Василий Поярков - русский землепроходец: биография, открытия

Как и у многих русских землепроходцев, благодаря которым Россия обросла огромными территориями вплоть до Амура и Тихого океана, даты рождения и смерти Василия Пояркова неизвестны. В документальных хрониках о нем упоминается с 1610 по 1667 год. Исходя из этого, временные рамки его жизни указываются приблизительно.

Служилые люди Сибири

Известно, что Василий Поярков родом был из древнейшего города Кашина Тверской губернии. Относился он к служилым людям, то есть к той группе лиц, которые были обязаны нести в пользу государства либо военную, либо административную службу. Служилые люди имели и другие названия – ратные и государевы люди, вольные слуги, послужильцы (вольные холопы) и просто ратники.

Такие названия имели хождение с XVI по XVIII век. Василий Поярков на службу в Сибири был зачислен с 1630 года. Здесь он дослужился до чина письменного головы. Что это значит? Это должностное лицо, входящее в штат при воеводе. Преимущественно этот чин встречался в Сибири и Астрахани. На правом берегу реки Лены в 1632 году был заложен сотником Петром Бекетовым Якутский острожек. За десятилетие он превратился в административный центр Якутского воеводства и исходный пункт большого количества торгово-промышленных экспедиций на север, юг и восток Азии. А первым воеводой там стал стольник П. П. Головин, при котором письменным головой и служил Василий Поярков.

Подходящая кандидатура

По тем временам Василий Данилович считался человеком весьма образованным, но нрав имел довольно крутой. Россия, закрепившись на реке Лене, присматривалась к южным и восточным, да и к северным территориям. Уже было известно, что Приамурье богато пахотными землями, на которых родится много хлеба, а в Якутск его завозили из-за Урала.

Поэтому, когда было принято решение отправить на разведку в район Шилкара (Амура) отряд казаков, начальником над ними был поставлен Василий Поярков. Он подходил по всем параметрам – надо было не только разузнать как можно больше о сказочных странах, но по возможности максимально точно все записать и составить карты. Свой отчет об экспедиции Василий Данилович Поярков так и назвал «Сказка».

Снаряжение

Отряд, состоящий из 133 человек, был снабжен пушкой, большим количеством пищалей (ранние образцы огнестрельного оружия) и боеприпасов. Кроме того, в обозе имелось много судового инструмента и парусины для строительства лодок, а также очень много различного товара для подарков местным жителям и для обмена с ними – сукно и бисер, медные котлы и утварь. Самое главное – отряду было строго-настрого запрещено каким-либо способом обижать или притеснять аборигенов. Перед отправкой к казакам присоединились около полутора десятков «охочих людей» (так назывались промышленники) и переводчик. Им стал Семен Петров Чистой.

Конкретные цели экспедиции

В 1639 году отряд пеших казаков под началом землепроходца Ивана Юрьевича Москвитина уже достигал берегов Охотского моря и Сахалинского залива. Василий Данилович Поярков со своим отрядом изначально отправились к Амуру, и цели добираться до морей Тихого океана перед отрядом не ставилось. Их основной задачей было исследование Приамурья. Русские, обосновавшиеся в Якутске, уже обладали разрозненными данными об окрестных реках и народах, живших по их берегам.

Пояркову вменялось в обязанность обнаружение и подробное описание природных богатств, в частности, подтверждение слухов об огромных запасах различных руд. Нужны были подробные сведения о роде занятий местных жителей, дорогах и волоках к уже известным рекам Зие и Шилке. Подробно был оговорен маршрут Василия Пояркова и сообщены все имеющиеся сведения о местах, в которые предстояло отправиться отряду пеших казаков.

