Основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС. Методические рекомендации
Введение новых стандартов в современном обучении привело к изменению подходов к учебному процессу. Старые методики не дают возможности развиваться личности ребенка. Они дают только предметные знания, не затрагивая личностных способностей. Рассмотрение методик и характеристика учебной деятельности поможет увидеть, насколько изменилось качество обучения младших школьников.
Преобразование школьной программы
Введение федерального государственного образовательного стандарта привело к полному преобразованию организационной и методической деятельности как в сфере управления, так и на организации процесса обучения в каждом отдельно взятом классе начальной школы. Поменялись функции участников системы образования и последовательность взаимодействий между ними. Основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС способствуют получению необходимых навыков, применимых в дальнейшей жизни.
В управлении школьным учреждением произошли коренные изменения, которые затронули все сферы - от оформления основных документов до организации вопросов питания обучающихся и взаимодействия учителей с родителями. Значительное внимание будет уделяться развитию в школе целостной образовательной среды и материально-технической базы.
Результатом введения новых стандартов явилась необходимость в написании новой образовательной программы начального общего образования. Как это проявилось? Потребовалось развитие учебной деятельности с участием всего педагогического коллектива, переоценка рабочих программ учебных и внеурочных занятий и разработка новых схем анализа уроков.
Контролируемым объектом для администрации учебных заведений стали достижения обучающихся. Контролируются все основные виды учебной деятельности учащихся по ФОГС, дети должны развиваться всесторонне. Для этого следует проверять промежуточные, накопительные и конечные результаты обучающего процесса. Предметные, метапредметные и личностные результаты учебы становятся главным показателем успешности программы.
Особенности учебной деятельности
Основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС описаны в данном документе, и важная роль отводится в нем внедрению универсальных учебных действий (УУД). Отличительной особенностью нововведения является активный характер, главной целью которого является формирование личности ребенка. Нынешняя система образования отходит от традиционного мнения о результатах обучения в виде приобретенных знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения выражены в виде личностных, метапредметных и предметных итогов.
Что же такое УУД? В обширном смысле термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться. Это означает, что школьник формирует способность к саморазвитию и самосовершенствованию вследствие осознанного и энергичного приобретения нового опыта. В более узком смысле термин УУД можно определить как совокупность способов действия ученика, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний и формирование им умений. Это также охватывает и организационный процесс учебной деятельности. Правильное планирование по ФГОС облегчит задачу педагогам и поможет школьникам развивать способности.
УУД и их категории
Универсальные учебные действия помогают развивать личность ребенка, способствуют становлению его мышления, развивают способности и воспитывают высокие моральные нормы. Они выводят обучение в России на совершенно новый уровень и отражают переход от индустриальной системы образования к системе нового поколения. Это обучение сформировано на современных знаниях психологии и инновационных методах.
Есть четыре категории, которые требуют развития в результате учебной деятельности с применением универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Как развить все эти качества во время уроков? Какими навыками должен овладеть ребенок в результате полученного образования? Рассмотрим по порядку, к чему приведет тот или иной навык.
Регулятивные действия
В общих чертах все понимают, что это такое, но что входит в умение учиться?
Регулятивные действия подразумевают умение устанавливать перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь и прогнозировать допустимые обстоятельства. На какой дисциплине в школе ученики обучаются ставить задачи и находить их решение? Конечно, это математика. Обучаясь разрешать сложные математические примеры и задачи, школьники, к великому сожалению, не учатся самостоятельности. Эти познания не помогают им в преодолении актуальных проблем.
Какие проблемы возникают уже в школьном возрасте? Например, проблема сдачи ЦТ. Беспокоящиеся за свое чадо родители, нанимают репетиторов, расходуют время и деньги на подготовку к экзаменам. А что бы было, если б школьник владел умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность? В итоге он мог бы сам благополучно подготовиться к экзаменам.
На сегодняшний день программа учебной деятельности разрешает вырабатывать регулятивные способности у школьника при помощи УУД. Ученик еще с начальных классов обучается правильно устанавливать перед собой цели, без преувеличения оценивать уровень своих знаний и умений, и находить самый элементарный способ решения задачи.
В наши дни нужная нам информация находится в свободном доступе в интернете. А для того чтобы научить ребенка ею пользоваться, необходимо коренным образом изменить подход преподавателей к организации учебного процесса. Основное в наше время - это знать, как пользоваться данными сведениями.
Что для этого нужно знать преподавателю? Вместо старого конспекта теперь необходимо подготовить сценарный план действий, который дает значительную свободу и определяет последовательную деятельность школьников. Интенсивней при планировании урока следует применять групповые и парные формы организации занятий учащихся.
Например, в ориентировочной программе по математике предусмотрено существенное увеличение активных форм работы, нацеленных на вовлечение учащихся в математический процесс. Они должны понимать математический материал, приобретать практические навыки и уметь приводить свои рассуждения и доказательства. Наравне с этим в ней уделяется внимание применению компьютеров и информационных технологий для усиления зрительной и опытной составляющей обучения.
