Абашевская игрушка: как сделать своими руками
Во все времена человечества, начиная с примитивных племен и заканчивая сегодняшним днем, его сопровождали игрушки. Первоначально, это были примитивные фигурки божков, которым люди поклонялись, но постепенно они стали развивающим и развлекающим атрибутом для детей.
Абашевская игрушка достаточно «молода», этому виду народного промысла всего 200 лет, но она имеет свою историю и конкретную «прописку».
История глиняной игрушки
Гончарное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, поэтому узнать, кто впервые из остатков глины после лепки посуды начал формировать и обжигать фигурки людей и животных, невозможно. Абашевская глиняная игрушка названа так благодаря своему «происхождению» из одноименного села в Спасском уезде Пензенской губернии.
В селе Абашево большинство дворов занималось производством посуды, но в 12-ти хозяйствах стали производить игрушки, которые стали пользоваться спросом.
Некоторые мастера опирались на традиции древности, но были и такие, что зародили совершенно новые формы, которые передавались в семье из поколения в поколение. Абашевская игрушка, история которой напрямую связано с историей села, смогла «пережить» и сохранить свою самобытность до наших дней.
Село Абашево
Большая часть населения села придерживалась старообрядчества. Избегая общения с иноверцами, раскольники выбирали народные виды промыслов, которые можно ограничивать рамками общины. У них были достаточно строгие правила, которые предписывали избегать иноверцев, как на уровне личного общения, так и атрибутов быта.
Их религия нашла отражение в свистульках, «визитной карточкой» которой стала абашевская игрушка в виде оленя с высокими, как лестница в небеса, рогами. Большинством мотивов глиняных безделиц были фигурки животных, которые издревле для славян символизировали различные аспекты жизни:
- птица – это удача, счастье;
- конь символизировал солнце;
- медведь – силу, власть и могущество;
- баран и корова – символ плодородия;
- олень – изобилие.
Абашевская игрушка (фото это отражает) часто выполнялась мастерами в виде людей, характеризующих отношение их автора к окружающему миру. Например, барыни символизировали глупых городских девиц в смешных шляпках, а отношение к властям часто выполнялось в виде фигуры городового или полисмена. Если у них в руках были птицы, это значило, что у власти стоят воры.
В начале 20 века абашевская игрушка стала настолько популярна, что ее выставки проходили не только в Москве, но и Лондоне, и Париже.
Отличительные черты абашевской игрушки
Особая форма игрушек из села Абашево моментально выделяет их из десятков видов поделок, сделанных мастерами из другой местности. Удлиненные тела и непомерно длинные шеи с маленькой головой у животных были воплощением мира удивительного мастера Лариона Зоткина. В начале 20 века уже полностью сформировалась, как форма, так и окраска глиняных дудочек из Абашево.
Хотя все «герои» абашевских мастеров вполне узнаваемы, им присущи некоторые фантастические черты:
- вытянутые несоразмерно тела животных устойчиво стоят на коротких широко расставленных ногах;
- длинные утолщенные шеи заканчиваются маленькой головой;
- тщательно и глубоко прорезанные глаза;
- головы козлов, оленей, быков и баранов украшают большие, часто многоярусные рога;
- четкие линии челок, грив и бород.
По своей форме абашевская игрушка больше напоминает наскальную живопись, когда древние люди еще только учились воплощать окружающий мир через рисунок. Рога животных символизируют древо жизни, а их хвосты являются отверстием, куда нужно подудеть, чтобы игрушка начала «говорить». Мастера из Абашева никогда не лепили сценки из жизни, не придавали своим поделкам движение. Все они крепко «стоят» на ногах, символизируя прочные корни с матерью-землей.
Благодаря тому, что этот вид народного промысла был сосредоточен в одной деревне, он положил начало зарождению династий мастеров.
Династии абашевских мастеров
Династия Зоткиных, самых знаменитых мастеров глиняной игрушки, началась с Акинфия Фроловича, рожденного в 1883 году, и его брата Лариона. Их внуки и правнуки живы сегодня и продолжают традиции своих прадедов.
Именно Ларион Зоткин в 20-30-е годы дал «новую» жизнь абашевской игрушке. В селе даже была организована гончарная артель. Его работы легли в основу произведений его последователей. Абашевская игрушка (фото это демонстрирует) имеет свой музей, но не только в родном селе выставлены работы династии Зоткиных. Они находятся в музеях Пензы, Сергиева Посада и в частных коллекциях.