Даурия

Страна, которая первой лежала на их пути, называлась Даурией, и в ней уже побывали и казак Максим Перфильев в 1636 году, и промышленник Аверкиев. Оба они вернулись и рассказывали удивительные истории о богатствах этих краев, а Перфильев составил карту, которой пользовались и до XIX века. К Даурии относилась часть нынешнего Забайкалья и запад Приамурья. Чтобы читатель смог составить хоть какое-то представление о том, как продвигалась экспедиция Василия Пояркова, ниже мы привели карту. Все отряды, ранее отправлявшиеся на разведку, были малочисленны – с Дмитрием Копыловым отправились 509 казаков, с Иваном Москвитиным – 32. А Петр Петрович Головин снарядил хорошо вооруженную военную экспедицию из 133 человек, и результатов он ждал соответствующих.

Начало похода

Самые хорошо известные годы жизни Василия Пояркова – это время его знаменитого похода, который был начат в 1643-м, а закончен в 1646 году. В июле-месяце отряд, ведомый Поярковым, выйдя из Якутска, на 6 дощаниках (речное несамоходное судно с плоским дном и палубой, грузоподъемностью от 7 до 200 тонн) спустились по Лене до места впадения в нее Алдана. Затем по Алдану и двум рекам его бассейна, Учуру и Гонаму, они поднялись до места первой стоянки.

Путь до стоянки судов

Надо отметить, что продвижение против течения шло не так быстро – от устья Алдана до места впадения в него Учура отряд добирался месяц. Путь по притоку Алдана до устья Гонама занял еще 10 дней. По Гонаму плыть на судах можно было только 200 км, затем начинались пороги, через которые дощаники надо было переправлять волоком. По письменным свидетельствам, порогов было сорок – на все эти трудности ушло еще 5 недель.

Наступила осень, и путешественник Василий Поярков принимает решение часть отряда с грузом оставить зимовать у судов, а самому налегке, в сопровождении 90 человек, отправиться на нартах (длинные сани) через приток Гонама Сутам и через приток Сутама Нуам дальше, до Станового хребта (горная цепь Внешний Хинган).

Своенравное и непрофессиональное поведение

Преодолев этот путь за две недели, В. Д. Поярков попадает в Приамурье, а еще через такой же промежуток времени по притоку Мульмаге выходит к большой реке Зее и, собственно, проникает в Даурию. В некоторых источниках сведения о ходе этой экспедиции отличаются. В одних делается акцент на крутом нраве Пояркова, любимым методом которого было пленение знатных аборигенов и дальнейшее вымогательство даров и принуждение к сотрудничеству. В других говорится, что «письменный голова», хоть он и был крут, но помнил наказ – не обижать местное население.

А виновником дальнейшего неприятия казаков аборигенами считают Петрова. Он, якобы посланный во главе отряда из 40 человек на разведку к Амуру, остановился у большого населенного пункта. Дауры прислали великие дары, но Петров по собственной инициативе напал на поселок, и пешие казаки его отряда были разбиты конными даурами. И дальше по всему Амуру русских путешественников не подпускали к берегам и нападали на них, где только можно.

Первая страшная зимовка

Однако более распространенная версия говорит о том, что лично Василий Поярков, землепроходец и мореплаватель, открыватель новых земель, приказал захватить аманатами (в заложники) представителей даурской знати и держать их в построенном укрепленном остроге с целью принуждения платить оброки не маньчжурам, а русскому царю. Острожек был хорошо укреплен, а казаки знали толк в войне, и все предпринятые атаки местного населения были отбиты. Но с начала января 1644 года и до весны острожек находился в блокаде. Начался лютый голод, и, по письменным свидетельствам, как сам Василий Поярков, биография которого в противном случае здесь бы и закончилась, так и казаки «поедали трупы». Поступки русских пришельцев, взятых в кольцо, вызывали отвращение у сытых дауров. Вести об этом позорном факте неслись впереди экспедиции.