Наша жизнь непредсказуема. Вероятно, что через некоторое время при поступлении в вуз или другое учебное заведение школьнику понадобятся те знания, которые в школе на сегодняшний день преподаются в небольшом объеме. Чтобы ребенок не растерялся в подобных обстоятельствах, ему нужно овладеть универсальными учебными действиями. Умение учиться жизненно необходимо в нынешнем обществе. Это залог нормального приспособления в мире, а также профессионального карьерного роста.
Познавательные способности
Планомерное планирование учебной деятельности помогает ребенку вырабатывать познавательные способности. Он учится постигать и изучать окружающий мир. Для этого преподавателю нужно обучать школьника не только общеучебным действиям, таким как постановка целей, работа с информацией и моделирование ситуаций, но и учить их логически мыслить - анализировать, сравнивать, классифицировать или доказывать собственную точку зрения.
Часто интерес к учебе появляется при проведении исследования какой-либо темы. Ребенок, превращаясь в маленького ученого, должен самостоятельно найти необходимые сведения, провести тщательное наблюдение, подвести итог своей деятельности, а также самому оценить личный результат. Этот метод можно использовать на любом уроке.
Что это даст? Наряду с появлением интереса к знаниям, который зачастую исчезает в период учебы, ребенок развивает способность непредвзято относиться к плодам своего труда.
Весьма помогает в исследовательских занятиях составление ребенком своего портфолио. Это слово часто звучит в сегодняшнем мире. По сути, это результаты учебной деятельности. Как должно выглядеть портфолио? Главная страница должна содержать информацию о его обладателе. На ней размещаются фотоснимки его и его друзей, родных, а также повествование о себе. Дальше ученик выбирает интересующую его тему и на последующих страницах как можно обширнее ее раскрывает.
Такой процесс развивает у ребенка заинтересованность к изучению и, разумеется, тягу к знаниям. Непосредственно составляя собственное портфолио, школьник учится работать с информацией, разыскивает пути, как получать новые сведения, подвергать анализу собранные данные, сопоставляет, выдвигает свои теории.
Так из ученика, который только машинально запоминает школьный материал и осуществляет действия по примеру учителя, часто не постигая смысла, школьник понемногу превращается в инициативного человека, саморазвивающуюся личность.
Коммуникативные действия
Это важнейшие качества, которые школьник должен развить, начиная с первых классов. От этого будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Именно тематическое планирование с видами учебной деятельности позволит ему научиться сотрудничать с коллективом. Так он приобретает умения вступать в разговор, участвовать в совместном обсуждении вопросов, внятно формулировать свои мысли, обосновывать свои высказывания и учитывать точку зрения других людей.
Не у всех детей развиты коммуникативные способности, и часто замкнутость или, наоборот, напористость ведут к конфликтам. Преподавателю следует целенаправленно учить школьников правильно защищать свои взгляды, обоснованно убеждать другого человека, а также уметь договариваться с оппонентом. Требуется обучать подрастающее поколение строить доброжелательные взаимоотношения с коллективом, уметь находить решение в конфликтных ситуациях, оказывать помощь, а также результативно добывать знания и приобретать необходимые навыки при сотрудничестве со сверстниками. Немаловажно школьникам научиться достигать соглашения друг с другом. Это необходимо при занятиях в группах, а также весьма пригодится в дальнейшей жизни при решении проблем на работе и в семье.
Личностные качества
Усваивая личностные универсальные умения, ребенок благополучно принимает нормы поведения в окружающем его мире, учится справедливо оценивать себя и свои действия. Каждый из нас живет в своем окружении, и умение уживаться в нем с остальными людьми — залог полноценной жизни. В этом заключается моральный аспект: уметь сопереживать, оказывать взаимную помощь, быть отзывчивым к своим родным.
Однако для этого ребенку нужно научиться понимать, какие чувства, возможно, ощущает его одноклассник, друг или родной человек в тех или иных условия. Он обязан уметь видеть, что человеку, находящемуся рядом с ним требуется, например, эмоциональная поддержка, а может быть, физическая помощь. Например, помочь по дому заболевшей бабушке или помочь другу выгулять собаку.
Также школьник учится самостоятельно противостоять поступкам и воздействиям, представляющим угрозу его жизни и здоровью. С практической точки зрения для счастливого существования ученику следует разбираться в том, какие на сегодняшний день специальности наиболее востребованы, и в какой сфере он лучше проявит свои способности и будет полезным членом общества. Планирование по ФГОС поможет развить все эти качества.
Нововведение для старшеклассников
Новшества, заложенные в проекте ФГОС для среднего общего образования, - это уменьшение количества дисциплин в старших классах в несколько раз. В настоящее время ученики 10-11 классов осваивают около 21 предмета. План учебной деятельности по ФГОС уменьшит их число до 12.