Среди других знаменитых фамилий династии Зузенковых, Малышевых, Еськиных, Нагаевых и других. Каждое новое поколение приносило свое видение в образ абашевской игрушки.
Подготовка глины
Прежде чем думать, как слепить абашевскую игрушку, требуется особое внимание уделить подготовке глины к работе. В 19 веке добыча необходимого сорта глины часто сопровождалась риском для жизни. Ее готовили зимой с запасом на многие месяцы.
Сегодня глину можно взять из карьера или купить в магазине. Если глина из места ее добычи, без синтетических добавок, то ее предварительно следует просушить. После этого глину измельчают, удаляя примеси, и разводят водой в пропорции 1/3.
Важно, чтобы масса получилась без комков. Разведенный материал следует оставить на некоторое время, чтобы песок и другие примеси осели на дно емкости.
Очищенной таким образом глине нужно дать слегка загустеть до уровня теста для пельменей, после чего тщательно размять руками, удаляя лишний воздух. Чтобы проверить готовность глины к работе, из нее следует скатать «колбаску» и медленно согнуть в подкову. Если она не даст трещин, можно приступать к лепке.
Лепка абашевской игрушки
Сегодня одним из способов развития моторики рук, фантазии и интереса к народному промыслу у детей является обучение их лепить фигурки из пластилина и глины. Начиная с самых простых и понятных малышам «блинов» и «колбасок» из глины, можно показать им, как лепить абашевскую игрушку поэтапно:
- Глина тщательно разминается пальчиками, чтобы согреть материал и придать ему эластичность.
- Из комка глины скатать «колбаску» с утолщенным, как у морковки концом.
- В более толстую часть заготовки вставить до середины ее размера деревянный округлый брусок, который позволит оставить внутри игрушки пустоту, необходимую для свистка.
- Верхнюю часть глиняной заготовки над бруском согнуть – это будет шея животного, из конца которой лепится небольшая мордочка.
- Из туловища вынуть брусок, вылепить небольшие утолщенные ноги, а «хвостик» вытянуть в виде мундштука дудочки.
- Сделать по бокам туловища дырочки, чтобы дудочка засвистела
Можно стекой вырезать фигурке не только глаза, но и «шерсть», уздечку, различные украшения. Дети постарше могут самостоятельно вылепить рога, малышам проще начинать с собачек и кошечек, которые им хорошо знакомы. Подобную игрушку будет интересно сделать не только ребенку. Многие взрослые люди начинают увлекаться гончарным искусством, одним из видов которого является абашевская игрушка.
Обжиг и роспись
После того как изделие подсохло, его необходимо подвергнуть обжигу. Старые мастера использовали для этого специальные горны – круглые печи из огнеупорного кирпича. Стандартный размер таких печей был 1,5 м в ширину и 2 м в высоту, и когда-то в Абашево почти в каждом дворе ежедневно разжигались горны, чтобы сделать посуду или игрушки крепкими и прочными.
Чтобы игрушки не треснули, их обкладывали черепками, а печку топили дубовыми или березовыми дровами. После обжига следующий этап, который проходила абашевская игрушка – раскраска. Ей свойственна узнаваемая всеми манера росписи – готовое изделие покрывалось сплошным слоем однотонной яркой краски. Мастера 19 века использовали глазурь, но после того, как появились масляные краски, перешли на них.
Покрытые слоем масляной краски, фигурки высыхали, после чего расписывались мелкие элементы и на последнем этапе покрывались лаком. С появлением эмали необходимость в лакировании отпала.
В современных гончарных печах процесс проходит быстрее и с большей безопасностью для изделий, а используя глину, купленную в специализированных магазинах, нет ничего проще, чем понять, как сделать абашевскую игрушку своими руками.
Музей в Абашево
Усилиями энтузиастов и мастеров, проживающих и сегодня в Абашево, в бывшем доме Зоткиных устроен музей игрушек из глины. В коллекции есть как изделия мастеров 19 – начала 20 века, так и тех, кто производил игрушки в артели, а позже на фабрике.
Возрождение абашевского промысла
Специально созданный фонд возрождения абашевской игрушки заботится о том, чтобы традиции старых мастеров продолжали жить. Фонд поощряет молодежь проявлять интерес к этому виду искусства, для чего в Спасском колледже открыт новый факультет – «специалист по керамике».