Наскальная живопись
Первобытная наскальная живопись выглядит как двухмерное изображение объекта. Техника передачи объема рисунка возникла только в эпоху Возрождения. Главным персонажем искусства палеолита являлся бизон, а также другие крупные животные. Найдено множество изображений носорогов, мамонтов и диких туров, а также разнообразные сцены охоты. Изображения растений и людей встречаются крайне редко, что говорит о культовом, а не эстетическом назначении рисунков. Самое удивительное, что, несмотря на свой солидный возраст, многие краски сохранили свою первозданную яркость.
Наскальная живопись первобытных людей достаточно разнообразна по технике исполнения. Пропорции, как правило, не соблюдались – огромный лев мог быть изображен рядом с крошечным горным козлом. Часто по рисункам древних людей можно судить о том, как выглядели вымершие животные, например, мамонты. Движения на пещерных рисунках передавалось положением ног, поворотом головы или наклоном тела. Предполагается, что наскальные рисунки выполняли культовую функцию – животным поклонялись, их остерегались. Первобытные люди, вероятно, верили, что изображения животных защищают от злых сил и помогают во время охоты, от исхода которой зависело само существование племени. Часто на рисунках изображены копья, что по замыслу художника должно было принести удачу на охоте.
Многие племена до сих пор считают, что их род начался от какого-либо животного – орла, змеи или медведя. Помимо изображений животных встречаются не совсем понятные рисунки – геометрические фигуры различной формы и скопления цветных пятен и точек.
Наскальная живопись из-за своего обрядового значения часто расположена в труднодоступных участках пещер, на глубине сотен метров. Нанесение рисунков представляло своего рода обряд, при котором художник трудился при свете плошек, наполненных горящим жиром диких животных, или пучков мха и шерсти. Изображения выцарапывались камнем или наносились краской. Многие
пещеры с рисунками первобытных художников привлекают множество туристов и
ученых со всего мира. Так пещеру Альтамира в Испании именуют
«Сикстинской капеллой» первобытного искусства. Наскальная живопись протянулась
здесь на 300 метров. Некоторые рисунки достигают двухметровой высоты.
Наскальная живопись палеолита
Зачастую художники этого периода использовали выступы скал при нанесении рисунков, что усиливало визуальный эффект. Использовались оксиды различных металлов и естественные красители, которые смешивали с жиром животных или водой. Наскальные изображения наносили при помощи пальцев или специальных
«кистей», сделанных из трубчатых костей животных. Иногда краситель просто
выдувался через трубку на влажную поверхность скалы, причем закрашивалось полностью все изображение.
Часто на скалах обнаруживают отпечатки рук доисторических людей. Древний художник прижимал руку к поверхности камня, а затем заливал ее краской. Такие же отпечатки характерны для искусства австралийских аборигенов, хотя этот континент находится в тысячах километров от Европы.
Пользовались древние художники и массивными каменными резцами для глубокой проработки контура. Такие каменные инструменты достаточно часто находят на стоянках древних людей. В эпоху среднего и позднего палеолита обработка контуров рисунков становится более тщательной, появляются изображения на каменных плитках, бивнях и рогах животных. Возможно, рисунки наносились и на поверхность дерева, но до наших дней такие образцы не сохранились по понятным причинам. Искусство палеолита представлено во всех основных видах: скульптура, резьба по кости и камню, живопись, графика и барельефы.