Феофан - митрополит Симбирский: биография и фото
Несмотря на то что советское время воспринимается как эпоха расцвета атеизма в стране, православие продолжало оставаться для многих ее граждан единственной религией и способом обратиться к Богу. Огромный потенциал силы веры заставил правительство Советского Союза в годы Великой Отечественной войны существенно ослабить влияние на множественные проявления религиозных настроений солдат и мирных жителей, но к полному принятию церковных организаций все же не привел. Тем не менее многие люди продолжали оставаться верующими и посещали храмы, жили по Божьим законам. Некоторые даже посвящали этому всю свою жизнь, благодаря чему Русская православная церковь сегодня по праву считается представительницей сильной, чистой и искренней веры во всем мире.
Детство Ивана Ашуркова
Город Дмитров стал малой родиной для шестерых ребятишек из простой рабочей семьи. Шестой ребенок родился у супругов Ашурковых в 1947 году, 25 мая. Иван, следуя семейным традициям, с раннего детства впитал в себя основы веры, любовь к Богу и устои православной жизни. В семье было принято читать молитвы перед трапезой, соблюдать дисциплину, усердно трудиться.
Естественно, в школе детям Ашурковых было непросто, особенно это касалось более старших классов. Иван, его братья и сестра с пятого класса ездили на уроки в соседнее село. Там их семью не знали и сразу стали пристально наблюдать, заметив приверженность к христианству. Некоторые учителя, как вспоминает сегодня Феофан, митрополит Казанский, даже проявляли видимую агрессию. Особенно нетерпимо относились к тому, что порой Ваня пропускал ради службы уроки.
Так как дети были верующими, в пионеры их не приняли, да отец и не давал на это разрешения. Сам он был столяром и держался обособленно, избегая необходимости вступать в колхоз.
Хоть и считается, что дети порой бывают более жестоки, чем взрослые, о детстве Ивана нельзя сказать, что оно прошло без друзей. Ребятишки дружили, вместе играли, а если и случались разногласия, братья Ашурковы всегда стояли друг за друга горой.
Сегодняшний митрополит Татарстанский Феофан никогда бы, наверное, не стал тем, кто он есть, без этого семейного единения, твердой веры и сильных православных отцов, которые служили в храме Вознесения Господня села Романовка. Именно об этом храме и отце Василии Иван Андреевич вспоминает с особым трепетом и теплотой.
Как Иван Андреевич пришел к служению
Окончив школу и освоив в Новотроицком училище профессию электрослесаря, парень, который много позже стал известен как Феофан (митрополит), как и все молодые люди Советского Союза отправился на службу в армию.
Особая армейская обстановка с ее ежедневным бахвальством новобранцев, сальностью разговоров, проявлениями дедовщины и порой чрезмерной склонностью к пьяным посиделкам еще больше повлияла на решимость Ивана не отклоняться от веры. Нужно сказать, что, по словам самого Феофана, армия все же не стала для него тяжелым испытанием, и он с благодарностью отзывается о полученном там жизненном опыте.
Отдав дань государству, Ашурков настроился на поступление в семинарию Московской духовной академии. В первый раз поступить не удалось: вмешались власти. Но после года служения при митрополите Гедеоне в Смоленске (1969 год) смог одолеть программу сразу двух курсов. В результате усердного учения и поддержки владыки Филарета и митрополита Гедеона семинария была окончена за пару лет. Затем последовала академия, период послушничества и постриг в монахи.
С тех пор Иван Ашурков получил имя Феофан. Митрополит, а точнее этот сан, для молодого монаха тогда еще был далеко впереди. Монашеский путь будущего известного церковного деятеля начался в 1973 году в Троице-Сергиевой лавре. На следующий год Феофан стал иеродиаконом, а еще через два года – иеромонахом.
Жизненный путь будущего митрополита
Будучи уже аспирантом духовной академии, Феофан был направлен на послушничество в Иерусалим. Там он провел почти пять лет. Хоть тогда и была очень сложная обстановка в международных отношениях и выездах за границу, об этом времени митрополит Феофан отзывы озвучивает только положительные. Признавая чудом возможность в начале каждого дня созерцать святые для всех христиан места, он рассказывает об этом так, что замирает дыхание. Места, где родилась христианская вера, очень сильно повлияли на духовное развитие священнослужителя. Здесь он научился искусству ведения переговоров, лояльности к другим вероисповеданиям, ощутил всю силу любви к своей Родине и важность служения Богу даже ценой расставания с ней.