Спуск по Амуру

Весной, когда по каким-то причинам кольцо осаждающих распалось, В. Д. Поярков послал за зимовавшими на берегах Гонама, остальные же под управлением вышеупомянутого Петрова отправились дальше к Амуру на разведку. Вернувшийся отряд Петрова был сильно потрепан, в результате с прибывшим подкреплением общее число казаков под началом В. Пояркова составило 70 человек. Они построили новые лодки и поплыли по Зее до Амура. Повсюду русские встречали неприятие и сопротивление и были вынуждены спуститься до устья этой великой реки.

Новые неведомые племена

Следующим после дауров народом, встретившимся казакам в среднем течении Амура, были землепашцы дючеры. Вести о злых «людоедах» дошли и до их ушей. Ополчением дючеров был уничтожен разведывательный отряд казаков, состоящий из 20 человек. Это истребление посланных в разведку землепроходцев имело место в устье крупного притока Амура – реки Сунгари. Два следующих племени, встретившихся отряду В. Д. Пояркова, не были землепашцами или охотниками – они добывали рыбу. Ею кормились, а в раскрашенные шкуры крупных рыбин одевались. Первое племя называлось гольдами, а второе, жившее в устье Амура, гиляками.

Ничем не оправданные поступки

Согласно сохранившимся хроникам, ни с первым, ни со вторым народами у В. Д. Пояркова не было столкновений, а гиляки сразу охотно присягнули на верность русскому царю и даже отдали первую дань – ясак. Здесь, в устье Амура, казаки стали на свою вторую зимовку. И опять им довелось переживать лютый голод и питаться падалью. Может быть, поэтому, а может, в силу самодурства (правду мы сегодня, к сожалению, так и не узнаем) Василий Поярков, что открыл в эту зиму Амурский лиман и Татарский пролив и узнал о «волосатых людях», проживающих на Сахалине, перед отправлением в дальнейший путь напал на мирных гиляков. В результате этого боя отряд казаков уменьшился вдвое.

Возвращение

Льды вскрылись, и Василий Поярков вышел в Амурский лиман. В дальнейшем в течение трех месяцев он поднимался вдоль юго-западных берегов Охотского моря (все подтверждено документами). Продвигался мореплаватель от устья Амура до места впадения в Охотское (Ламское) море реки Ульи. Здесь после шторма, в который попал сильно поредевший отряд, казаки стали на свою третью зимовку. Но эти земли в 1639 году уже посетил Иван Юрьевич Москвитин, а местные жители платили дань русскому царю. После зимовки отряд (по разным данным, в его составе оставалось от 20 до 50 человек) по реке Мае начал свое возвращение в Якутск, куда и прибыл в середине июня 1646 году.

Заслуги и просчеты экспедиции

Основной целью похода В. Пояркова было обнаружение месторождений свинцовой, медной и серебряной руд, однако она не была достигнута. Кроме того, землепроходец нарушил первоначальный план экспедиции и погубил неправильными решениями многих людей. Но все-таки Василий Поярков (что открыл этот человек, вам теперь известно) подарил России новый путь в Тихий океан и огромные площади новых богатых земель, а также первым проник в бассейн Амура и вошел в историю страны как великий первопроходец, именем которого названы и поселки, и реки, и пароходы. В 2001 году Банком России была выпущена монета достоинством 50 рублей «Экспедиция В. Пояркова». Она входит в серию «Освоение и исследование Сибири».

Надо отметить, что о жестокости В. Пояркова пишется много – и пытками пленных он не брезговал, и пшеничные поля выжигал, чтобы имевшийся вначале избыток хлеба продать повыгоднее. Но самое главное, чего достиг таким поведением В. Поярков, – это резкое неприятие коренным населением участников последующих русских экспедиций, например Е. П. Хабарова. Но вместе с тем Пояркову удалось завершить экспедицию и доставить официальные сведения о новых землях. Последние годы жизни Василия Пояркова прошли в Москве, в покое и достатке. В Сибири он служил до 1648 года в прежней должности.

Комментарии