Современные организационные формы обучения
Теория и практика педагогического обучения включает множество разнообразных форм. Возникновение, развитие и вымирание отдельных форм связано с новыми требованиями, возникающими в обществе. Каждый из этапов оставляет свой отпечаток, благодаря чему влияет на развитие последующего. В связи с этим наука содержит множество знаний относительно видов и форм обучения. Современная дидактика включает в себя обязательные, факультативные, домашние, классные формы обучения, подразделяющиеся на фронтальные, групповые и индивидуальные занятия.
Терминология
М. А. Молчанова характеризует организационные формы обучения как диалектическую базу, состоящую из содержания и форм. И. М. Чередов отмечает, что основным направлением организационных форм является выполнение интеграционной функции. Данное определение основывается на том, что в формы входят практически все главные элементы образовательного процесса. И. Ф. Харламов утверждает, что не только он не может точно определить, что такое организационные формы обучение, но и в принципе в дидактике четкую характеристику термина найти невозможно.
Выполняемые функции
В общем, мнение всех исследователей сводится к тому, что функции, которые выполняют организационные формы процесса обучения, содействуют профессиональному развитию педагога и личностному совершенствованию ученика.
В список основных функций входят:
- Обучение – конструирование и использование данной формы для получения максимально эффективных условий подачи знаний детям, а также формирования мировоззрения и совершенствования способностей.
- Воспитание – обеспечение поэтапного введения учеников во всяческие виды деятельности. Результат – интеллектуальное развитие, выявление нравственных и эмоциональных личностных качеств.
- Организация – методическая проработка и формирование инструментов для оптимизации образовательного процесса.
- Психология – развитие психологических процессов, которые помогают процессу обучения.
- Развитие – создание условий, способствующих полноценному осуществлению интеллектуальной деятельности.
- Систематизация и структурирование – формирование последовательности и логичности доносимого до учеников материала.
- Комплексирование и координация – взаимосвязывание всех форм обучения для увеличения эффективности процесса обучения.
- Стимулирование – порождение желания познавать новое у разных возрастных групп.
Фронтальное обучение
Ситуация, когда учитель осуществляет учебно-познавательную деятельность относительно класса, который работает над единой задачей, является примером фронтальной формы организации. Организационные формы обучения данного вида возлагают на учителя ответственность за организацию совместной работы учащихся, а также за формирование единого темпа работы. Насколько педагогически эффективно фронтальное обучение, напрямую зависит от учителя. Если он опытен и с легкостью удерживает в поле своего зрения класс в общей массе и каждого ученика в частности, то эффективность находится на высоком уровне. Но и это не является пределом.
Развитие организационных форм обучения привело к тому, что для повышения результативности фронтального обучения учитель должен создавать творческую атмосферу, объединяющую коллектив, а также подкреплять внимание и активное желание учеников. Важно понимать, что фронтальное обучение не предполагает различие учащихся по индивидуальным параметрам. То есть все обучение происходит по базовым нормам, рассчитанным на среднестатистического ученика. Это приводит к появлению отстающих и скучающих.
Групповое обучение
Виды организационных форм обучения также включают в себя групповую форму. В рамках группового обучения предполагает учебно-познавательные занятия, направленные на группу учеников. Данная форма имеет разделение на четыре типа:
- звеньевой (формирование постоянной группы для организации процесса обучения);
- бригадный (направлен на создание временной группы, которая будет выполнять задания определенной тематики);
- кооперативно-групповой (дробление всего класса на группы, каждая из которых отвечает за выполнение одной из частей одного объемного задания);
- дифференцированно-групповой (объединение учащихся как в постоянные, так и во временные группы, по их общему характерному для каждого признаку; это может быть уровень имеющихся знаний, одинаковый потенциал возможностей, равнозначно развитые навыки).
Работа в паре также относится к групповому обучению. Руководить деятельностью каждой группы может как сам учитель, так и непосредственные помощники: бригадиры и звеньевые, назначение которых основывается на мнении учащихся.
Индивидуальное обучение
Организационные формы обучения отличаются друг от друга степенью контакта с учениками. Так, при индивидуальном обучении непосредственный контакт не предполагается. Другими словами, эту форму можно назвать самостоятельной работой над выполнением заданий с одинаковой для всего класса сложностью. Важно понимать, что если учитель дает ученику задание согласно его учебным возможностям и тот его выполняет, то индивидуальная форма обучение перерастает в индивидуальную.
Для достижения данной цели характерно применение специальных карточек. Случаи, когда основная масса занимается самостоятельным выполнением задания, а учитель работает с определенным количеством учеников, носит название индивидуально-групповой формы обучения.
