Студеров" и "Виллисов". Заправляли и высокооктановым марки А-66, и А-70 топливом, автомобиль работал без проблем и выполнял все поставленные задачи. Хорошо прогретый мотор мог потреблять и керосин, хотя инженеры запрещали это делать, при этом угрожая солдатам трибуналом. Двигаталь ГАЗ-67Б, как истинный военный, всегда был готов приступить к несению долга. Как правило, заводили силовой агрегат при помощи так называемого ручного стартера. Это было вызвано ненадежностью аккумуляторной батареи.

Ходовая часть

Трансмиссия на ГАЗ-67Б полноприводная, с дополнительной возможностью подключать передний мост. Тяговые характеристики были такими, что и сцепление, и коробку передач инженеры взяли от ГАЗ-ММ, практически без дополнительных изменений. Недостатком ходового оборудования внедорожника было отсутствие межосевого дифференциала, именно по этой причине полный привод применялся только при преодолении заснеженных участков или при движении по грязи. Движение в жидкой грязи не составляло для автомобиля никаких проблем, даже когда колеса полностью скрывались в колее.

Тормоза

Система торможения ГАЗ-67Б обладала механическим приводом без дополнительных усилителей. Иногда в среднем через каждые 3000 км необходимо было проверить степень натяжения тросов, а также установку тяг, идущих от педали и от стояночного тормоза. Согласно технической документации, рекомендовалось разбирать механизмы и чистить их каждые 6000 км, но для того чтобы избежать отказов, автомеханики делали это чаще.

На передней и задней оси были установлены барабанные тормоза, что сейчас кажется чем-то невероятным, ведь все привыкли, что на авто ставят дисковые элементы или хотя бы на переднюю ось.

Популярность

ГАЗ-67Б в армии был самым распространенным внедорожником. Именно поэтому он получил очень большое количество народных названий, среди которых: "козлик", "пигмей", "блоха-воин", не менее популярное название - ХБВ (расшифровывалось оно так - "хочу быть "Виллисом", ведь он создавался как отечественный прообраз этого внедорожника). В военные годы производство ГАЗ-67Б не могло похвастаться очень большими объемами. Была создана всего лишь 4851 единица. Все из-за того, что основное внимание уделялось созданию нового броневика БА-64Б. Ближе к концу войны было выпущено 3137 ГАЗ-67, а также 1714 экземпляров ГАЗ-67Б. В сумме до конца производства завод создал 92843 машины. Выпуск завершился в 1953 году. Сегодня этого воина можно встретить только у коллекционеров или истинных ценителей военной техники.

Комментарии