Земский приказ — центральный орган государственного управления. Земский приказ: описание и история

После периода Великой смуты началось постепенное восстановление управления владимирскими и московскими землями. Многочисленные войны и мятежи ушли в прошлое, в стране стабилизировалось и набирало силу царское самодержавие. Укрепление контроля сопровождалось расширением сети распорядительных органов власти, среди которых был и Земский приказ – центральный государственный орган управления и контроля.

Первые упоминания

В период Смутного времени никаких значительных органов управления власти не существовало. Вся территория России была раздроблена. Но постепенное усиление влияния Московского княжества привело к расширению земель, попадающих под юрисдикцию московского князя, а значит, ему требовались и собственные органы управления землями.

Как самостоятельное учреждение Земский приказ первый раз упоминается в документах 1564 года, хотя отдельные служащие, которые именовались земскими дьяконами, выполняли свои обязанности с 1500 года. Появление централизованных органов правления русскими землями говорит об ослаблении влияния княжеской и боярской аристократии, усилении центральной власти. Земский собор и приказы составляли две ветви существующей власти: законодательную и исполнительную. Первый собор был созван в период правления Ивана Грозного в 1549 году и по времени совпадает с резким обострением конфликта «низов» и «верхов», который проявлялся и в столице русских земель, и на окраинах княжеств.

История созыва Земских соборов насчитывает два столетия. Исторически сложилось так, что назначениями и распоряжениями занимались две палаты: в первой собирались окольничие, бояре, казначеи и дворецкие, во второй – боярские дети, воеводы, княжата и дворяне.

Структура Земского приказа

Основную массу чиновников Земского приказа составляли объезжие головы, назначавшиеся из местных дворян. Они руководили уличными сторожами, стрельцами и пушкарями. Им подчинялись также решеточные приказчики, которые управляли воротами, перегораживающими улицы старой Москвы, ярыги – ответственные за уборку мостовых и различные посадские люди, исполняющие самые разнообразные поручения.

Обязанности Земского приказа

Земский приказ исполнял свои многочисленные обязанности на основании указов и распоряжений действующих властей. Его чиновники вытеснили существующих городских приказчиков и третников – ставленников боярских и княжеских.

Среди основных обязанностей чиновников приказа были:

  • благоустройство подведомственной территории, управление городским хозяйством;
  • сбор налогов;
  • тяжбы и судебные разбирательства с низшими классами населения;
  • охрана правопорядка, тушение пожаров;
  • борьба с кормчеством, публичными домами и азартными играми.

Общий уровень развития Москвы был типичным для средневекового города: узкие улочки, забитые отходами, кучи навоза на мостовых и нестерпимая вонь. К выходным и праздникам предпринимались попытки навести порядок на улицах Москвы, состояние мостовых Никольской и Мясницкой улиц, по которым часто проезжал царь, поддерживалось почти в идеале. Позднее вся черновая работа была возложена на людей низкого сословия – ярыжных. Их также обязали убирать улицы, вывозить нечистоты, служить на конюшнях знатных чиновников.

Работа московской полиции

Земский приказ оплачивал работу московской полиции, которая отвечала за порядок и пресекала мелкие правонарушения. Штат самого управления был невелик. Головой полицейского управления выбирался объезжий голова, которому были выделены кабинет и небольшая канцелярия. В помощь голове выделялись стрельцы и решеточные приказчики. Богатые дворы имели собственную службу охраны и сыска и практически не контактировали с полицией.

Развитие земского управления

В начале 17 века Земский приказ был разделен на два Земских двора, которые управляли двумя разными частями Москвы. Увеличилось число чиновников, служивших в приказах, расширились его функции. Все делопроизводство было разделено на «судные» и «денежные» столы. В особые книги заносились челобитные, ходатайства и принятые после их рассмотрения решения.

После нововведений Петра I, ориентированного на европейский образ жизни, упразднили приказ и Земский собор. Министерство и коллегия были сформированы по западноевропейским образцам. Именно на них была возложена ответственность выполнять функции старинных органов управления.

Возрождение Земства

Во второй половине 19 века упадок существующей системы вынудил царя Александра II провести реформы, касающиеся переустройства государственного управления. Одной из первых прошла реформа местного самоуправления, в которой местные органы власти получили больше полномочий и частично могли принимать самостоятельные решения.

В это время поднимается вопрос о лечении сельских жителей и запускается программа «земский доктор». Приказ о предоставлении медицинской помощи привел в отдаленные уголки страны врачей и фельдшеров, в обязанности которых входило оказание неотложной медицинской помощи.

Условия образовательных программ предоставили право обучаться грамоте самым многочисленным слоям населения – крестьянам. Земство само принимало решение о постройке железных дорог или возведении крупных промышленных предприятий. Большое внимание уделялось и культурной жизни небольших годков и поселков: открывались театры, женские курсы, общественные библиотеки и прочие культурно-просветительные заведения. К сожалению, революции и войны уничтожили весь потенциал, который привнесли в жизнь государства реформы 19 века.

В настоящее время на уроках истории и олимпиадах, посвященных изучению прошлого родного края, часто встречается такое задание: "«Приказ», «земский собор», «министерство», «коллегия» - что лишнее?" Правильным ответом будет «земский собор», так как он являлся законодательным органом власти, а все остальные перечисленные институты государственного управления - исполнительными.

Комментарии