Вернувшись в 1982 году в СССР, будущий митрополит Феофан (Симбирский), два года служил в Троице-Сергиевой лавре, а затем его отправили до 1987 года в Южную Америку на должность секретаря экзархата. В этой местности отмечалась большая многочисленность приходов, которую обеспечивали люди с очень сложной судьбой – экономические мигранты с Украины, бывшие военнопленные, коренные аргентинцы, создававшие смешанные семьи. Всем им нужна была поддержка, которую и давали православные храмы.
Два года после Южной Америки прошли в отделе Московского патриархата, который отвечал за внешние сношения. С 1989 года пока еще не митрополит Феофан, биография которого включает служение церкви в самых разных странах, был экзархом в Африке. Когда он вернулся на Родину в 1993 году, Советского Союза уже не было.
Замещая до 1999 года председателя отдела по внешним церковным сношениям, Феофан стал свидетелем формирования новой системы взаимоотношений государства и церкви. После недолгого послушничества на Востоке решением Синода архимандрит был посвящен в епископский сан.
Епископская деятельность Феофана
Став епископом Магаданским и Синегорским в октябре 2000 года, он столкнулся с необходимостью развития миссионерской деятельности. Феофан, митрополит области, сегодня носящей название вождя революции, особенно остро осознал, как важно строить новые храмы, взаимодействовать с молодежью, проводить православные мероприятия. РПЦ должна была многое противопоставить протестантским молитвенным домам и сектантским организациям. В магаданских газетах стали появляться православные вкладки, телевидение запустило церковные телеканалы, и был построен великолепный собор Святой Троицы.
С 2003 года Феофан назначен в Ставропольскую епархию, где стал преемником вышеупомянутого митрополита Гедеона. Епархия была очень крупной, включала в себя весьма неспокойные области: Чечню, Северную Осетию, Ингушетию и другие. Северный Кавказ научил епископа находить общий язык даже с последователями другой религии. Он считал и считает, что общее дело восстановления духовности народа должно сплотить последователей всех вероисповеданий.
Бесланская трагедия и военный конфликт Грузии с Южной Осетией стали страшными, но очень важными страницами в биографии Феофана (Ашуркова). Он всеми силами старался помочь беженцам: РПЦ собирала для них продукты, медикаменты, предоставляла приют в монастырях и храмах.
Архиепископ Феофан (Иван Ашурков)
Огромный опыт церковной деятельности в самых разных условиях и странах позволил Феофану стать претендентом на сан архиепископа. Будущий митрополит Казанский Феофан совершил еще один шаг вперед – в 2008 году он принял новый сан. В 2012 году он возглавлял Челябинскую митрополию, а также управлял Троицкой епархией. На Южном Урале ему вновь пришлось столкнуться с многонациональностью, коей славится наша огромная страна. Феофан и здесь четко придерживался линии добрососедских отношений как с властными структурами, так и с простым населением. Здесь начали строить храмы, так как число православных приходов слишком мало, возобновили восстановление старых церквей и даже открыли теологическую специальность на кафедре истории в Южно-Уральском государственном университете.
Деятельность Феофана на посту митрополита
В 2012 году Феофан стал митрополитом. Через два года ему доверили Симбирскую митрополию, где он очень многое сделал для укрепления православной веры среди населения региона. Хоть и немного времени пробыл на Родине В. И. Ленина митрополит Феофан, симбирский народ благодарен ему за его стремление вернуть Ульяновску историческое название, за увеличение количества храмов, за терпимое отношение к представителям иных религий.
Не прошло и года, как митрополит был назначен на новое место служения – в Татарстанскую митрополию. Произошло это в июле 2015 года. Деятельность здесь отличается от других наиболее тесным контактом с мусульманами. Вопреки мнению многих злопыхателей, представляя РПЦ, Феофан по-прежнему стремится к конфессиональному миру. Он четко осознает то, что все религии почитают Единого Бога, но каждая по-своему. И это не повод завязывать кровопролитные споры и тяжбы. Главная цель всех церковных организаций – добиться того, чтобы люди стремились к духовности и нравственной целостности. Очень жестко Феофан отзывается о национализме, называя его дорогой в никуда.
В наше весьма непростое время с расцветом самых разнообразных международных конфликтов такие люди, как митрополит Феофан, делают очень многое для сохранения мира.