Ввиду новых стандартов учебная деятельность школы намеревается сохранить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых отдать предпочтение нужно будет семи необходимым им предметам. Останутся также и обязательные дисциплины, такие как физкультура, ОБЖ и «Россия в мире».
Каждый из предпочтенных предметов будет располагать тремя уровнями изучения: интегрированным, базовым и профильным. Планируется, что на профильный уровень должно быть отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный уровни — по три часа.
В результате в учебном плане для старшеклассников появится три профильных предмета, три обязательных и три базовых или интегрированного уровня, и в итоге будет 33 часа в неделю. Это воспрепятствует немалому количеству лишних знаний и повторов. В виды учебной деятельности на уроке будут введены персональные проекты школьников.
Работа в группах
В отличие от предыдущей системы, формирование учебной деятельности в школе требует групповой формы обучения. Это предусматривает организацию маленьких по составу групп в классе. Выделяют следующие формы группового сотрудничества:
- Парная форма - это обозначает, что два ученика осуществляют некоторую долю работы вместе. Такая форма учебной деятельности применяется для достижения любой назидательной цели - это может быть изучение и закрепление материалов урока, а также проверка знаний друг у друга. Также работа в парах дает возможность ученикам поразмышлять над установленной задачей, обменяться мыслями с напарником и уже затем озвучить итоги своей деятельности перед всем классом. Она содействует формированию навыков высказывать свое мнение, общаться, способности убеждать и участвовать в дискуссии.
- Кооперативно-групповая - это форма организации обучения в небольших группах учащихся, связанных одной совместной учебной целью. Подобная организация учебной деятельности дает возможность учителю руководить работой любого ученика косвенно, через поставленные задачи. Группа в этом случае осуществляет часть совместной для всего класса цели, а также она знакомит и отстаивает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Основные выводы при таком обсуждении становятся основополагающими для всего класса и записываются в тетради всеми присутствующими.
- Индивидуально-групповая форма предусматривает разделение учебной задачи между членами группы, когда каждый из ее членов осуществляет свою часть. Результаты выполнения вначале обговариваются и оцениваются в группе, а потом выносятся на разбор всего класса и педагога.
Внешкольные занятия
Стандарт предполагает осуществление в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по ФГОС организуется по направленностям формирования личности. Это могут быть спортивно-оздоровительные, духовно-нравственные, социальные, общеинтеллектуальные и общекультурные занятия. Для исполнения подобных установок от преподавателя потребуется огромное внимание к каждому учащемуся. Дело обстоит так, что содержание подобных занятий следует создавать с учетом пожеланий учащихся и их родителей.
Что возможно включить в такие занятия? В них могут входить персональные и групповые консультации, например, по отдельным предметам для ребят разнообразных категорий. Также возможно устраивать экскурсии, кружки по интересам, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, состязания, разнообразные исследования. Характеристика учебной деятельности поможет определить предпочтения учеников и создать тот вид занятий, который поможет развивать личность.
Методические рекомендации
Предлагаемые методические рекомендации помогут учесть все основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС.
Учитель на уроке сосредотачивает внимание на развивающую ценность каждого задания, применяет специализированные развивающие методики, правильную постановку вопросов. Замечает успехи ученика по сравнению с его предыдущими результатами и не сравнивает его с одноклассниками.
Педагог объясняет, для какой цели необходимы те или иные знания, как они могут пригодиться в жизни. Нужно привлекать школьников пополнять запас знаний при изучении нового материала. Обучать приемам работы в группах, показывать, каким образом можно прийти к общему решению в групповой работе, учить разрешать учебные конфликты.
Учитель на уроке обучает самопроверке, показывая школьникам, как можно отыскать и устранить ошибки. Дети могут учиться по предлагаемому алгоритму, оценивать результаты выполнения задания, при этом преподаватель показывает и непременно разъясняет, за что была поставлена та или иная отметка.
Педагог обучает детей тем навыкам, которые им понадобятся в работе с информацией, – пересказу, составлению плана, пользованию многообразными источниками: справочниками, словарями и интернетом. Следует сосредотачивать внимание на формировании логических мыслительных способностей, разнообразных аспектов познавательной деятельности. Учитель направляет внимание учащихся на коллективные способы действий в различных ситуациях.
Преподаватель применяет проектные формы работы на уроке. Внеурочная деятельность по ФГОС помогает школьникам лучше использовать полученные знания на практике. Учитель обучает ребенка делать моральный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его рассмотрением. У педагога должно быть желание находить способы увлечь детей знаниями.
Этот список методик можно продолжать еще долго - основные виды учебной деятельности учащихся по ФГОС затрагивают полностью весь процесс школьного образования. Перестраиваться на новые стандарты необходимо абсолютно всем учителям: как начальных классов, так и старших. Учащимся помогут развивать свои способности только универсальные учебные действия, которые они будут применять на протяжении всего процесса обучения, а также в личной жизни.