Организационные формы обучения (таблица особенностей)
Отличительной особенностью каждой из форм обучения является разная степень участия в процессе учебно-познавательной деятельности учителя и класса. Для того чтобы понять эти отличия на практике, следует ознакомиться с присущими для конкретной формы примерами обучения.
Признак | Характеристики | ||
Форма обучения | Массовая | Групповая | Индивидуальная |
Участники | учитель и весь класс | учитель и ряд учеников класса | учитель и ученик |
Пример | олимпиады по предметам, научные конференции, практика на производстве | урок, экскурсия, лабораторные, факультативные и практические занятия | домашняя работа, дополнительное занятие, консультация, зачет, собеседование, экзамен |
Признаки коллективной работы
Чаще всего на практике используются две современные организационные формы обучения: индивидуальная и фронтальная. Групповая и парная применяются реже. Важно отметить, что как фронтальная, так и групповая формы зачастую не являются коллективными, несмотря на то что пытаются на них походить.
Для того чтобы понять, на самом ли деле это коллективная работа, X. Й. Лийметса выделил ряд присущих ей признаков:
- класс понимает, что несет коллективную ответственность за выполнение задания и по итогу получает соответствующую уровню выполнения социальную оценку;
- класс и отдельные группы под чутким руководством учителя организуют выполнение задания;
- в процессе работы проявляется разделение труда, учитывающее интересы и возможности каждого из членов класса, что дает возможность каждому ученику проявить себя максимально эффективно;
- присутствует взаимоконтроль и ответственность каждого ученика перед своим классом и рабочей группой.
Дополнительные организационные формы обучения
Проведение дополнительных занятий с отдельным учеником или группой обусловлено допущенными ими пробелами в знаниях. В случае если ученик отстает в учебе, появляется необходимость в выявлении причин, которые помогут определить приемы, методы и организационные формы обучения, подходящие для конкретной ситуации. Чаще всего причиной является неумение систематизировать учебный процесс, потеря интереса или же замедленные темпы развития ученика. Опытный учитель использует дополнительные занятия как возможность помочь ребенку, для чего применяет следующие виды приемов:
- разъяснение определенных вопросов, которые ранее вызывали непонимание;
- прикрепление к сильному ученику слабого, позволяющее второму подтянуть свои знания;
- повторение уже ранее пройденной темы, позволяющее закрепить полученные знания.
Понятие «метод обучения», классификация
В своем большинстве авторы приходят к тому, что метод обучения – это не что иное, как способ, позволяющий организовать учебно-познавательную деятельность учеников.
В зависимости от характера учебно-познавательного процесса, методы обучения делятся на:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, лекция, демонстрация кино и др.);
- репродуктивный (практическое применение накопленных знаний, выполнение задачи согласно алгоритму);
- проблемно-развивающий;
- частично-поисковый;
- исследовательский (самостоятельное решение задачи, с использованием изученных методов);
В зависимости от способа организации деятельности, методы подразделяют на:
- способствующие приобретению новых знаний;
- формирующие умения и навыки;
- проверяющие и оценивающие знания.
Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения.
Как лучше всего закрепить изученный материал
Организационные формы обучения педагогика использует постоянно. Благодаря изучению форм наука пришла к тому, что особой важностью обладает не только процесс получения знаний, но и их закрепление. Для достижения данного эффекта в педагогике было принято решение использовать два метода:
- Метод беседы. Актуален в ситуации, когда предоставленная учителем информация несложна для восприятия и понимания, и приема повторения достаточно для закрепления. В основе метода лежит картина, когда учитель, грамотно выстраивая вопросы, пробуждает в учениках желание воспроизводить ранее изложенный материал, что способствует его скорейшему усвоению.
- Работа с учебником. Каждый учебник включает в себя как простые для восприятия темы, так и сложные. В связи с эти учителю необходимо, изложив материал, незамедлительно его повторить. Для этого учащиеся самостоятельно изучают данный им параграф, а потом воспроизводят его учителю.
Тренинг по применению знаний
Для того чтобы проверить свои знания на практике, рекомендуется пройти тренинг, состоящий из нескольких этапов:
- объяснение со стороны учителя целей и задач предстоящего тренировочного процесса, основанного на ранее полученных знаниях;
- демонстрация учителем правильной модели выполнения предстоящего задания;
- тестовое повторение со стороны учеников примера применения знаний и умений;
- дальнейшие повторения процесса выполнения задачи до ее полного автоматизма.
Данная ступенчатость является базовой, но бывают случаи, когда тот или иной этап исключается из тренировочной цепи.