Аугсбургский мир 1555 года
Знаменитый Аугсбургский мир был подписан после того, как в Европе началось распространение нового христианского учения. Система, установленная в 1555 году, просуществовала 60 лет, вплоть до начала Тридцатилетней войны.
Реформация
В 1517 году в немецком городе Виттенберге произошло знаменательное событие. Монах из ордена августинианцев Мартин Лютер вывесил на двери местной церкви бумагу с 95 тезисами. В них он осуждал порядки, царившие в Римской католической церкви. Незадолго до этого появилась возможность покупать индульгенции (отпущение грехов) за деньги.
Коррупция и отход от принципов Евангелия сильно ударили по престижу Католической церкви. Мартин Лютер стал основоположником Реформации – процесса борьбы за реформы в христианском мире. Его последователей стали называть протестантами или лютеранами (это более узкий термин, помимо лютеран среди протестантов, например, были еще и кальвинисты).
Обстановка в Германии
Центром Реформации стала Германия. Эта страна не была единым государством. Ее территория была поделена между множеством князей, которые подчинялись императору Священной Римской Империи. Власть этого верховного монарха никогда не была монолитной. Князья зачастую вели самостоятельную внутреннюю политику.
Многие из них поддержали Реформацию и стали протестантами. Новое движение стало популярным и среди простых жителей Германии – горожан и крестьян. Это привело к конфликту с Римом, а в итоге и с императорской властью (императоры оставались католиками). В 1546-1547 гг. разразилась Шмалькальденская война. Она разорила страну и показала неэффективность старых порядков. Появилась необходимость найти компромисс между противоборствующими сторонами.
Длительные предварительные переговоры
Прежде чем стороны подписали Аугсбургский мир, прошло множество переговоров, которые растянулись на несколько лет. Первым их успехом стало то, что среди князей и курфюрстов нашлись те, кто согласились быть посредниками между католиками и протестантами. Император Священной Римской Империи Карл V Габсбург в это время поссорился с Папой Римским, что дало еще больше шансов на удачный исход предприятия.
Аугсбургский мир стал возможным еще и потому, что интересы католиков стал представлять германский король Фердинанд I. Этот титул во многом считался формальным, но его носил брат императора Карла, который являлся его правой рукой. Главой протестантов на переговорах выступил курфюрст Мориц Саксонский.
Нейтральными князьями стали правители и той, и другой ветви христианства. Среди них были государи Баварии, Трира, Майнца (католики), а также Вюртемберга и Пфальца (лютеране). Перед основными переговорами, на которых был подписан Аугсбургский мир, также произошла встреча правителей Гессена, Саксонии и Бранденбурга. На ней были согласованы позиции, которые также устраивали императора. При этом Карл V отказывался участвовать в переговорах. Он не хотел идти на уступки протестантам и оппозиционным князьям. Поэтому император делегировал свои полномочия брату Фердинанду. В это время Карл находился в своих испанских владениях (Габсбурги контролировали огромные территории по всей Европе).
Заседание рейхстага
Наконец, 5 февраля 1555 Аугсбург принял у себя рейхстаг Империи, где встретились все стороны и участники конфликта. Фердинанд I был на нем председателем. Переговоры проходили в нескольких куриях в параллельном режиме. Между собой отдельно договаривались курфюрсты, свободные города и князья. Наконец, в сентябре Аугсбургский мир был подписан Фердинандом на условиях, в которых было много уступок протестантам. Это не понравилось императору Карлу. Но поскольку он не мог саботировать процесс, чтобы не начать войны, то решил отречься от престола за несколько дней до подписания договора. Заключение Аугсбургского мира состоялось 25 сентября 1555 года.
Условия и значение Аугсбургского мира
Несколько месяцев делегаты согласовывали условия, прописанные в документе. Аугсбургский религиозный мир закреплял за лютеранством официальный статус в Империи. Однако и в этой формулировке есть серьезные оговорки.
Устанавливался принцип свободы вероисповедания. Он распространялся на так называемые имперские сословия, в которые входили привилегированные члены общества: князья, курфюрсты, имперские рыцари и жители свободных городов. Однако свобода вероисповедания не затрагивала вассалов князей и жителей их владений. Таким образом, в Империи восторжествовал принцип «чья земля, того и вера». Если князь желал обратиться в лютеранство, он мог сделать это, однако такой возможности не было, например, у крестьян, живших на его земле. Однако Аугсбургский религиозный мир разрешал недовольным выбором правителя эмигрировать в другой регион империи, где была установлена приемлемая вера.
В то же время католики добились уступок со стороны лютеран. Заключение Аугсбургского мира привело к тому, что аббаты и епископы, решившие перейти в протестантизм, лишались своей власти. Так католики смогли сохранить за собой все церковные земли, закрепленные за ними до заседания рейхстага.
Как видим, значение Аугсбургского мира было огромным. Впервые противоборствующим сторонам удалось разрешить конфликт посредством переговоров, а не войны. Также был преодолен политический раскол Священной Римской Империи.